Помощь родителям в экономической социализации детей младшего подросткового возраста
статья на тему

Рассмотрены понятие «экономическая социализация, результаты проведённого исследования. Определены условия эффективного построения психолого-педагогической помощи семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomoshch_roditelyam_-_statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Автор: Миронова Е.А.

Аннотация.  Рассмотрены понятие «экономическая социализация, результаты проведённого исследования. Определены условия эффективного построения психолого-педагогической помощи семье.

Ключевые слова: семья, экономическая социализация, младший подросток, психолого-педагогическая помощь семье.

Постановка проблемы.  Роль экономики постоянно возрастает и возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современном экономическом обществе. Ответственность за воспитание такого поколения ложится на семью. В случае игнорирования проблем экономической социализации, возникают достаточно серьёзные социальные проблемы, ведущие к нарушению представлений о ценности своего и чужого имущества, преувеличению роли денег и преуменьшению ценности жизни, неумению распоряжаться собственными средствами, что может привести к  повышению уровня детской преступности. Так, по данным полиции, рост подростковых преступлений за 2013-2014 год составил около 5%, а общее количество стоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних детей — 175 тысяч [4].  В связи с этим важно не допустить ухудшения текущей ситуации и  помочь семье научиться правильно решать вопросы, связанные с экономической социализацией младшего подростка.

Следует отметить, что чёткого определения понятия «экономическая социализация» не существует. Если брать за основу определение социализации Ковалёвой А.И. [3, с.12], возможно выделить следующее определение. Экономическая социализация – это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социально-экономических норм и образцов экономического поведения, позволяющих индивиду функционировать в различных видах экономической деятельности и исполнять различные экономические роли.

С целью определения особенностей протекания данного процесса и выявления степени участия родителей и педагогов в данном процессе был проведён констатирующий эксперимент, включающий в себя проведение анкеты для педагогов, анкеты для родителей, интервью с детьми и контент-анализа сайтов и форумов. В исследовании принимали участие 30 родителей, 32 педагога, 15 детей.

В процессе исследования были выявлены следующие особенности:

1)Большинство родителей (77%) считают помощь в экономической социализации младших подростков необходимой и готовы её получить; 2) Большинство педагогов (66%) не видят необходимости в оказании подобной помощи и не готовы её оказывать. Возможно, это связано с нежеланием педагогов брать на себя дополнительную работу или с низким уровнем экономической социализации самих педагогов.  3) У детей имеется достаточный потенциал для формирования экономической грамотности, но отсутствие у семей выработанной стратегии экономической социализации замедляет этот процесс. 4) Контент – анализ сайтов позволил выявить наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с нарушением процесса экономической социализации: проблема детского воровства, неумение ценить и беречь личные вещи, порча чужих вещей, неуважение к труду родителей, отсутствие представлений о ценности денег, неумение распоряжаться средствами.

В соответствии с выявленными затруднениями, была построения программа, содержащая: 1) Серию семинаров, направленную на повышение грамотности педагогов в вопросах экономической социализации младших подростков; 2) Серию консультаций для родителей, направленную на формирование у них более полных представлений об особенностях экономической социализации; 3) Создание ряда методических рекомендаций для родителей, направленных на оказание помощи семье в решении выявленных посредством проведения контент-анализа проблем.

Систематическая реализация данной программы может повысить уровень грамотности педагогов и семей, что будет способствовать повышению уровня экономической социализации у младших подростков.

     

  Литература:

  1. Анкудинова Е.В. Экономическая социализация как психологический феномен// Вестник ТГПУ. -  2009. - №11. – С. 126 – 130.
  2. Кардышев А.Д. Психологические этапы и субъекты экономической социализации детей в современном обществе// Вестник бурятинского государственного университета. – 2012. - Спецвыпуск Д. – С. 50.
  3. Ковалёва А.И. Социализация// Энциклопедия гуманитарных наук. – 2004. - № 1. – С. 12 – 18.
  4. То ли наказывать, то ли молиться. Выпуск от 10.02.2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.gazeta.ru/social/2014/02/10/5899165.shtml

Literature:

  1. Ankudinova E. V. Economic socialization as a psychological phenomenon// Bulletin TSPU. -  2009. - №11. – Pages 126 – 130.
  2. Kardishev A. D. Psychological stages and actors of the economic socialization of children in modern society// Bulletin state University of Buratia. – 2012. - The Special Edition D. – Page. 50.
  3. Kovaleva A. I. Socialization// Encyclopedia of Human Sciences. – 2004. - № 1. – Pages 12 – 18.
  4. Whether to punish, or to pray. Release from 10.02.2014 [Electronic resource]. URL:

http://www.gazeta.ru/social/2014/02/10/5899165.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...

Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...

Психолого-педагогическая помощь родителям в экономической социализации младших подростков

Экономическая социализация детей является важной задачей современной психолого-педагогической практики, поскольку роль экономики постоянно возрастает и вместе с этим возникает необходимость в воспитан...

Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...

Использование потенциала микрорайона школы для социализации детей младшего школьного возраста.

Статья посвящена проблеме социокультурного  развития младших школьников, которая  является одним из определяющих факторов личностного развития. Это тема  актуальна  на сегодняшний ...

Воспитательный диалог как средство социализации детей младшего школьного возраста

В статье анализируется проблемы социального сиротства, их взаимосвязь с семьей. Дается определение понятиям опека, попечительство, «дети-сироты», «дети, оставшихся без попечения роди...