Психолого-педагогическая помощь родителям в экономической социализации младших подростков
статья на тему

Экономическая социализация детей является важной задачей современной психолого-педагогической практики, поскольку роль экономики постоянно возрастает и вместе с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и эффективно взаимодействовать в современном экономическом обществе. Между тем, поскольку именно в семье ребёнок проводит большую часть времени и именно семья осуществляет финансовое обеспечение ребёнка, определяет размер карманных денег или их отсутствие, принимает решение о покупке новых вещей для ребёнка и, в некоторых случаях, о материальном поощрении успехов ребёнка, то чрезвычайно важно становится  помочь семье научиться правильно решать эти вопросы.   Описанные выше закономерности являются причиной возникновения научного интереса к заявленной теме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миронова Елена Александровна

Психолого-педагогическая помощь родителям в экономической социализации младших подростков

Экономическая социализация детей является важной задачей современной психолого-педагогической практики, поскольку роль экономики постоянно возрастает и вместе с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и эффективно взаимодействовать в современном экономическом обществе. Между тем, поскольку именно в семье ребёнок проводит большую часть времени и именно семья осуществляет финансовое обеспечение ребёнка, определяет размер карманных денег или их отсутствие, принимает решение о покупке новых вещей для ребёнка и, в некоторых случаях, о материальном поощрении успехов ребёнка, то чрезвычайно важно становится  помочь семье научиться правильно решать эти вопросы. Описанные выше закономерности являются причиной возникновения научного интереса к заявленной теме.

Экономическая социализация как особая категория общей социализации ребёнка стала рассматриваться в психолого-педагогических источниках относительно недавно в связи с повышением значимости экономической составляющей жизни. В настоящее время отечественные исследователи рассматривают в своих работах многие теоретические и практические аспекты экономической социализации. Например, О.С. Денека в своих работах особое внимание уделяет экономическим мотивам и особенностям экономического поведения [3]. Андреева И.В. выделяет общие проблемы психологии денег и социокультурные особенности отношения к ним [1]. Е.В. Анкудинова рассматривает экономическую социализацию как психологический феномен, описывает её через категории экономического сознания, экономического поведения и экономической роли [2].

В зарубежной литературе внимание экономической социализации стали уделять значительно раньше. Так, Э.Шпрангер, выделил тип экономического человека, которому должны быть присущи «созидательность, практичность, стремление к полезности познания и деятельности» [4]. А психолог Б. Стаси  выделил примерные этапы экономической социализации детей [5, с.50].

Так, по его классификации дети в процессе социализации проходят следующие этапы: 1) в 4 – 6 лет – дети получают элементарные понятия о деньгах и покупках; 2) в 6 – 8 лет – происходит развитие понятия о денежной системе, осознание взаимосвязей между деньгами и работой как их источником; 3) в 7 – 9 лет – формируется понимание ценности денег; 4) в 10 – 12 лет – формируется более дифференцированное экономическое понимание, способность строить экономические отношения; 5) в 13-15 лет – приближение к взрослым в знании об экономических отношениях, осознание социально-экономического неравенства и положения своей семьи в социальной структуре.

Следует отметить, что этапы социализации Б. Стаси носят достаточно универсальный характер, но возрастные границы в настоящий момент недостаточно чёткие. В зависимости от  уровня и положения каждой конкретной семьи, а также от социального окружения ребёнка, границы могут  смещаться  и приводить к ускорению или замедлению экономической социализации. Также, поскольку сферой интереса данного исследования являются дети младшего подросткового возраста, то особое значение для нас будут иметь последние два этапа. Руководствуясь данной периодизацией можно предположить, что большая часть детской выборки должна иметь достаточно чёткие представления о некоторых экономических категориях, способность участвовать в экономических отношениях и иметь тенденцию к приближению к взрослым в знании об экономических отношениях.  

Тем не менее, не смотря на то, что данная проблема рассматривается в различных источниках, она всё ещё не раскрыта полностью и чёткого определения понятия «экономическая социализация» не существует.

Если брать за основу определение социализации Ковалёвой А.И., в соответствии с которым «социализация – двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе» [6, с.12], становится возможным выделение определения экономической социализации. Так, под экономической социализацией можно понимать двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социально-экономических норм и образцов экономического поведения, позволяющих индивиду функционировать в различных видах экономической деятельности и исполнять различные экономические роли.

Если рассматривать экономическую социализацию в данном контексте, то основным её направлением можно назвать формирование у детей умения действовать в условиях современной экономики. Таким образом, формирование экономически развитой личности становится важной задачей современной образовательной практики.

С целью определения особенностей протекания процесса экономической социализации у младших подростков и выявления степени участия родителей и педагогов в данном процессе был проведён констатирующий эксперимент.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследовательской работы: 1) Выявить отношение родителей к вопросу необходимости экономической социализации детей; 2) Выявить отношение педагогов к вопросу необходимости экономической социализации детей; 3) Выявить особенности отношения детей к различным экономическим категориям; 4) Определить специфику проблем, возникающих у семей и имеющих связь с нарушением процесса экономической социализации.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие диагностические методы - анкета для педагогов, анкета для родителей, интервью, контент-анализ сайтов и форумов. В исследовании принимали участие 30 родителей, 32 педагога: 14 учителей начальных классов, 4 воспитателя группы продлённого дня, 14 учителей – предметников; 15 детей.

Процедура исследования. Для облегчения выявления и сравнения мнений педагогов и родителей, анкеты для этих двух категорий содержали схожие вопросы. Все вопросы были разделены на три блока: 1 блок – направлен на выявление отношения к проблеме; 2 блок - направлен на выявление особенностей экономической социализации, присущих данной семье/ на выявление тех методов и приёмов, которые педагоги готовы использовать для помощи семье в экономической социализации младшего подростка; 3 блок – направлен на выявление проблем, которые могут препятствовать педагогам в оказании помощи семье в экономической социализации младшего подростка.

Метод интервью был использован на детской части выборки для получения наиболее полных представлений об особенностях семейной позиции, касательно денежных и имущественных отношений, выявления особенностей протекания экономической социализации в данных семьях. С согласия родителей интервью детей записывалось. Интервью проводилось индивидуально с каждым ребёнком и включало в себя следующие вопросы: 1) Советуются ли с Вами родители, когда планируют купить что-то крупное? 2)Что такое семейный бюджет? 3) Что такое собственность? 4)Как ты относишься к своей и к чужой собственности? 5) Имеешь ли ты собственные средства  (карманные деньги)? Зачем их тебе дают? А как бы ты сам хотел их тратить? 6) Как бы ты хотел жить через 10 лет? 7) Что нужно сделать, чтобы достичь такой жизни?

Контент-анализ сайтов и форумов был проведён с целью выявления спектра  проблем, связанных с нарушением экономической социализации. Для анализа были выбраны родительские форумы и сайты общего пользования.  Критериями для отбора послужили:  1)Разнообразие тем и обсуждаемых вопросов (в целях более объективного анализа выбирались форумы и сайты с обширным спектром обсуждаемых проблем и вопросов); 2)Родительская аудитория (с целью получения большего количества данных, были взяты форумы и сайты с чисто родительской аудиторией, на этих форумах родители активно делились личным опытом, давая дополнительный материал для анализа); 3)Посещаемость (с целью получения современных данных, были выбраны форумы и сайты с достаточно высокой посещаемостью, последние темы которых были размещены не более полугода назад).

В соответствии с этими критериями были выбраны следующие форумы: forum.mamka.ru; сайт «Интернет для женщин» - woman.ru; форум взаимопомощи сайта «Психологический городок» - psygorodok.ru; форумы сайтов eka-mama.ru, u-mama.ru, chado.spb.ru, http://psycheforum.ru/.

Результаты исследования. Анализ и сравнение результатов анкетирования педагогов и родителей позволили сделать следующие выводы:

  1. Имеются различия между отношением педагогов и отношением родителей к проблеме экономической социализации младших подростков.

Рис. 1. Отношение педагогов к проблеме экономической социализации младших подростков (участвовало 32 человека).

Рис. 2. Отношение родителей к проблеме экономической социализации младших подростков (участвовало 30 человек).

Таким образом, можно увидеть несоответствие между мнениями педагогов и родителей. Педагоги не считают экономическую социализацию проблемой, в то время как большинство родителей видят и отмечают наличие данной проблемы.  

  1. Было выявлено, что наиболее эффективными формами работы, которые могут быть использованы для оказания помощи семье в экономической социализации младших подростков, большинство педагогов считают родительские собрания (52 %) и индивидуальные консультации (35 %), небольшая часть педагогов склоняется к необходимости использования дистанционных форм работы с семьёй (13 %). Тем не менее, готовность применять эти формы и методы в своей педагогической деятельности у опрошенных учителей снижена или отсутствует: большинство педагогов уклонились от ответа на данный вопрос или выразили свою неготовность. Лишь трое опрошенных указали, что готовы применять в своей работе дистанционные способы взаимодействия с семьёй. Личные формы взаимодействия не были выбраны ни одним из опрошенных.

Подобные результаты могут быть связаны с нежеланием педагогов брать на себя дополнительные обязанности, а также с тем, что педагоги не видят необходимости подобной работы.

  1. В качестве наиболее трудных для семьи педагоги выделяют два аспекта экономической социализации: необходимость научить ребёнка бережному отношению к личной собственности (44 %)  и к чужому имуществу (48 %). Препятствием для оказания помощи семье в экономической социализации младшего подростка педагоги считают неготовность родителей ребёнка к взаимодействию. Также многие педагоги в графе «другое» называют в качестве проблемы недостаток времени и ненужность подобной работы.

Между тем, большая часть родителей готова принять помощь со стороны, считая её необходимой (рис.3).

Рис. 3.  Готовность семьи принять помощь в экономической социализации младшего подростка (участвовало 30 человек).

Таким образом, мы видим проблему недопонимания двух сторон. Педагоги не считают экономическую социализацию проблемой и не видят необходимости в оказании помощи семье в этом вопросе. Также большинство педагогов не готово участвовать в оказании подобной помощи семье. Сами же семьи считают эту область проблематичной и большинство из них готовы принять помощь со стороны школы. В связи с этим требуется проведение психолого-педагогической работы с обеими категориями: с педагогами -  для повышения их педагогической компетентности, формирования представлений об экономической социализации как о современной педагогической проблеме и готовности помочь семье в данном вопросе, с семьёй – для того, чтобы она получила помощь, в которой нуждается.

В ходе интервью были получены следующие результаты:

Ответы детей, свидетельствующие о положительном прохождении экономической социализации.

Ответы детей, свидетельствующие о замедлении экономической социализации.

Советуются ли с Вами родители, когда планируют купить что-то крупное?

5 человек. «Да, они спрашивают, какой цвет лучше выбрать, какую модель», «Да, родители говорят о том, что хотят купить и спрашивают, как я к этому отношусь…», «Да, если эта покупка касается меня.

10 человек. «Нет, если им надо что-то купить, они просто берут и покупают это», «Нет, я такого не помню», «Нет. А зачем?»

Что такое семейный бюджет?

7 человек. «Это то, что помогает семье рассчитывать, что и как тратить», «Это деньги, которые приносит мама, папа, брат, бабушка и их использование», «Это то, что планирует семья – куда, что тратить, сколько копить и т.д.».

8 человек. «Не знаю», «Затрудняюсь ответить», «Я знаю, но объяснить не могу».

Что такое собственность?

14 человек. «Это я сам и всё, что я имею», «Это те дорогие и не очень  вещи, которые есть лично у меня», «Это то, что принадлежит мне».

1 человек. «Не могу сформулировать».

Как ты относишься к своей и к чужой собственности?

8 человек. «К своей бережно, больше такую вещь не купят, если сломаю.  А к чужой ещё бережнее, иначе потом стыдно будет», «К своей хорошо, я никогда ничего не ломаю, к чужой также».

7 человек. «Смотря к какой. Телефоны, мне надоедают, и я их ломаю, чтобы новый купили. С чужими вещами обращаюсь аккуратно», «Смотря какая вещь…».

Имеешь ли ты собственные средства  (карманные деньги)?

9 человек. «Да, мне дают родители», «Да, на праздники дарят», «Да, но мало».

6 человек. «Нет, мне не дают», «Нет».

Зачем их тебе дают?

9 человек. «Чтобы купить что-то в столовой», «Заплатить за обед».

А как бы ты сам хотел их тратить?

9 человек. «Покупать одежду», «Покупать самое необходимое, например, влажные салфетки», «Ходить в кино, в кафе».

Как бы ты хотел жить через 10 лет?

13 человек. «Богатым человеком. Заработать денег, а потом уже заняться любимым делом», «Быть замужем и не работать».  

2 человека. «Да, без разницы, не знаю», «Не думал».

Что нужно сделать, чтобы достичь такой жизни?

13 человек. «Получить образование, найти своё место», «Быть активным и всё попробовать, выбрать то, что подойдёт», «Стать начальником», «Всё планировать».

2 человека. «Ничего».

Рис.4. Данные, полученные в ходе интервью (опрошено 15 человек).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Большинство детей имеют достаточно дорогое имущество. При этом отношение к этому имуществу у 7 человек из 15 напрямую связано с его ценностью, они выражают готовность беречь только новые и нравящиеся им вещи. Остальные опрошенные готовы беречь и свои и чужие вещи, независимо от их ценности. Скорее всего, эта разница вызвана особенностями воспитания.
  • Большая часть опрошенных имеет определённое количество средств («карманных денег»), но расходует их под строгим контролем родителей.
  • Лишь небольшая часть опрошенных (5 человек) привлекается семьёй для решения экономических вопросов;
  • Практические все опрошенные (кроме 2 человек) мечтают о достаточно высоком уровне жизни в будущем и среди путей достижения этого уровня называют: планирование, замужество, умение опережать других.

Таким образом, очевидной становится неравномерность экономического развития детей. У детей имеется достаточный потенциал для формирования экономической грамотности, но отсутствие у семей выработанной стратегии экономической социализации замедляет этот процесс.

Контент-анализ сайтов проводился по следующим параметрам: частота называния проблемы, наличие сопутствующих проблем, наличие или отсутствие данных о разрешении проблемы. Проведённый анализ позволил выявить наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с нарушением хода экономической социализации. Представляем перечень проблем в порядке частоты обращений – от наиболее часто встречающихся до более редких: 1)Проблема детского воровства; 2) Неумение ценить и беречь личные вещи; 3) Порча чужих вещей; 4)Неуважение к труду родителей; 5)Отсутствие представлений о ценности денег; 6) Неумение распоряжаться средствами.

Возникновение данных проблем чаще всего сопровождалось возникновением и других сопутствующих проблем и было связано с нарушением хода экономической социализации. Данные о положительном разрешении проблемных ситуаций, присутствовавшие в сообщениях тех пользователей, которые делились своим личным опытом, были в большинстве случаев связаны с применением коррекционных мер, а затем поддерживанием достигнутого результата посредством профилактики. Таким образом, своевременная профилактическая и коррекционная работа способны изменить ситуацию в лучшую сторону, способствовать исправлению допущенных ошибок и формированию правильного с экономической точки зрения хода мыслей и действий у младших подростков.

Подводя итоги, следует  ещё раз отметить следующие моменты:

  • Процесс экономической социализации младших подростков ещё не до конца изучен и требует дополнительного рассмотрения;
  • Несмотря на то, что родители понимают необходимость экономической социализации детей, они не имеют достаточной грамотности для её полноценного осуществления;
  • Существует необходимость в психолого-педагогической помощи семье в экономической социализации младших подростков;
  • Нарушение хода экономической социализации ведёт к возникновению ряда серьёзных проблем;
  • Своевременная профилактическая и коррекционная работа способны помочь младшему подростку сформировать экономическое сознание, принять нормы и способы экономического поведения.

Таким образом, экономическая социализация является сложной, многофакторной проблемой, требующей дополнительного изучения,  а формирование экономически развитой личности становится важной задачей современной образовательной практики.

Список литературы:

  1. Андреева И.В. Экономическая социализация [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978527200273&at=exc&n=0.
  2. Анкудинова Е.В. Экономическая социализация как психологический феномен// Вестник ТГПУ. -  2009. - №11. – С. 126 – 130.
  3. Денека О.С. Экономическая психология:   Учеб.   пособие. —   СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. — 160 с.
  4. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://vocabulary.ru/dictionary/978.
  5. Кардышев А.Д. Психологические этапы и субъекты экономической социализации детей в современном обществе// Вестник бурятинского государственного университета. – 2012. - Спецвыпуск Д. – С. 50.
  6. А.И.Ковалёва. Социализация// Энциклопедия гуманитарных наук. – 2004. - № 1. – С. 12 – 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В данной работе рассматривается вопрос о психолого-педагогических основах формирования УУД. Развитие УУД обеспечивает формирование новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь опре...

Психолого-педагогическая гостиная "Здоровые родители - здоровые дети"

В материалы представлен сценарий проведения психолого-педагогической гостиной для родителей.  А также памятка, в которой предлагаются простые рекомендации по снижению эмоциоанльного напряжения....

Психолого-педагогические рекомендации для родителей

Психолого-педагогические рекомендации для родителей...

Психолого-педагогический всеобуч для родителей «Почему ребенок плохо учится»

Психолого-педагогический всеобуч для родителей «Почему ребенок плохо учится» учитель начальных классов:Дубоделова Нина Ивановна...

Помощь родителям в экономической социализации детей младшего подросткового возраста

Рассмотрены понятие «экономическая социализация, результаты проведённого исследования. Определены условия эффективного построения психолого-педагогической помощи семье....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».

В данном материале представлена анотация, календарно-тематическое планирование и краткие конспекты занятий к программе психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у дете...