Главные вкладки

    Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников
    статья по теме

    В данной работе рассматривается вопрос о психолого-педагогических основах формирования УУД. Развитие УУД обеспечивает формирование новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогические основы  формирования УУД  у младших школьников.

    Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет – мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Всё в твоих руках».

    Действительно, в руках педагогов всё, а самое главное – это развитие личности:

    любознательной

    интересующейся

    активно познающей мир

    умеющей учиться

    способной к организации собственной деятельности

    уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа

    доброжелательной

    умеющей слушать партнёра

    уважающей своё и чужое мнение

    готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

    Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности – ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

    Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным образовательным стандартом второго поколения как одна из важнейших задач образования.

    Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

    Ребёнок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что-то новое. Однако нельзя воспринимать его как «сосуд», куда «сливается» опыт человечества.

    Поэтому основными движущими силами развития человека остаются самовоспитание и самообразование, ведущие в конечном итоге к самосовершенствованию. Но чаще всего именно в процессе обучения и воспитания, когда педагогам удаётся в комплексе развивать общеучебные умения и навыки школьников, у последних возникает стремление учиться, формируются УУД.

    Ребёнку, впервые переступившему порог школы, нужно многому научиться: слушать и слышать, правильно себя вести на уроках и переменах общаться со сверстниками и взрослыми. Овладение этими и многими другими учебными задачами происходит на протяжении всего периода начального обучения. Главное при этом – сохранить все навыки и умения и позднее, при переходе в основную школу.

    Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

    В чем теперь заключается роль начальной школы? Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Сегодня УУД придается огромное значение, т.к. УУД – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

    Определение понятия "универсальные учебные  действия".

    В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В узком значении (собственно психологическом значении) - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

    В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

    1) личностный;

    2) регулятивный (включающий также действия  саморегуляции);

    3) познавательный;

    4) коммуникативный.

    Личностные универсальные учебные действия 

    обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    - личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

    - смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).  Ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него.

    - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

    Регулятивные универсальные учебные действия 

    обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

    К ним относятся:

    -  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    -  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

    Познавательные универсальные учебные действия  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации;

    включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.

    Общеучебные универсальные действия:

    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

    - поиск и выделение необходимой информации;

    - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

    - знаково-символические действия: замещение, кодирование, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

    - умение структурировать знания;

    - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    - рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    - смысловое чтение /как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели/;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    -  постановка и формулирование проблемы,

    -  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Универсальные логические действия:

    - анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

    - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

    - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

    - подведение под понятия, выведение следствий;

    - установление причинно-следственных связей,  

    - построение логической цепи рассуждений,

    - доказательство;

    - выдвижение гипотез и их обоснование.

    Постановка и решение проблемы:

    - формулирование проблемы;

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные универсальные учебные действия 

    обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Видами  коммуникативных действий являются:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

    - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

    - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

    Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий -  их уровень развития,  соответствующий нормативной стадии развития.            

    Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

    1.Соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

    2.Соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям.

             Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

    Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

    Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

    Список литературы

    1. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.

    2.Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.

    3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

    4.Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.

    5.Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008.

    6.Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях.  Под ред. Л.М.Митиной М., 2010.

    7.Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010.

    8.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М, 2010.

    9.Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Психолого-педагогические основы формирования УУД у младших школьников Подготовила учитель начальных классов Храмченко Е.А.

    Слайд 2

    Развитие личности любознательной интересующейся активно познающей мир умеющей учиться способной к организации собственной деятельности уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа доброжелательной умеющей слушать партнёра уважающей своё и чужое мнение готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

    Слайд 3

    Одна из важнейших задач образования развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий)

    Слайд 4

    Основные движущиеся силы развития человека

    Слайд 5

    Задача учить себя Учащийся архитектор и строитель образовательного процесса

    Слайд 6

    Универсальные учебные действия В широком значении - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Слайд 8

    Личностные Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Виды: Личностное , профессиональное, жизненное самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация

    Слайд 9

    Регулятивные обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности Виды: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция

    Слайд 10

    Познавательные обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации Включают: Общеучебные действия Логические действия Постановка проблемы Решение проблемы

    Слайд 11

    Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Виды: Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Монологическая и диалогическая формы речи

    Слайд 12

    Критерии оценки сформированности УУД Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

    Слайд 13

    Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса: усвоение знаний формирование умений формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося (социальной и личностной)

    Слайд 14

    Желаю творческих успехов

    Слайд 15

    Список литературы 1 . Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982. 2 . Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002. 4 . Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998. 5 . Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008. 6. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной М., 2010. 7 . Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010. 8. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М, 2010. 9 . Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

    презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

    В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

    формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

    Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников

    Личностная диагностика  в рамках перехода на ФГОС НОО позволит оптимизироватьработу по формированию и развитию личностных универсальных учебных действий....

    Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

    Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

    «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

    Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...