Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
статья по теме
формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов организации учебного сотрудничества и с учетом возрастных особенностей общения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных УУД?
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: условия, формы и методы формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Цель исследования:-разработать программу формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотезой исследования является формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов организации учебного сотрудничества и с учетом возрастных особенностей общения младших школьников.
Задачи исследования:
- 1) Выявить сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия».
- 2) Определить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
- 3) Подобрать методы и методики изучения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
4) Разработать программу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
ВИДЫ универсальных учебных действий
- Личностные
- Регулятивные
- Общепознавательные
- Коммуникативные
Коммуникативные УУД
Аспекты коммуникативной деятельности
- Коммуникация как взаимодействие
- Коммуникация как кооперация
- Коммуникация как условие интериоризации
Коммуникация как взаимодействие
(учет позиции собеседника)
Подготовка сообщения интересного для окружающих.
Коммуникация как кооперация
(согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников
Проведение опыта парами.
АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ
Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей
Когда Петя Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:
- Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.
Учебное сотрудничество: умение
договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
Рассмотри схему расположения планет вокруг
Солнца. Прочитай соседу по парте названия
трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть
прочитает тебе названия остальных.
Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.
Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!
Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.
Коммуникация как условие интериоризации
(коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становление рефлексии)
Подготовка сообщения.
Критерии оценки сформированности УУД
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Диагностика сформированности коммуникативных УУД у младших школьников.
Методы:
- тест на определение уровня речевого развития; -социометрию с обоснованием выбора;
- устные и письменные вопросы;
-диагностические игры;
-методика изучения школьной дезадаптации;
- анкетирование;
-наблюдение.
Уровни развития коммуникативных УУД
-низкий (дети не смогут сдерживать эмоции, часто проявляется импульсивность,осознанность в высказываниях носит ситуативный характер, проявляется неудовлетворенность собой и т.д.)
-средний (сдержанность в проявлении чувств, в процессе диалогического взаимодействия высказывают заинтересованность и проявляют сочувствие к собеседнику, положительное отношение к учёбе, не до конца уверен в своих способностях)
- высокий (обдуманность в суждениях, усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышается устойчивость эмоциональных состояний, установление взаимосвязи между различными понятиями, развита способность к прогнозированию).
Уровень коммуникативных УУД в
1 классе
низкий | средний | высокий |
32,5% | 47,5% | 20% |
Формы и методы формирования коммуникативных УУД у младших школьников
-уроки вежливости;
-игра-инсценировка «Учимся вежливости»;
-Беседа на тему «Умнее тот, кто уступает»
-Беседа по пословицам «О дружбе»
В экспериментальном классе программа была построена с учетом специфики типичной организации учебного общения до проведения эксперимента. В том случае, когда не было стереотипного восприятия вопроса в учебной ситуации как факта нарушения установленного порядка, работа носила формирующий характер. В классе, где преимущественным правом задавать вопросы пользовался учитель, нами была реализована коррекционная программа. Она осуществлялась в три этапа. На первом снимался запрет на постановку любых вопросов в различных ситуациях учебного общения. На втором этапе совместно с учащимися вырабатывались критерии оценки поставленных вопросов. На третьем этапе дети оценивали вопросы самостоятельно, выделяя их содержательную и этическую сторону. Результаты работы, проделанной в адаптационный период, отражены в таблице
Результаты реализации формирующего эксперимента в 1 классе
уровни | Начало эксперимента | Конец эксперимента |
высокий | 20% | 51% |
средний | 47,5% | 32,5% |
низкий | 32,5% | 17% |
Для диагностики коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, а также уровня развития класса как группы мы использовали следующие методы: тест Розенцвейга, тест на определение уровня речевого развития, социометрию с обоснованием выбора, устные и письменные опросы, диагностические игры, методику изучения школьной дезадаптации Н.Г. Лускановой, анкетирование учителей и родителей, наблюдение за групповым общением. Диагностика осуществлялась в соответствии с выработанными критериями сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Для формирования личности учащегося, для управления развитием коллектива учителю необходимо знать систему деловых и межличностных отношений в классе. Межличностные отношения в классном коллективе – один из важнейших факторов состояния благополучия класса. Знания межличностных отношений необходимы для того, чтобы правильно организовать воспитательную работу в классе, выработать правильный педагогический подход к детям, правильно выбрать актив класса, распределить детей по группам; воспитывать у детей коллективистическое отношение друг к другу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности учеников, собранных в класс, в возможно более короткий срок создать коллектив. Не зная межличностных отношений между детьми в классе, учитель не сможет даже правильно рассадить детей по партам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-283364-1386006610.jpg)
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/02/picture-381520-1709350092.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/24/picture-130662-1351083124.jpg)
Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования коммуникативных навыков...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673619-1443126163.jpg)
Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"
Развитие коммуникативных УУД происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1078474-1541736273.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности
Эффективность внеурочной деятельности в формировании УУД младших школьников....