Главные вкладки

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
    статья по теме

    Барбашина Людмила Александровна

     формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов организации учебного сотрудничества и с учетом возрастных особенностей общения младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx23.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе

    Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных УУД?
    Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
    Предмет исследования: условия, формы и методы формирования коммуникативных УУД младших школьников.

    Цель исследования:-разработать программу формирования коммуникативных УУД младших школьников.

    Гипотезой исследования является формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов организации учебного сотрудничества и с учетом возрастных особенностей общения младших школьников.

    Задачи исследования:

    1. 1) Выявить сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия».
    2. 2) Определить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
    3. 3) Подобрать методы и методики изучения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

                  4) Разработать программу по формированию коммуникативных универсальных учебных         действий младших школьников.

    ВИДЫ  универсальных учебных действий

    1. Личностные
    2. Регулятивные
    3. Общепознавательные
    4. Коммуникативные

    Коммуникативные УУД

    Аспекты коммуникативной деятельности

    1. Коммуникация как взаимодействие
    2. Коммуникация как кооперация
    3. Коммуникация как условие интериоризации

    Коммуникация как взаимодействие
    (учет позиции собеседника)

    Подготовка сообщения интересного для окружающих.

    Коммуникация как  кооперация
    (согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников

    Проведение опыта парами.

    АЗБУКА  ВЕЖЛИВОСТИ

    Учимся  давать оценку сообщениям, докладам и  выступлениям своих товарищей

    Когда Петя Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:

    - Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики!  Ведь твой товарищ старался,  готовился.

    Учебное сотрудничество: умение

         договариваться, распределять работу, оценивать  общий результат деятельности и свой вклад в него.

                    Рассмотри схему расположения планет вокруг            

                    Солнца. Прочитай соседу по парте названия  

                    трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть  

                    прочитает тебе названия остальных.

    Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.

    Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!

    Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.

    Коммуникация как условие интериоризации

    (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становление рефлексии)

    Подготовка сообщения.

    Критерии оценки сформированности УУД

    1. соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
    2. соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям.

    Диагностика сформированности коммуникативных УУД у младших школьников.

    Методы:
    - тест на определение уровня речевого развития;                                                      -социометрию с обоснованием выбора;
    - устные и письменные вопросы;
    -диагностические игры;
    -методика изучения школьной дезадаптации;
    - анкетирование;
    -наблюдение.

    Уровни развития коммуникативных УУД
    -
    низкий (дети не  смогут сдерживать эмоции, часто проявляется импульсивность,осознанность в высказываниях носит ситуативный характер, проявляется неудовлетворенность собой и т.д.)

    -средний (сдержанность в проявлении чувств, в процессе диалогического взаимодействия высказывают заинтересованность и проявляют сочувствие к собеседнику, положительное отношение к учёбе, не до конца уверен в своих способностях)

    - высокий (обдуманность в суждениях, усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышается устойчивость эмоциональных состояний, установление взаимосвязи между различными понятиями, развита способность к прогнозированию).

    Уровень коммуникативных УУД в

    1 классе

    низкий

    средний

    высокий

    32,5%

    47,5%

    20%

    Формы и методы формирования коммуникативных УУД у младших школьников
    -уроки вежливости;
    -игра-инсценировка «Учимся вежливости»;
    -Беседа на тему «Умнее тот, кто уступает»
    -Беседа по пословицам «О дружбе»

    В экспериментальном классе программа была построена с учетом специфики типичной организации учебного общения до проведения эксперимента. В том случае, когда не было стереотипного восприятия вопроса в учебной ситуации как факта нарушения установленного порядка, работа носила формирующий характер. В классе, где преимущественным правом задавать вопросы пользовался учитель, нами была реализована коррекционная программа. Она осуществлялась в три этапа. На первом снимался запрет на постановку любых вопросов в различных ситуациях учебного общения. На втором этапе совместно с учащимися вырабатывались критерии оценки поставленных вопросов. На третьем этапе дети оценивали вопросы самостоятельно, выделяя их содержательную и этическую сторону. Результаты работы, проделанной в адаптационный период, отражены в таблице

    Результаты реализации формирующего эксперимента в 1 классе

    уровни

    Начало эксперимента

    Конец эксперимента

    высокий

    20%

    51%

    средний

    47,5%

    32,5%

    низкий

    32,5%

    17%

    Для диагностики коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, а также уровня развития класса как группы мы использовали следующие методы: тест Розенцвейга, тест на определение уровня речевого развития, социометрию с обоснованием выбора, устные и письменные опросы, диагностические игры, методику изучения школьной дезадаптации Н.Г. Лускановой, анкетирование учителей и родителей, наблюдение за групповым общением. Диагностика осуществлялась в соответствии с выработанными критериями сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Для формирования личности учащегося, для управления развитием коллектива учителю необходимо знать систему деловых и межличностных отношений в классе. Межличностные отношения в классном коллективе – один из важнейших факторов состояния благополучия класса. Знания межличностных отношений необходимы для того, чтобы правильно организовать воспитательную работу в классе, выработать правильный педагогический подход к детям, правильно выбрать актив класса, распределить детей по группам; воспитывать у детей коллективистическое отношение друг к другу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности учеников, собранных в класс, в возможно более короткий срок создать коллектив. Не зная межличностных отношений между детьми в классе, учитель не сможет даже правильно рассадить детей по партам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагменты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"

    Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых б...

    Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

    Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

    АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

    В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

    Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

    Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

    Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности

    Эффективность внеурочной деятельности в формировании УУД младших школьников....