Из опыта экспериментальной работы по теме: «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»
статья на тему

Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая переводится на язык практических действий. Большое значение для полноценного развития личности имеет ее духовное, физическое и социальное благополучие.

Динамизм растущей напряженности в обществе, вызванный глубокими преобразованиями всех сфер жизни, находит свое отражение в стремительном росте социальных противоречий, что неизбежно вызывает межличностные, групповые и структурные конфликты и усиливает их влияние на правовые, организационные и мировоззренческие основы общества.

Поэтому для руководителей образовательных учреждений крайне важно иметь научно обоснованные способы воздействия на конфликтные отношения, которые отличает идея согласия, определяющая наиболее эффективный способ контролирования, регулирования и принципиального разрешения конфликтов. Опора на коллективные формы при регулировании конфликтов в образовательном учреждении - это объективное выражение важнейшей демократической идеи согласительных процедур при регулировании конфликтов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayavka_na_otkrytie_eksperimentalnoy_ploshchadki.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

В Совет по инновационно-экспериментальной деятельности

Красносельского района Санкт-Петербурга

Адрес: 198320, Санкт-Петербург, г. Красное Село,

ул. Освобождения, д.29, корп.3 

телефон: 573-97-60 

e-mail: spb270@mail.ru 

Сайт: http://schol270.ucoz.ru/

Заявка

Согласовано

Научный руководитель

ГБОУ СОШ № 270

Красносельского района Санкт-Петербурга

________________  Панова Н.В.

«___» _____________ 20___ г

Утверждаю

Председатель Совета инновационно-экспериментальной деятельности администрации Красносельского района Санкт-Петербурга

_____________________________

«___» _______________ 20___ г

ПРОЕКТ

 опытно-экспериментальной работы по теме:

 «Разработка модели  школьной службы медиации

(служба регулирования конфликтов)»

Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая переводится на язык практических действий. Большое значение для полноценного развития личности имеет ее духовное, физическое и социальное благополучие.

Динамизм растущей напряженности в обществе, вызванный глубокими преобразованиями всех сфер жизни, находит свое отражение в стремительном росте социальных противоречий, что неизбежно вызывает межличностные, групповые и структурные конфликты и усиливает их влияние на правовые, организационные и мировоззренческие основы общества.

Поэтому для руководителей образовательных учреждений крайне важно иметь научно обоснованные способы воздействия на конфликтные отношения, которые отличает идея согласия, определяющая наиболее эффективный способ контролирования, регулирования и принципиального разрешения конфликтов. Опора на коллективные формы при регулировании конфликтов в образовательном учреждении - это объективное выражение важнейшей демократической идеи согласительных процедур при регулировании конфликтов.

В настоящее время при помощи различных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, осуществлять адекватную общественным вызовам профилактику разнообразных форм социальных девиаций. Это нашло отражение в ряде документов: в Концепции модернизации российского образования (2002), Национальном проекте «Образование» (2005), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации (2009), Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и др. Государственная политика в сфере образования основывается на принципе свободного развития личности и на воспитании взаимоуважения, ответственности, отразившихся в стандарте образования.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), который имеет ряд характеристик: осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, культуре, языку, вере, гражданской позиции, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; образовательного потенциала самих семей за счет развития их внутренних ресурсов социально-образовательного партнёрства, обусловленной принципами добровольности, диалогичности, взаимной ответственности и полезности.

Педагогический процесс - развивающаяся, открытая, динамическая система. Она основана на взаимодействии большого количества людей, наделенных различными представлениями, взглядами, относящихся к разным возрастным категориям. Этим обусловлена неизбежность возникновения конфликтных ситуаций. Если их нельзя избежать, значит, ими необходимо управлять, научиться их позитивно использовать, превращать в источник развития образовательной системы.

Методологическое обоснование регулирования конфликтов отражены в публикациях

А. Я. Анцупова, В. В. Базелюк, С. В. Баныкиной, Г. С. Бережной, Г. И. Козырева,

М. М. Рыбаковой, Е. В. Шишкина и других. Стратегия и тактика социально-педагогической профилактики конфликтов раскрываются в монографиях Т. Гордона, Е. Вайднера,

В. Хайтмайера, Д. Олвеуса и др. Актуальным и востребованным является рефлексивный поиск диалога между различными участниками образовательной среды в актуализации конфликтологической проблематики. В контексте идей личностно-ориентированной педагогики представляют интерес работы Н.И. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др., которые меняют понимание характера педагогического взаимодействия, восприятие ученика, оценку его роли в педагогическом процессе. Обновление представлений о природе и ценностях воспитания определяют факторы владения соответствующими знаниями, навыками и технологиями раннего распознавания и эффективного разрешения возникающих конфликтов. Для улучшения положения разрешения и предупреждения конфликтов могут использоваться Службы примирения, процедуры и институты, до настоящего времени используемые в незначительной степени. Модель школьной службы медиации касается возможности повышения открытости школы, как значимого института общества для разработки и выстраивания системы действий, направленных на улучшение положения апробации и внедрения технологий ценностно-гуманистического выбора и действия, позитивного ориентирования в дальнейшей жизни.

Правильно организованный процесс медиации имеет большое воспитательное значение, поскольку ориентирует позитивное поведение в разрешении конфликтных ситуаций. Организационно-педагогические условия медиации разрабатываются на основе общих принципов, создавая практику прекращения  конфликтов, укрепляя авторитет самой процедуры, сделав ее понятной и доступной обществу.

В числе основных принципов и элементов медиации является дружественное отношение к ребенку; незамедлительное принятие решений в процессе  возникновения конфликтов; направленность на обеспечение потребностей прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ученика, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб примирения.

Ключевым основанием проблемности модели школьной службы медиации является разрыв между сохраняющимися административно-функциональным стилем управления конфликтами  со стороны  педагогов и руководителей образовательной организации, с одной стороны, и характером современной деятельностной среды, требующей формирующего, опережающего, рефлексивно-содержательного стиля управления – с другой. Констатируется ряд противоречий:

  • между потребностью общества в педагогах, обладающих педагогической компетенцией по семейному воспитанию, и недостаточной разработанностью дидактических условий обеспечения ее развития у педагогов в образовательном процессе;
  • между низким уровнем толерантности и чрезвычайной  неадекватностью притязаний поколения и  дисфункцией семьи как основного агента социализации;
  • между изменением социальной, семейной, личной ситуации улучшения качества жизни подростка и отказа от насильственного поведения путем применения специальных педагогических и воспитательных мер;
  • между навыком учащихся отвечать за свои поступки и доброжелательным отношением к другому человеку, отражающим возросшие социальные ожидания, и неготовностью большинства учащихся к его реализации.

Совокупность данных противоречий определила проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки опытно-экспериментальных оснований процесса разработки и  формирования модели  школьной службы медиации регулирования конфликтов на основе партнёрского взаимодействия с субъектами открытого образовательного пространства.

Служба примирения включает  медиаторов (при условии прохождения специальной подготовки по медиации), которыми могут стать:

а) обучающиеся;

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) родители, сотрудники общественной или государственной организации или иной взрослый (по согласованию с администрацией образовательного учреждения).

Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.

Стержневыми понятиями, раскрывающими сущность профилактики конфликтов в учебной среде являются: предохранение, предупреждение, предотвращение, предостережение, устранение и контроль. Социально-педагогическая профилактика и коррекция конфликтного поведения подростка включает в себя всестороннее психолого-педагогическое изучение личности (диагностика личностных дефицитов), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностика среды), коррекция среды (в том числе неадекватных методов воспитания) и коррекция дисгармоничных черт личности. 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется на особом технологическом уровне с использованием новых стратегий симулятивного, рефлексивного, ситуативного обучения, обучения исследованием, ИКТ; образовательных технологий (проектных, учебно-исследовательских, технологии развития критического мышления, ведения дискуссий и др.) и технологий педагогического сопровождения обучающихся (коучинга, тьюторства, менторства, фасилитации, медиации и др.).

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач обеспечения инновационного характера:

  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития семьи средствами  соглашения, отражающего желания обеих сторон, с помощью которых могут быть достигнуты результаты позитивного взаимодействия, необходимые в  профилактике и разрешении конфликтов;
  • формирование механизмов Школьной службы примирения, что дает возможность избегать прямых включений взрослых в жизнь детей. Проводниками цивилизованных способов взаимоотношений служат школьные медиаторы – специально подготовленные ученики и взрослые;
  • анализ материалов проведенных опросов родителей, которые имеют достаточные психолого-педагогические представления о путях, средствах формирования у ребенка определенных личностных качеств, выявленных способностях, условиях успешной социализации умений эффективного взаимодействия  в образовательной безконфликтной среде, что обеспечит востребованность образовательных услуг с участием потребителей.

Гипотеза:  модель  школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов) будет эффективной, если  на основе социально-личностно ориентированного  подхода создаются   условия для целостного проявления развития и самореализации личности обучающегося как субъекта образовательного процесса.    

Программа базируется на основе следующих теоретических положений:

Конфликт – естественный процесс, постоянно возникающий в жизни каждого человека. Конструктивное его разрешение возможно, если между сторонами происходит диалог, в ходе которого они высказывают друг другу свои претензии и переживания и принимают совместное решение о том, как разрешить ситуацию сейчас и не допустить её повторения потом.

Медиация – процесс, в рамках которого с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций. Обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации, включая предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

 Трансформирующая медиация – процесс, восстановления контактов между участниками, находящимися в  близких отношениях, учениками класса, представителями родительского комитета в вопросе правильной регуляции взаимоотношений.

Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов) – важнейшая составляющая в образовательной действительности, смысл которой состоит в создании системы отношений субъектной позиции семьи и проявлении активности как состояния, увеличения меры активности личности обучаемого, его  индивидуальности, способной взаимодействовать и общаться с другими людьми.

Основой взаимодействия должны стать критерии эффективности опытно - экспериментального исследования:

  • изменение уровня профессиональной компетентности учителей в реализации готовности к взаимодействию в ситуации примирения через положительное отношение к обучающемуся; принятие ответственности за ситуацию всеми участниками конфликта и восстановление отношений между ними;
  • динамика показателей эффективности школьной службы примирения в разрешении конфликтов;
  • осуществление требований изменения традиций реагирования на конфликтные ситуации, восстановление доверия, благодаря опыту взаимодействия с медиатором;
  • включение учащихся и педагогов в  профилактику школьной дезадаптации;
  • изменение уровня владения профессиональными компетенциями в организации реагирования педагогов на конфликтные ситуации, использование имеющегося у них культурно-образовательного потенциала.

Основными механизмами развития медиации являются консолидации школьного сообщества и помощь конкретным его членам в том, чтобы лучше понимать друг друга и получать опыт позитивного выхода из конфликтной ситуации, разработка программ субъектной позиции формирования школьного самоуправления и волонтёрского движения подростками школы (планирование, организация, обеспечение, контроль)

Программа согласуется с основными направлениями инновационной деятельности ОУ субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства и может быть востребована педагогами и  родителями. Создание действующей модели  повышения коммуникативной грамотности расширяет спектр способов поведения в конфликтных ситуациях. Система  школьной службы примирения может быть жизнеспособной только при определённой трансформации сложившихся в учреждении отношений и моделей коммуникации. Появление в школьной системе нового элемента, обладающего относительной автономией и являющегося формой самоуправления в том, что касается разрешения конфликтных ситуаций, создаёт предпосылки для формирования коммуникации, центрированной на личности (как педагога, так и обучающегося), а также для перехода от административного (осуществляемого «сверху») способа разрешения конфликтов к восстановительному способу, основанному на ответственности участников конфликта, за его возникновение и разрешение. Экспериментальная проверка модели, методик и технологий взаимодействия школьной службы медиации реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе эффективного использования возможностей образовательной среды, сформированной на основе социально-образовательного партнерства с семьей.

Модули инновационной работы:

Механизмы реализации компетентностного подхода в парадигме педагогической профилактики конфликтной среды предусматривает:

  • подготовку учителей для работы с трудными детьми, содействие улучшению социального самочувствия  средствами школьной службы медиации;
  • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации в процессе обучения;
  • тренировку и формирование просоциального поведения, которое станет социально-педагогической профилактикой, преследующей две основные цели – не допустить углубления социальной дезадаптации учащихся и расширить спектр педагогических мероприятий, способствующих снижению уровня насилия и других девиаций.

Система школьной службы медиации предусматривает:

  • курсы и тренинги по конфликтологии для педагогического коллектива и школьников;
  • школьные акции  «Против дискриминации и насилия»;
  • уроки социальной компетенции;
  • организацию общественной работы родителей, способствующей формированию системы позитивных взаимодействий;
  • внедрение развернутой общешкольной программы профилактики конфликтов в учебной среде;
  • спортивные и туристические мероприятия «Педагогика переживания и приключений», повышающие уровень сплоченности в коллективе.

Учителя и администрация являются основными заказчиками профилактических мероприятий.

  1. Цель ОЭР

Выявить условия эффективности образовательной среды в разработке модели школьной службы медиации в процессе опытно-экспериментального процесса формирования субъектной позиции семьи в открытом образовательном пространстве на основе партнёрства.

II. Задачи ОЭР имеют несколько назначений.

1) Научно-исследовательские задачи ОЭР:

  • проведение научных исследований по социально-значимым для системы образования Красносельского района Санкт-Петербурга проблемам;
  • обучение  восстановительным практикам педагогов, администрации и специалистов образовательных учреждений при  регулировании конфликтов, а также обучающихся и их родителей.

2) Методические задачи ОЭР:

  • методическое обеспечение процесса формирования научно-исследовательских

      и профессиональных компетенций и разработка программы восстановительной      

      медиации с конфликтующими сторонами (школьниками, педагогами и родителями);

  • подготовка методических рекомендаций по созданию «Школьной службы примирения» на базе образовательных учреждений.

3) Практические задачи ОЭР:

  • организация подготовки и повышения квалификации специалистов в области школьной медиации
  • создание школьных служб примирения;
  •   формирование целостной модели школьной службы медиации (обучение лидеров службы медиации и их участие в конкретных проектах);
  •   распространение инновационного опыта программы восстановительной  медиации с конфликтующими сторонами средствами формирования совершенствования  компетенций школьных служб примирения в ОО.

4) Воспитательные задачи ОЭР:

  • формирование интереса к научно-исследовательской деятельности и мотивация педагогов  в  выявлении условий образовательной среды, способствующих развитию открытого образовательного пространства, организуемых в рамках программы школьной службы медиации, регулирования конфликтов;
  • реализация принципа «Матрешки» – усложнение видов научно – информационного обеспечения работы по восстановительным программам системы профилактики  конфликтов в учебной среде при обучении навыкам проведения примирительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтеров ГБОУ СОШ № 270. 

Принципы реализации проекта медиации:

  • добровольность участия сторон в разрешении конфликтов;
  • информированность сторон о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;
  • нейтральность медиатора, который поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта;
  • конфиденциальность процесса медиации;
  • ответственность сторон и медиатора за безопасность участников конфликта, участвующие в медиации.

Программа ОЭР

Этап работы

Задачи этапа

Основное содержание работы

Планируемый результат

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

Сроки

Подготовительный (2014-2015 уч.г.)

Формирование целостной модели школьной службы медиации, субъектной позиции, необходимой для успешной жизнедеятельности на основе систематизации представлений  о конфликтах и совокупность (субъектных, деятельностных, организационных, психологических) условий , направленных на полноценное осуществление образовательной функции по отношению к ребёнку, конструктивные способы социализации,

способы, конструктивного взаимодействия

Создание школьной службы примирения. Обучение творческой группы педагогов-экспериментаторов и учащихся восстановительной медиации в школьной службе примирения, выработка системы координации, с школьным центром,

Подбор методик  диагностики деятельности школьной службы примирения, Корпоративное обучение педагогов по проблемам позитивного выхода из

конфликтной ситуации (разработка и реализация программ партнёрского взаимодействия; создание и мобилизация ресурсов соруководства; совместной ответственности; работа экспертных групп служба регулирования конфликтов системы субъектной позиции; переговоры; дебаты; слушания),. тренинг коммуникативной грамотности и эффективной ком-

муникации.

Деятельность школьной службы медиации, являющимся компонентом педагогической системы ОУ в ходе инновационной деятельности на основе развития компетентностного подхода в условиях открытого образовательного пространства.

Подготовка медиаторов. Прохождение тренингового курса по освоению основных навыков медиации.

Использование опыта регулирования конфликтов на курсах, семинарах, конференциях.

Справка, аналитический отчет КО.

Модель школьной службы медиации.

Использование диагностических методик для оценки

мотивоционной , эмоциональной и когнитивной сферы  социальных навыков, особенностей межличностного  взаимодействия

Май 2015

Экспериментальный (2015-2016 уч.г)

Освоение практик регулировании конфликтов педагогами, администрацией и специалистами образовательных учреждений. Комплексное сопровождение деятельности всех субъектов образования  в формировании единства представлений по проблемам ребенка.

Анализ динамики показателей системы факторов, влияющих на формирование профилактических функций образовательной организации в раннем выявлении неблагополучных, конфликтных несовершеннолетних, проблемных семей, в

оказании им своевременной педагогической, психологической, социальной помощи

Разработать программы восстановительной  медиации с конфликтующими сторонами (школьниками, педагогами и родителями). Разработать методику примирительных программ  изучения социальных проблем, провоцирующие конфликтные ситуации.

Организация программ реабилитации обучения просоциальным навыкам взаимодействия с людьми, неагрессивному поведению.

Проведение мониторинга эффективности  школьной службы примирения, организация мероприятий по профилактике  девиантного и деликвентного поведения.

 Проведение транслирующих конструктивных способов социализации,

а также помогающих мастер-классов для родителей обучения  навыкам проведения примирительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтеров ГБОУ СОШ № 270.   Разработка программ по профилактике конфликтов в образовательной среде, коммуникативных техник, способствующих

развитию открытого образовательного пространства.

Проведение цикла мероприятий  по подпрограмме: «Динамика взаимодействия семьи и образовательного учреждения»

Комплекс информационно- тренинговых занятий с детьми в рамках восстановительных технологий.

Развитие  навыков примирительных алгоритмов кураторов-взрослых и детей-волонтеров ГБОУ СОШ № 270.

Повышение эффективности процесса общения через  организацию научно-практических семинаров, конференций;

научных, методических и  учебных  публикаций о системе регулирования конфликтов;

использование возможностей интерактивного оборудования в  процессе взаимодействия 

Справка, видеоотчеты,

Общественные слушания на родительской конференции

Статистический учет результатов Школьной службы медиации, за счет восстановления способности понимания ситуации, проблем,

намерений, целей, норм и установок, позволяет не только снять негативные

представления у сторон относительно друг друга, но и способствует восстановлению доверия между людьми – ключевого элемента социального капитала

Май 2016

Обобщающий (2016-2017 уч.г.)

Распространение инновационного опыта программы восстановительной  медиации с конфликтующими сторонами средствами школьных служб примирения в ОО.

Создание.

сетевого взаимодействия образовательной среды как способа распространения инновационного опыта ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга

среди педагогических           работников на курсах, семинарах, конференциях в едином образовательном пространстве социума как основы  качества развития конфликтологических компетенций обучающихся, педагогов и родителей

Выработка и трансляция методических рекомендаций по созданию модели школьной службы медиации. Проведение вебинаров по проблемам коммуникативных техник

в работе посредника восстановительной  медиации на основе социально-образовательного партнерства, разработки  программы действий по совершенствованию и оптимизации условий развития личностных компетенций учащихся.

 социально-педагогической профилактике  девиантного и деликвентного поведения. систематизация разработки программ субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства с учетом внутренних и внешних условий личностных компетенций ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его

реализация.

Рефлексия практических результатов деятельности всех участников проекта.

Публикации, аналитический отчет.

Материалы на электронных носителях, подготовленные к промежуточным и итоговой внешней экспертизе ОЭР 

Видеоотчет, систематизация критериев  профессиональной компетентности конструктивные способы социализации Становление системы со-

циально-педагогической работы,

оптимизация механизмов  в профилактической деятельности при  регулировании конфликтов.

Май 2017

           Анализ и оценка реальных достижений педагогов и учащихся в ходе инновационной деятельности 

  • Снижение  уровня конфликтности в образовательной среде ГБОУ СОШ № 270.
  • Создание благоприятной психологической среды в образовательной организации.
  • Сформированность у обучающихся адекватных моделей поведения в конфликтных ситуациях.
  • Формирование методических и организационных мероприятий по созданию модели социально-психологической профилактики девиантного и деликвентного поведения подростков средствами восстановительной медиации для трансляции и  внедрения в другие образовательные организации.

 

Мониторинг социальной успешности выпускников

  • сформировать у педагогов представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
  • сформировать навыки применения восстановительных технологий в практике педагогической деятельности;
  • разработать образовательные ресурсы и методическое сопровождение их использования через единую информационную среду.

4. SWOT – АНАЛИЗ

Фактор, влияющий на развитие ОУ

Оценка актуального состояния фактора, исходя из внутреннего потенциала ОУ

Оценка перспектив фактора, исходя из внешнего окружения ОУ

Сильная сторона фактора

Слабая сторона фактора

Возможности

Риски

Социально- экономическое окружение ОУ

Высокий социальный авторитет  ГБОУ  СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга среди родителей, осуществляющей в полной мере воспитательные и развивающие задачи;

ясные стратегические направления в управлении;

стабильный коллектив педагогических работников;

высокая квалификация педагогов, широкие профессиональные и личностные интересы;

мобильность и креативность в выполнении функциональных сфер деятельности;

наличие инновационных процессов и создание возможности в их реализации 

Недостаточно реальное представление социума  и семьи о задачах ГБОУ  СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга

Оптимизация организационно-педагогических условий, способствующих созданию пространства субъектной активности семьи на разных уровнях (внутрисемейном, межсемейном, семейно-педагогическом и социально-педагогическом),уровне, формирование её субъектной позиции, характеризуя форму взаимоотношений, в которой присутствует диалог, равноправие, согласованность и добровольность участия в совместной деятельности, взаимная заинтересованность сторон в конструктивном разрешении конфликтов.

Большое количество семей, имеющих слабое представление  о потребности совместного решения проблем конфликтных взаимоотношенийребенка  в образовательной среде средствами медиации.

Утрата интереса части педагогического коллектива в  изучении  коммуникативных проблем социального партнёрства в в связи с переходом от патернализма к партнёрству качественного образования

2. Образовательные услуги

Социально-образовательное партнёрство становится самостоятельным феноменом открытого, полисубъектного образовательного пространства на современном этапе его развития в освоении социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни. Управление качеством образования, в т.ч. через механизмы общественного контроля;

наличие авторских

разработок

с учетом  личностного потенциала;

компетентность педагогического коллектива в организации партнёрского взаимодействия с семьёй  в реализации модели  службы школьной медиации.

Ограниченность, нелинейное  взаимодействие, когда необходимо выявление ресурсов учащихся на самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций

 Изменение деятельностной характеристики субъектности, в решении моральных проблем на основе формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам проявляющейся во взаимодействии с ОУ, которая в дальнейшем может снизиться при более глубокой работе на уровне внутрисемейной активности.

Возможность сформировать у педагогов представление

о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;

сформировать навыки применения восстано-

вительных технологий в практике педагогической

деятельности в открытом образовательном пространстве на основе ответственного и рефлексивного отношения к собственным ценностям и потребностям в ситуации развития ребёнка;

разработка комплекса требований навыков учащихся отвечать за свои поступки и доброжелательным отношением к другому человеку от простых видов социального взаимодействия – к более сложным

Фрагментарность влияния социального заказа на современные семьи: отсутствие ценностных ориентаций семей и их ресурсный уровень (включающий образовательный потенциал, субъектную позицию, социально-экономические условия

социального обеспечения и т.д.).

 

3.Условия оказания образовательных услуг в ОУ

Высокий уровень

квалификации кадрового состава ГБОУ  СОШ № 270 Красносельского района;

широкое использование изучения субъектной позиции семьи, которая включает систему показателей и методов диагностики потенциала семьи;

сотрудничество с  образовательными организациями-партнерами  города

Стагнация  личностного развития  педагогического коллектива

Дифференциация семей по осуществлению ими социального заказа в открытом образовательном пространстве в разрешении конфликтных ситуаций. Организационно-педагогические условия успешной медиации в практике прекращения  конфликтов, авторитет процедуры, на семью, чьи установки и ценности, совпадают с социальным заказом, сделав ее понятной и доступной и

осуществляются, благодаря достаточному потенциалу семьи и общества;

расширение возможностей применения современных технологий для построения личностно-ориентированной  среды школы

Отсутствие финансирования для развития сетевого сотрудничества ОУ и  семьи, осуществления проектов в более широком образовательном пространстве (учреждений дополнительного образования, социально-культурных учреждений, решающих те или иные образовательные задачи)

4. Качество образования

Высокий уровень качества знаний в ГБОУ  СОШ № 270 ,

стабильно положительные  показатели по уровню воспитанности

Недостаточное освоение педагогами научно обоснованных способов воздействия на конфликтные отношения, которые отличает идея согласия, определяющая наиболее эффективный способ контролирования, регулирования педагогических технологий в разрешении конфликтов средствами  социально-образовательного партнёрства средства повышения личностных компетенций педагогов во взаимодействии  с семьей

Расширение работы социально-образовательного партнёрства способов воздействия на конфликтные отношения включает в себя:

уровни партнёрского взаимодействия с семьёй, создание системы эффективного взаимодействия, условия

успешной социализации умений эффективного взаимодействия  в образовательной бесконфликтной среде

Динамика формирования субъектной позиции семьи происходит неравномерно - партнёрство между семьями, имеющими разный уровень субъектности обусловленной принципами добровольности, диалогичности, взаимной ответственности и полезности.

Инновационное сопротивление части работников ГБОУ

5. Маркетинг

Мобильность сайта школы;

широкая трансляция опыта на уровне района и города;

публикации в методических изданиях и СМИ

Отсутствие постоянного мониторинга эффективности маркетинга

Использование современных механизмов формирования эффективного маркетинга;

повышение уровня креативности, творческого подхода к решению актуальных задач

развития личностных компетентностей; участие социальных партнеров в оценке качества компетенций

Увеличение количества публикаций в районных СМИ,  публикующих

статьи о работе школы с семьей

6. Финансовое обеспечение

Оптимизация финансовой деятельности в условиях самофинансирования;

финансирование из бюджетных средств и внебюджетных поступлений от социальных партнёров

Отсутствие

разработанной нормативной базы ГБОУ во взаимодействии с семьей

Дополнительное привлечение внебюджетных средств за счёт развития системы реализации дополнительных образовательных услуг,

организация эффективного финансового менеджмента в ГБОУ  СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга

Недостаточное бюджетное финансирование для проведения мероприятий

социально-педагогической профилактики и коррекции конфликтного поведения подростка.

Отсутствие средств на издание научно0методических разработок по  теме ОЭР

Формы представления результатов:

  • сайты ОУ;
  • публикации в научно-педагогической печати;
  • конференции, семинары;
  • экспертиза образовательных и исследовательских проектов;
  • представление опыта достижений обучающихся и педагогов на конференциях, конкурсах, фестивалях образовательного потенциала семьи и её субъектной позиции;
  • результаты развития образовательного потенциала семьи по ценностному и деятельностному компонентам; определение целевых подходов (педагогический, финансово-экономический, филантропический, социальный) и типов отношений ОУ к социально-образовательному взаимодействию с семьей.

V. Конечный продукт(ы) ОЭР:

Планируемые результаты деятельности экспериментальная площадки ОУ:

  1. Модель школьной службы медиации. Методические материалы для организации деятельности образовательного учреждения в соответствии с предложенной моделью.
  2. Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности по форме, утвержденной распоряжением КО.
  3. Сборник статей и методических материалов, содержащий теоретическое обоснование модели развития в школе социального партнерства педагогического коллектива и службы медиации.
  4. Серия научно-практических семинаров и итоговая конференция для педагогического сообщества района с публичной презентацией достижений школы по теме ОЭР с  предоставлением педагогических технологий.
  5. Аналитические материалы, подтверждающие положительный социальный эффект экспериментальной работы.
  6. Методики мониторинга уровня развития  коммуникативной культуры педагогов, описание их инновационных разработок.
  7. Материалы, представленные на курсах повышения квалификации ИМЦ, АППО, семинарах, конференциях, выставках, организуемых в рамках программы развития

Система формирования субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства и методические рекомендации по ее реализации.

Опыт работы школы по теме: «Формирование школьной службы медиации на основе социально-образовательного партнерства» за последние 3 года

Содержание

Результат

Расширенный Педагогический совет с участием инспекторов  ОДН и начальника 9 отдела полиции Красносельского района Санкт-Петербурга.

Выступление начальника 9 отдела полиции и специалистов школы с обобщением опыта работы в данном направлении.

Тренинги, проводимые в период летней оздоровительной компании в школьном оздоровительном лагере «Белый медведь» психологической  службой,  направленные на приобретение навыков партнерского общения у  обучающихся 4-ых  классов.

Проведение тренингов с обучающимися.

01.01.2012г. –  сформирована группа волонтеров из обучающихся 9 «А» класса, привлекаемая к работе по разрешению конфликтов между обучающимися.

Разрешение конфликтов между обучающимися.

Март 2013 года - родительская конференция  «Роль семьи в сохранении психического  и физического здоровья детей и подростков» с анализом работы школы по формированию у учащихся коммуникативной компетентности.

Выступление специалистов службы сопровождения ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга с обобщением опыта по формированию у обучающихся коммуникативной компетентности.

Однодневная экскурсия в Москву по программе «Толерантность как средство профилактики межнациональных конфликтов».

Участие обучающихся в программе экскурсии «Толерантность как средство профилактики межнациональных конфликтов».

Использование педагогами школы технологии «дебатов» в урочной деятельности как основы уважительного отношения к противоположному мнению.

Обучение обучающихся технологии «дебатов».

VI. Ресурсное обеспечение:

1. Кадровый состав, готовый к исследовательской и научно-методической деятельности:

Панова Н.В. - научный руководитель экспериментальной работы «Разработка модели  школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»; кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики семьи СПб АППО, автор 195 научных публикаций, 4 монографий, 22 научно-методических пособий по проблемам личностно-профессионального развития педагогов и школьников, практический психолог высшей категории с опытом работы более 22 лет, методист высшей категории, автор-разработчик модели школьной службы медиации, являющейся компонентом педагогической системы ОУ, разработчик оригинальных методик диагностики педагогического коллектива в формировании  коммуникативной компетентности в разрешении конфликтных ситуаций, сопровождения развития субъектной позиции педагога и семьи на основе социально-образовательного партнерства.

Журавлева Елена Викторовна – директор ОУ, в экспериментальной работе осуществляет руководство по коучингу кадров, координацию и руководство проектом «Разработка модели  школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)».

Кийски Татьяна Владимировна – заместитель директора по УР, куратор экспериментальной деятельности ОУ по теме «Разработка модели  школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)».

Скуратовская Ольга Николаевна – заведующий экспериментальной площадкой, координатор экспериментальной деятельности «Разработка модели  школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)».

Директор  ГБОУ  СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга

Е.В. Журавлева____________________  

М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба медиации (план работы на 2017-2018 учебный год)

План работы службы школьной медиацииМКОУ  «Петропавловская адаптивная школа-интернат»на 2017-2018 учебный год№ п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов служ...

Программа развития Школьной службы медиации на 2017-2020 г.г.

Программа развития школьной службы медиации на 2017-2020 г.г....

Школьная служба медиации

В этом разделе можно найти и воспользоваться материалами и документами Школьной службы медиации...

КОЛЛЕКТИВНО ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО «ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ»

Я решила разработать КТД на тему «Школьная служба медиации». Для того чтобы познакомить детей с работой школьной службы медиации и развить интерес к такому виду деятельности. В общих ...

Плакат "Школьная служба медиации"

Плакат "Школьная служба медиации" в виде рисунка...

Служба медиации в образовательном пространстве школы

Структурно-функциональное взаимодействие службы медиации в образовательном пространстве школы...

Школьная служба медиации. Что это такое?

Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Для разрешения конфликтов прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации, которую можно назвать особым видом п...