Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему

Представлена рабочая программа внеурочной деятельности курса" Умники и умницы" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая  программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г. – с. 191 – 210.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

       Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий, расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

                                  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

        Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

           Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование              следующих универсальных учебных действий (УУД).

            Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

           Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

          Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

            Предметными результатами изучения курса   в 4-м классе являются формирование    следующих умений.

  -  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

    -выделять существенные признаки предметов;

    -сравнивать между собой предметы, явления;

    -обобщать, делать несложные выводы;

     -классифицировать явления, предметы;

    -определять последовательность событий;

    -судить о противоположных явлениях;

    -давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналоги

                    Содержание курса

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • рисование несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания.)

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Календарные сроки

Скорректированные сроки

                                 Тема

1

01.09-02.09

 Внимание, восприятие, воображение, память и мышление. Графический диктант.

2

05.09-09.09

 Концентрация внимания.

Графический диктант

3

05.09-09.09

 Слуховая память.

Графический диктант

4

12.09-16.09

Зрительная память. Графический диктант

5

12.09-16.09

 Аналитические способности. Графический диктант

6

19.09-23.09

Воображение. Перекладывание палочек.

7

19.09-23.09

Логическое мышление. Графический диктант

8

26.09-30.09

Тренировка внимания. Графический диктант

9

26.09-30.09

Тренировка внимания,  мышления.

Графический диктант

10

03.10-07.10

Слуховая память. Графический диктант

11

03.10-07.10

 Зрительная память. Графический диктант

12

10.10-14.10

 Мыслительные операции. Графический диктант

13

10.10-14.10

Воображение.  Перекладывание палочек.

14

17.10-21.10

 Логическое мышление.

Графический диктант

15

17.10-21.10

Тренировка внимания. Графический диктант

16

24.10-28.10

Концентрация внимания.

Тренировка внимания.

17

24.10-28.10

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант

18-19

07.11-11.11

Логическое мышление. Составление фигур из палочек

20

07.11-11.11

 Аналитические способности. Графический диктант

21

14.11-18.11

Воображение,  перекладывание палочек. Рисуем по образцу.

22

14.11-18.11

  Аналитические способности. Совершенствование мыслительных операций.

23

21.11-25.11

Тренировка внимания.

Графический диктант

24

21.11-25.11

 Концентрации внимания.

Тренировка внимания. Графический диктант

25

28.11-02.12

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант

26

28.11-02.12

Тренировка зрительной памяти.

Графический диктант

27

05.12-09.12

 Аналитические способности. Графический диктант

28

05.12-09.12

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.

29

12.12-16.12

 Логическое мышление.

Графический диктант

30

12.12-16.12

Тренировка внимания.

Графический диктант

31

19.12-23.12

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант

32

19.12-23.12

Тренировка зрительной памяти.

Графический диктант

33

26.12-27.12

 Воображение. Рисуем по образцу.

34

10.01-13.01

 Мыслительные операции.

Графический диктант

35

10.01-13.01

Тренировка внимания. Графический диктант

36

16.01-20.01

Тренировка внимания, мышления.

Графический диктант

37

16.01-20.01

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант

38

23.01-27.01

Тренировка зрительной памяти. Графический диктант

39

23.01-27.01

Мыслительные операции. Графический диктант

40

30.01-03.02

Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

41

30.01-03.02

Мыслительные операции.

Графический диктант

42

06.02-10.02

Тренировка внимания. Графический диктант

43

06.02-10.02

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант

44

13.02-17.02

Тренировка зрительной памяти . Графический диктант

45

13.02-17.02

Мыслительные операции. Графический диктант

46

20.02-24.02

 Воображение. Построение фигур из палочек. Рисуем по образцу.

47

20.02-24.02

 Логическое мышление. Графический диктант

48

27.02-03.03

Тренировка внимания.

Графический диктант

49

27.02-03.03

 Тренировка внимания. Графический диктант

50

06.03-10.03

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант

51

06.03-10.03

Мыслительные операции.

Графический диктант

52

13.03-17.03

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант

53

13.03-17.03

Тренировка зрительной памяти. Графический диктант

54

20.03-24.03

Мыслительные операции. Графический диктант

55

20.03-24.03

 Воображение. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

56

03.04-07.04

 Логическое мышление. Графический диктант

57

03.04-07.04

Тренировка внимания. Графический диктант

58

10.04-14.04

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант

59

10.04-14.04

Тренировка зрительной памяти Графический диктант

60

17.04-21.04

 Аналитические способности. Графический диктант

61

17.04-21.04

Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

62

24.04-28.04

Логическое мышление. Графический диктант

63

24.04-28.04

Концентрация внимания.

Тренировка внимания. Графический диктант

64

08.05-12.05

Тренировка слуховой памяти.. Графический диктант

65

08.05-12.05

Тренировка зрительной памяти.  Графический диктант

66

15.05-19.05

 Аналитические способности. Графический диктант

67

15.05-19.05

Строим сами из палочек. Рисуем по образцу.

68

22.05-26.05

Итоговое  занятие.

                                                 

                                                     

Материально- техническое обеспечение

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»

Методическое пособие для4 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2013. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

  • аудиовизуальные;
  • технические ( компьютер);
  • учебное оборудование;
  • наглядные пособия.

Техническое оснащение программы

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.

Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках.

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2013г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»

Рабочие тетради в 2-х частях.

2

Языканова Е.В. - ,М: Издательство «Экзамен», 2012

«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс» »



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...