Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему

Представлена рабочая программа курса " Риторика" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

 Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

                        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

        Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную                   оценку деятельности товарищей

        Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

                Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

      Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных

       учебных    действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации,

 соблюдая            нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость,

достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы

 (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;


Содержание курса.  Тематический план.

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1-2.

Речь и её значение в жизни (7 часов).

Художественная речь, её особенности и значение.

 Знакомство с особенностями художественной речи, её значением. Сходство и различие художественной речи с другими стилями речи (научным, разговорным). Упражнение в использовании научного, разговорного, художественного стилей в речи. Знакомство с влиянием речи на чувства людей.

2

3.

Речевые произведения малых форм: считалки, скороговорки, загадки .

Знакомство с произведениями так называемых малых форм. Знакомство с особенностями загадок, с видами загадок (фольклорные, литературные).

1

4.

Сочиняем загадки.

Упражнение в составлении загадок. Оформление сборника загадок собственного сочинения.

1

5.

Устная речь. Громкость, темп и тон как средства выразительности устной

речи.

Знакомство со средствами  выразительности устной речи.

Выполнение упражнений по технике речи.

1

6.

Устная речь и озвученная письменная речь. Устные объявления. Письменные объявления.

Знакомство с объявлением, с его содержанием и структурой. Составление объявления – сообщения о пропаже собаки.

1

7.

Обобщающий урок по теме: «Речь и её значение в жизни».

Обобщение знаний учащихся по теме: «Речь и её значение в жизни».

1

8.

Текст (19 часов).

Текст как тематическое единство.

Знакомство  с понятием «текст». Границы темы. Нахождение границ темы в тексте. Неоправданные отклонения, повторы. Редактирование текста.

1

9.

Тематический словарь.

Знакомство с тематическим словарём. Широкая и узкая темы в тексте. Определение широкой и узкой тем в тексте, их границ.

10.

Основная мысль текста.

Упражнение в определении основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.

1

11.

Аннотация.

Знакомство с понятием «аннотация» (сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения).  Упражнение в составлении аннотации к прочитанному тексту.

1

12.

Краткий пересказ.

Упражнение в кратком пересказе прочитанного текста.

1

13-14.

Схема и план текста.

Работа с художественным текстом. Упражнение в вычленении опорных слов художественном тексте. Упражнение в составлении плана текста.

2

15.

Структура текста.

Знакомство со структурой текста. Составление текстов на заданную тему.

1

16.

Правила изложения. Сжатое изложение.

Знакомство с правилами изложения. Написание сжатого изложения.

1

17.

Понятие о выборочном изложении.

Знакомство  с выборочным изложением. Упражнение в написании выборочного изложения.

1

18.

Рассуждение – доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата.

Знакомство с текстом-рассуждением, его структурой.

Составление текста-рассуждения, вывода. Подбор цитаты к тексту – рассуждению.

1

19.

Понятие о художественном описании.

Знакомство с текстом - художественным описанием, его структурой. Составление текста – художественного описания.

1

20.

Изложение – художественное описание.

Написание изложения – художественного описания.

1

21.

Сравнение. Сравнительное описание, состоящее из двух частей.

Знакомство с текстом сравнительного описания, его структурой. Составление сравнительного описания внешне похожих предметов.

1

22.

Биография и автобиография.

Знакомство с биографическим и автобиографическим текстами. Упражнение в составлении биографии и автобиографии.

1

23.

Весёлые рассказы. Значение юмора в нашей жизни.

Знакомство с юмористическими  рассказами. Построение композиции весёлого рассказа. Составление весёлых рассказов.

1

24-25.

Газета. Особенности газетных материалов.

Знакомство с газетой, особенностями газетных материалов. Составление текстов – подписей к фотографиям в газете. Выпуск собственной классной газеты.

2

26.

Обобщающий урок по теме: «Текст».

Обобщение знаний обучающихся по теме: «Текст».

1

27.

Культура общения (8 часов).

Выражение просьбы.

Упражнение в составлении обращений к разным людям.

1

28.

Знакомство.

Речевые ситуации. Знакомство в разных местах и с разными людьми.

1

29.

Устное и письменное приглашение.

Составление устного и письменного приглашения.

1

30.

Поздравление и  пожелание. Письмо. Поздравительная открытка.

Знакомство со структурой письма, поздравительной открытки. Упражнение в написании писем и поздравительных текстов, обращённых к разным людям.

1

31.

Этика телефонного разговора.

Знакомство с правилами успешного общения. Упражнение в составлении телефонного диалога.

32.

Этика спора. Спор, а не ссора.

Знакомство с этикой спора.

33.

Учимся убеждать и доказывать.

Упражнение в составлении убеждений и доказательств.

1

34.

Обобщающий урок по теме: «Культура общения».

Обобщение знаний учащихся по теме: «Культура общения»

1

                                                   

                                                                             

Календарно - тематический план

№п/п

Календарные сроки

Скорректированные сроки

                  Тема

Речь и её значение в жизни (7 часов).

1

01.09-02.09

Художественная речь, её особенности и значение.

2

05.09-09.09

Художественная речь, её особенности и значение.

3

12.09-16.09

Речевые произведения малых форм: считалки, скороговорки, загадки. Виды загадок.

4

19.09-23.09

Сочиняем загадки.

5

26.09-30.09

Устная речь. Громкость, темп и тон как средства выразительности устной

речи.

6

03.10-07.10

Устная  и  письменная речь. Объявления письменные и устные.

7

10.10-14.10

Обобщающий урок по теме: «Речь и её значение в жизни».

Текст (19 часов).

1

17.10-21.10

Текст как тематическое единство.

2

24.10-28.10

Тематический словарь.

3

07.11-11.11

Основная мысль текста.

4

14.11-18.11

Аннотация.

5

21.11-25.11

Краткий пересказ.

6

28.11-02.12

Схема и план текста.

7

05.12-09.12

Схема и план текста.

8

12.12-16.12

Структура текста.

9

19.12-23.12

Правила изложения. Сжатое изложение.

10

26.12-27.12

Понятие о выборочном изложении.

11

10.01-13.01

Рассуждение – доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата.

12

16.01-20.01

Понятие о художественном описании.

13

23.01-27.01

Изложение – художественное описание.

14

30.01-03.02

Сравнение. Сравнительное описание, состоящее из двух частей.

15

06.02-10.02

Биография и автобиография.

16

13.02-17.02

Весёлые рассказы. Значение юмора в нашей жизни.

17

20.02-24.02

Газета. Особенности газетных материалов.

18

27.02-03.03

Газета. Особенности газетных материалов.

19

06.03-10.03

Обобщающий урок по теме: «Текст».

Культура общения (8 часов).

1

13.03-17.03

Выражение просьбы.

2

20.03-24.03

Знакомство.

3

03.04-07.04

Устное и письменное приглашение.

4

10.04-14.04

Поздравление и  пожелание. Письмо. Поздравительная открытка.

5

17.04-21.04

Этика телефонного разговора.

6

24.04-28.04

Этика спора. Спор, а не ссора.

7

08.05-12.05

Учимся убеждать и доказывать.

8

15.05-19.05

Обобщающий урок по теме: «Культура общения».


Материально- техническое обеспечение

Требования к оснащению учебного процесса учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся

Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.

Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика».  Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

– виды деятельности учеников на уроке;

– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

 Примеры работ при использовании компьютера:

  • анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
  • редактирование ;
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
  • создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:

  • классных газет и журналов (компьютер);
  • фотоальбомов (фотоаппарат);
  • DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.

Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...