Внеурочное занятие по риторике по теме "Рифма"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Архипова Ирина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Занятие кружка по теме «Рифма» (1класс)

Цели:

  • Познакомить с текстом-стихотворением как разновидностью речевого жанра
  • Познакомить с понятиями ритм, рифма как отличительными особенностями текста-стихотворения
  • Формировать коммуникативно-речевую компетентность
  • Совершенствовать коммуникативные умения
  • Развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение)
  • Развивать способности связанные с общением (коммуникабельность, эмпатия)

УУД:

Личностные:

  • ориентироваться на понимание успешности или неуспешности речевого поведения
  • знать о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения
  • проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Регулятивные:

  • определять цель выполнения задания под руководством учителя
  • адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей и действовать на основе результатов обсуждения
  • выполнять учебные действия в материале, в устной и письменной речи

Познавательные:

  • высказываться в устной и письменной форме
  • анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации
  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике или в других источниках

Коммуникативные:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета
  • слушать и понимать речь других
  • уметь работать в паре
  • участвовать в диалоге на занятии

Ход занятия

Речевая гимнастика

Беззвучно произнесите звуки: А О И Э У Ы О Э У А И Ы (Слайд №1)

Проведите языком по верхним зубам, по нижним зубам, по кругу( по 2 раза вправо, влево)

Попробуйте достать языком до носа, до подбородка, вправо, влево

Улыбнитесь друг другу

Прочитайте запись (Слайд №2)

РЕБЯТАНАПЛОЩАДКЕИГРАЛИВПРЯТКИ

Можно ли назвать эту запись предложением? Докажите.

Сколько слов в этом предложении?

РЕБЯТА НА ПЛОЩАДКЕ ИГРАЛИ В ПРЯТКИ.

Давайте прочитаем его, делая логическое ударение на каждое слово по-очереди. (Слайд №3)

А теперь поработаем в парах.

Произнесите предложение:   ласково – сердито

                                                 жалобно – удивленно

                                                 радостно – грустно

                                                 испуганно – восторженно

Послушайте одну историю.

  1. РАЗДАЛСЯ ЗВОНОК ТЕЛЕФОНА. ЭТО ПОЗВОНИЛ НОСОРОГ. ОН ПРОСИЛ МЕНЯ О ПОМОЩИ, ПОТОМУ ЧТО БЕГЕМОТ ПРОВАЛИЛСЯ В БОЛОТО И МОЖЕТ УТОНУТЬ. Я ОБЕЩАЛ ПОМОЧЬ.

Можно ли назвать это текстом? Почему?

А вот как её можно было рассказать по-другому. (Слайд №4)

ЗВОНОК! –КТО ГОВОРИТ? - НОСОРОГ! – ЧТО ТАКОЕ? – БЕДА! БЕДА!

БЕГИТЕ СКОРЕЕ СЮДА! – В ЧЕМ ДЕЛО? – СПАСИТЕ! – КОГО? – БЕГЕМОТА! НАШ БЕГЕМОТ ПРОВАЛИЛСЯ В БОЛОТО.                               – ПРОВАЛИЛСЯ В БОЛОТО? – ДА! И НИ ТУДА, НИ СЮДА!

О, ЕСЛИ ВЫ НЕ ПРИДЕТЕ – ОН УТОНЕТ, УТОНЕТ В БОЛОТЕ, УМРЕТ ПРПАДЕТ БЕГЕМОТ!!! – ЛАДНО! БЕГУ! БЕГУ! ЕСЛИ СМОГУ, ПОМОГУ!

Чем этот текст отличается от первого? Как догадались?

Что такое рифма? Что такое ритм?

Кто помнит автора и название ?

РИФМА – СОЗВУЧИЕ КОНЦОВ СЛОВ, СТРОК (Слайд №5)

РИТМ – РАВНОМЕРНОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА.

Игра «Доскажи словечко»

ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ

Я ЗАХОТЕЛ УСТРОИТЬ БАЛ

И Я ГОСТЕЙ К СЕБЕ позвал.

КУПИЛ МУКУ, КУПИЛ ТВОРОГ,

ИСПЕК РАССЫПЧАТЫЙ пирог.

ПИРОГ, НОЖИ И ВИЛКИ ТУТ

НО ЧТО-ТО ГОСТИ не идут.

Я ЖДАЛ, ПОКА ХВАТИЛО СИЛ

ПОТОМ КУСОЧЕК откусил.

ПОТОМ ПОДВИНУЛ СТУЛ И СЕЛ

И ВЕСЬ ПИРОГ В МИНУТУ съел.

КОГДА ЖЕ ГОСТИ ПОДОШЛИ,

ТО ДАЖЕ КРОШЕК не нашли.

Ну а теперь давайте сами попробуем подобрать рифмы к словам. Я называю слово, а вы придумываете к нему рифму.

МИСКА ДРОЖИТ ДОМИК КАРМАН ГВОЗДЬ БОЧКА СЛОН ДЕНЬ СЕЛИ

Физминутка

Маша шла, шла, шла.

Подберезовик нашла.

Вова шел, шел, шел.

Мухомор нашел.

Послушайте стихотворение, которое сочинил ослик Иа-Иа. (Слайд №6)

КРИСТОФЕР РОБИН УХОДИТ ОТ НАС.

ПО-МОЕМУ, ЭТО ФАКТ.

КУДА? НИКТО НЕ ЗНАЕТ.

НО ОН УХОДИТ, УВЫ!

ДА, ОН НАС ПОКИДАЕТ.

(ВОТ РИФМА К СЛОВУ («ЗНАЕТ».)

МЫ ВСЕ ОГОРЧЕНЫ.

(ТУТ РИФМА К СЛОВУ «УВЫ».)

НАМ ВСЕМ И ПРАВДА ГРУСТНО.

ТЕРПЕТЬ ВСЁ ЭТО ТРУДНО. (НЕПЛОХО!)

(ТАК И НЕТ РИФМЫ К СЛОВУ «ФАКТ». ДОСАДНО!)

А ВЕДЬ ТЕПЕРЬ НУЖНО РИФМУ К СЛОВУ «ДОСАДНО». ДОСАДНО!

ПУСТЬ ЭТИ ДВА «ДОСАДНО» РИФМУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ, ЛАДНО?

МЫ ВСЕ ЗДЕСЬ ТВОИ

ДРУЗЬИ… (НЕ ТАК)

МЫ ВСЕ ЗДЕСЬ ДРУЗЬЯ. (ТВОЯ? ОПЯТЬ НЕ ТАК!)

В ОБЩЕМ, ПРИМИ НА ПРОЩАНЬЕ ОТ ВСЕХ

ПОЖЕЛАНЬЕ УСПЕХ…(НЕ ТАК!)

ПРИМИ ПОЖЕЛАНЬЕ УСПЕХОВ

ОТ ВСЕХОВ!

СЛОВОМ, МЫ ВСЕ ТЕБЕ ИХ ЖЕЛАЕМ,

ТЫ, МОЛОДЕЦ!

Можно ли назвать это стихотворением? Почему?

Я составляла рифмы и перепутала слова. Помогите мне их собрать.

(Слова прикреплены к фасаду стола для каждой пары) (Слайд №7 – проверка хором)

Я напечатала стихотворение, но некоторые слова в нем пропущены.

Попробуйте , поработав в парах, его восстановить, используя получившиеся у вас рифмы.

(карточка со стихотворением на столе). Проверка. (Слайд №8

К НАМ ВЕСНА _________________

БЫСТРЫМИ     _________________

И СУГРОБЫ     _________________

ПОД ЕЁ             _________________

ЧЁРНЫЕ ПРОТАЛИНЫ

НА ПОЛЯХ      __________________

ВЕРНО, ОЧЕНЬ ТЁПЛЫЕ

НОГИ                __________________

ИТОГ:

С каким текстом мы сегодня работали?

Чем он отличается от обычного?

Завершим мы занятие игрой «Мои впечатления».

Назовите одним словом самое яркое впечатление, которое у вас осталось от занятия.

Вариант №2.

Возьмите на столе карточку №1

Раскрасьте лепестки со словами-рифмами одинаковым цветом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А О И Э Ы У О Э У А И Ы

Слайд 2

ребятанаплощадкеиграливпрятки Ребята на площадке играли в прятки.

Слайд 3

Ребята на площадке играли в прятки. Ребята на площадке играли в прятки. Ребята на площадке играли в прятки. Ребята на площадке играли в прятки .

Слайд 5

РИФМА СОЗВУЧИЕ КОНЦОВ СЛОВ, СТРОК РИТМ РАВНОМЕРНОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

Слайд 8

К НАМ ВЕСНА _________________ БЫСТРЫМИ _________________ И СУГРОБЫ _________________ ПОД ЕЁ _________________ ЧЁРНЫЕ ПРОТАЛИНЫ НА ПОЛЯХ __________________ ВЕРНО, ОЧЕНЬ ТЁПЛЫЕ НОГИ __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по риторике № 2. Чему учит наука риторика

Риторика 2 класс. Занятие № 2. Тема: Чему учит наука риторика...

Для внеурочных занятий по риторике

Для внеурочных инсценировок...

Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Учимся общаться" (3 класс) .Использование программы Т. Ладыженской "Детская риторика"

В данном календарно-тематическом планировании представлены 34 темы внеклассных занятий. состоящие из  2 разделов: 1раздел- "Общение" (15ч), 2 раздел- "Речевые жанры (19ч).В планировании указаны ф...

Внеурочное занятие Риторика

Внеурочное занятие Риторика...

Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса

Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащими­ся 4 класса  на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса ...

Рабочая программа внеурочных занятий по курсу риторики. 1 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у Риторика" составлена на основе авторской программы Т.А.Ладыженской и в соответствии с ФГОС. Направлена на достижение личностных, предметных и мета...

Внеурочное занятие по курсу "Детская риторика" на тему "Как хорошо уметь читать!"

Внеурочное занятие по курсу "Детская риторика" на тему "Как хорошо уметь читать!"...