Образовательная программа по внеурочной деятельности "Ключ старого леса"
рабочая программа (3 класс) на тему

Корчагина Марина Владимировна

Образовательная программа по внеурочной деятельности Ключ старого леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_klyuch_starogo_lesa.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАПАДНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ                                                                                                    

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  

    ПОС. ВОЛЖСКИЙ УТЁС

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШИГОНСКИЙ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа внеурочной деятельности

 эколого-краеведческого  

направления

 «КЛЮЧ СТАРОГО ЛЕСА»

пос. Волжский Утёс – 2016

                                                                                                   

 

 Надо было судить

                                                             не по словам,

             а по делам

                     

А. Экзюпери 

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе “Ключ старого леса” составлена по экологии и краеведению и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, животными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами родного края. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический и патриотический  аспект современной культуры. Природу нужно изучать экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (объекты родного края) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.

Программа построена по двум направлениям:

  • образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
  • воспитательное;

 Образовательная часть включает теоретические занятия, практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики внеурочной деятельности и возрастных особенностей детей.

Цель:

  • создать благоприятные условия для организации досуга и укрепления здоровья учащихся, включая их в социально значимую, творческую деятельность;
  •  привить навыки экологической и краеведческой  культуры и расширить представления о многогранности мира

Задачи:

  • Познавательные:
  • Знакомство с объектами природного и культурного наследия родного края.
  • Расширение кругозора.
  • Воспитательные:
  • Воспитание патриотических и гражданских качеств личности.
  • Формирование экологической культуры личности ребенка, ответственного за сохранение природного и культурного наследия.
  • Способствовать положительному стереотипу поведения в окружающем мире.
  • Развивающие:
  • Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности ребенка.
  • Укрепление физического и эмоционального здоровья.
  • Развитие коммуникативных качеств обучающихся.

Программа рассчитана на 1 год  (34 часа)

Актуальность темы

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, в области  дополнительного экологического - краеведческого образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности отряда, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.

Возникла необходимость в скорейшем действии по сбережению жизни на Земле.  Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде является неотъемлемой частью общей системы образования. Формирование природоохранного сознания это начальный этап становления личности человека. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края, района и ее охрану.

Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития.

Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей, где развивались и процветали ремесла и торговля, создавались, собирались и лелеялись материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание.

Экологическое и краеведческое образование и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически.  

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Содержание программы направлено на воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного и ответственного отношения к природе и окружающей среде, к России, к родному краю, к жизни как высшей общечеловеческой ценности и всем формам ее проявления, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ведущие ценности:

  • Земля, заповедная природа, окружающая среда;
  • родной край, родная природа;
  • жизнь и все формы жизни;
  • человек, здоровье человека;
  • экологическое сознание;
  • красота, гармония.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
  • Овладеть основными экологическими терминами;
  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;
  • Уметь работать индивидуально и  в группе;
  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;
  • Выполнять правила поведения в природе;
  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;                                      
  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
  • Уметь изготовлять экологические памятки.

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

Содержание деятельности

Направления деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Эколого-краеведческая

Экологическая азбука: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии,

работа с литературой

Интеллектуально-познавательные игры.

Социально-значимая деятельность на прилегающих к школе территориях (пришкольный участок, школьный парк).

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.

Развитие и расширение кругозора учащихся.

Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

Воспитательная

КТД в рамках дней защиты от экологической опасности, памятные даты родного края.

Устные журналы, игры, викторины, экологические и краеведческие праздники, дискуссии

Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.

Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков.  Экологическая агитбригада.

Экологические операции краеведческой направленности

Формирование экологической культуры, патриотизма, развитие творческих способностей учащихся.

Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья.

Выставки работ учащихся.

Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях.

Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды

.

Содержание программы

Введение (2ч)

Дом, в котором мы живем

Земля — общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красота и неповторимость природы Земли. Бережное отношение к природе.

Природа наш  дом (3 ч)

Природа нашей планеты

. Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обитания, необходимость охраны. Папоротники и черепахи — примеры живых организмов древних времен. Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода.

Природа Самарского края (11 ч)

В третьем разделе курса учащиеся знакомятся с особенностями природы Самарской области: рельефа, климата, внутренних водах, растительном и животном мире. Происходит первое знакомство с Жигулёвским заповедником и национальным парком Самарская Лука. В стихах и легендах ребята воспевают видят красоту родных мест, что способствует не только накоплению краеведческой информации, но и эстетическому и культурному восприятию красоты своей Малой Родины.

Занятия проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Самарской области.  Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

Мир родного края(18 ч)

Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае — долг и жизненная необходимость каждого человека.

У истоков истории Самарского края. Древнейшее население Самарского края. Древности Самарского края: стоянки, могильники, городища, селища на территории края. Обычаи и традиции народов края.

Подведение итогов происходит в виде сюжетно-ролевой игры «Ключ старого леса». В игре принимают участие 3 отряда.У каждого отряда «Ключ старого леса» есть эмблема, девиз, органы управления.

В течение  года каждый отряд выполняет  различные задания эколого-краеведческого характера, принимает участие в экологических акциях, социально-значимой деятельности, конкурсах, экскурсиях. А в конце года  организуется конкурс- соревнования с участием сказочных героев Бабы-Яги, Лешего, Старичка-Лесовичка. Победивший  отряд получает ключ, который символизирует открытие экологических и краеведческих тайн

Учебно-тематический план

Программа внеурочной деятельности “Ключ старого леса” 34 часа

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

Практических

1

Введение

2

1

1

2

Природа – наш дом (3 ч)

3

2

1

3

Природа Самарского края (11 ч)

11

4

7

4

Мир родного края (18 ч)

18

5

13

 

ИТОГО:

34

12

22

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ в теме

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Введение (2 ч)

1

1

Познакомимся поближе…

2

1

Дом, в котором мы живем

Природа – наш дом (3 ч)

3

1

Игровая программа

«  Окно  в  природу »

4

1

Природа нашей планеты

5

1

Природа нашей планеты

Природа Самарского края (11 ч)

6

1

Природа нашего края

7

Природа нашего края

8-9

Путешествие

к Старику-Лесовику

10

Заповедные места нашего края

11

Растения нашего края

12

Растения нашего края

13

Животные нашего края

14

Животные нашего края

15

Красная книга Самарской области

16

Муранский бор-памятник природы

Мир родного края (18 ч)

17-18

3

Сказание о земле Самарской

19

5

Познавательная игра

«Наши далекие предки - славяне»

20-21

6

Краеведческая игра «Хазарские дозоры»

22-23

7

Эколого – краеведческая конкурсно – игровая программа

«Речка детства

24

8

Эколого-краеведческое занятие

«Есть поселок на Волге – Волжский Утес»

25

9

Ознакомительная прогулка «Гора Светелка – взгляд в прошлое»

26-27

13

Жигули –зов предков

28-29

Легенды Жигулей

30-31

Подготовка к эколого-краеведческой игре «Ключ старого леса»

32

Проведение игры

33

9

Природа – наш общий дом

34

12

Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Интерактивное оборудование

  1. Акимушкин И.И. Причуды природы. М.: Просвещение, 2012.
  2. Дитрих А.К. Почемучка. М.: Педагогика-Пресс, 2013.
  3. Козлова Т.А. Атлас родной природы. Цветы садов и полей: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия, 2011.

5. Красная книга Самарской области. Т.1.Редкие виды растений, лишайников и грибов/Под ред.чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и проф. С.В, Саксонова.-Тольятти: ИЭВБ РАН,2007.-372с.

6. Саксонов С.В., Сенаторов С.А. Охраняемые и рекомендуемые к охране ботанические памятники природы волго-иргизского ландшафтного района ( в пределах Самарской области//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.9, № 4, 20012.- C. 930 – 935.

7. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. Самара: Изд-во ООО «Научно-технический центр», 2013.-352 с.

8. htt://old.botsad.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Профилактическая гимнастика»

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Профилактическая гимнастика» рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа....

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Светофорик».

Программа рассчитана на 4 года для детей 6,5-10 лет  учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу, с использованием современных компьютерных технологий....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (литературное чтение) «Успешное чтение»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Образовательная программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Всезнайки»

Предлагаемая программа факультативного курса «Всезнайки» разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»,...

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Первые шаги в мир информатики"

Данная программа для работы с учащимися 2-3 классов по внерочной деятельности....

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности (ФГОС)

Цель и задачи курса «Геометрика» Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этически...