Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности (ФГОС)
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Цель и задачи курса «Геометрика»

 

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучение различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometrika-vneurochka.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОМЕТРИКА

Программа по внеурочной деятельности.

Пояснительная записка.

 «Вдохновение    нужно   в   геометрии,  как  и  в  поэзии»

А.С. Пушкин

             

               

   

Цель и задачи курса «Геометрика»

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучение различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Ценностными ориентирами содержания данного  курса  являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

     На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носят дискуссионный характер.

     В работе с детьми  будут использованы следующие методы:

    - словесные,

    - наглядные,

    - практические,

    - исследовательские.

     Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований  кроме учителя, становиться дети.

     Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных  действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные ( творческие)  и контролирующие.

     К репродуктивным относятся:

   а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

   б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

     Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

    Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

    Преобразующие учебные действия, связанные  с  преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

    Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

    Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение задач на части повышенной трудности,

- задачи, связанные с формулами произведения,

- решение геометрических задач.

Место курса в учебном плане.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического  характера.

В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.

На изучение курса «Геометрика» в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан  на 135 ч: 33 ч - в 1 классе  (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Методы и приемы изучения геометрического материала.

Одна из важных особенностей  курса “Геометрика ” - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

  • воспроизведение объектов;
  • доконструирование объектов;
  • переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.

Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур – отрезка – предусмотрена целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур, как на плоскости и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определенного условием числа отрезков; с изменением (увеличением, уменьшением) их числа (игра “Волшебные палочки”). В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведенного действия. В практике выполнения заданий такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников), но постепенно уровень трудностей заданий растет, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребер в вершинах маленькие шарики из пластилина.

Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности –это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

Общая характеристика  курса.

Факультативный курс «Геометрика» входит во внеурочную

деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание  курса

1 класс (33часа)

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой.

Отрезок. Сравнение отрезков, вычерчивание отрезков.

Луч.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Длина. Единицы длины: сантиметр,  дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром.

Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями и с использованием циркуля.

Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание углов.

Ломаная. Вершина, звено ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников.

Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.

Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой разлиновкой.

Деление многоугольника на части.  Составление многоугольника из двух частей  с выбором из трех предложенных.

2 класс (34часа)

Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.

Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства.

Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Треугольник. Соотношение сторон треугольника.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).

Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным условиям.

3 класс. (34 часа)

Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.

Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный

Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.

Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.

Периметр многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника.

Деление окружности на 2, 4, 8 и 3, 6, 12 равных частей.

Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.

Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.

Вписанный в окружность треугольник.

4 класс. (34 часа)

Прямоугольный параллелепипед: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

Куб: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.

Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.

Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового  размера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.

Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Геометрика».

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных       заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Чертить прямоугольник, отрезок заданных размеров.
  • Обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника.
  • Делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей.
  •   Знать противоположны стороны прямоугольника, свойства диагоналей прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности, радиус, диметр окружности, вписанный прямоугольник, описанная окружность.
  • Знать виды треугольников по сторонам и углам.
  • Единицы площади и соотношения между ними, периметр многоугольника, площадь прямоугольника, пирамида, грани, ребра. вершины пирамиды.
  • Конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить фигуру, симметричную заданной.

 Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Тематическое планирование   курса «Геометрика»

1 класс (33 часа)

Дата

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

1

Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линии на бумаге.

1

Знакомство учащихся с учебным курсом и учебным пособием. Понятия «точка», «линия».

2

Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

Понятия «прямая линия», «кривая линия», «замкнутая кривая», «незамкнутая кривая». Использование линий в практической деятельности человека.

3

Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой.

1

Знакомство с бумагой, ее различными видами. Практическая работа.

4

Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.

1

Знакомство с основным свойством прямой, с инструментом для проведения прямой.

5

Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.

1

Разные положения прямой на плоскости. Возможность  проведения прямой через 3 точки.

6

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

1

Понятие «отрезок». Модели отрезков, вычерчивание отрезков.

7

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины.

1

Обозначение буквами изображенных на бумаге геометрических фигур. Практическая работа по изготовлению полосок разной длины.

8

Повторение и закрепление пройденного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

9

Конструирование модели самолета из полосок бумаги.

1

Практическая работа. Изготовление аппликации самолета из 4 элементов.

10

Изготовление аппликации «Песочница».

1

Практическая работа. Изготовление аппликации «Песочница».

11

Луч.

1

Понятия «луч», «начало луча». Сравнивание прямой, отрезка, луча.

12

Сравнение отрезков с помощью циркуля.

1

Знакомство с циркулем, новым способом сравнения отрезков с помощью циркуля.

13

Сантиметр.

1

Единицы длины. Сантиметр. Модель сантиметра. Измерение отрезков с помощью линейки.  

14

Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

Способы построения суммы и разности отрезков, построение отрезка суммы и отрезка разности двух отрезков.

15

Угол. Развернутый угол.

1

Понятия «угол», «вершина угла», «стороны угла». Обозначение углов буквами.

16

Прямой угол. Непрямые углы.

1

Понятие «прямой угол». Построение прямого угла.

17

Виды углов: прямой, тупой, острый.

1

Знакомство с видами углов: прямым, острым, тупым. Построение углов разных видов.

18

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

1

Понятия «ломаная», «вершины ломаной», «звенья ломаной». Модель ломаной. Обозначение ломаной буквами.

19

Закрепление пройденного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

20 - 21

Многоугольник.

2

Понятие «многоугольник». Выделение многоугольников среди  фигур.

22

Прямоугольник.

1

Понятие «прямоугольник». Признаки прямоугольников. Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге.

23

Противоположные стороны прямоугольника.

1

Понятие «противоположные стороны прямоугольника». Установление практическим путем попарного равенства противоположных сторон прямоугольника.

24

Квадрат.

1

Понятие «квадрат». Признаки квадрата. Моделирование квадратов.

25 - 26

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.

2

Единицы длины. Дециметр. Метр. Соотношения между единицами длины.

27

Повторение и закрепление пройденного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

28 - 30

Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник».

3

Практическая работа. Изготовление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник».

31

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей.

1

Собирание из мозаики различных геометрических фигур и выкладывание различных предметов.

32 - 33

Оригами. Изготовление моделей  «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик».

2

Знакомство с искусством складывания из бумаги фигурок оригами. Закрепление знаний об основных изученных геометрических фигурах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Алгоритм разработки рабочей программы по внеурочной деятельности ФГОС НОО"

Выступление на семинаре о внеурочной деятельности учащихся. Предоставляется алгоритм разработки программы....

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса

Рабочая  программа кружка  "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности кружка "Эрудит" (1 класс)

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на развитие интеллектуальных умений учащихс...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС«Я - исследователь»...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...