Программа по предмету "Домоводство" класс 3 - 4
материал по теме

Программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovodstvo_3_4.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 565

Кировского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию

Педагогическим советом

Протокол № … от «….»………. 2016

«Утверждаю»

Директор _________________

Приказ № … от «….»………. 2016

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)

по предмету «Домоводство»

класс 3 – 4

Авторы-составители:

Лапухина Г.Г.

Литвиненко Т.А.

2016 

Оглавление

1. Пояснительная записка        

Актуальность        

Статус документа        

Место предмета в учебном плане        

Адресат        

Срок реализации программы        

Специальные условия реализации программы        

Цель        

Задачи учителя        

Задачи обучающихся        

Виды и формы организации учебного процесса        

Критерии оценивания:        

Планируемые результаты        

2. Содержание программы        

Покупки        

Обращение с кухонным инвентарем        

Приготовление пищи        

Уход за вещами        

Уборка помещения        

Уборка территории        

3. Учебно-тематический план        

4. Примерное тематическое планирование        

3 класс        

4 класс        

5. Методическое обеспечение программы        


1. Пояснительная записка

Актуальность

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Статус документа 

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) по предмету «Домоводство» - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающийся на учебном плане образовательного учреждения.

Место предмета в учебном плане 

Предмет «Домоводство» входит в обязательную нагрузку и относится к предметам федерального компонента.

Программа составлена на основе учебного плана ГБОУ № 565, программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой, АООП ГБОУ школы № 565.

Адресат 

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении.

Срок реализации программы 

Программа рассчитана на 2 года (с III по IV класс), с последующим изучением в V – XII классе.

Специальные условия реализации программы

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей. Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

Общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития:

  • время начала образования,
  • содержание образования,
  • создание специальных методов и средств обучения,
  • особая организация обучения,
  • расширение границ образовательного пространства,
  • продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Цель 

Развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Задачи учителя

  • формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации обучающихся;
  • развивать умения, необходимые для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности; формировать бытовые навыки;
  • повышать у обучающихся уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
  • воспитывать у обучающихся позитивные качества характера: общительность, трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, отзывчивость, настойчивость, ответственность.

Задачи обучающихся

  • учиться обращаться с хозяйственным инвентарем;
  • освоить действия по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами, которые в последующем сможет применять как в быту, так и в последующей трудовой деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса

Основной формой работы по предмету «Домоводство» является урок - занятие.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).

Виды деятельности: дидактическая игра, опрос, практические упражнения, экскурсия, беседа, сюжетно – ролевая игра, решение ситуационных задач.

Критерии оценивания:

Аттестация обучающихся проводится в течение учебного года как результат освоения образовательной программы. При аттестации обучающихся, используется только качественная оценка успешности освоения учебной программы.

Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся. При обучении по программе «Домоводство» центральным результатом является появление значимых предпосылок трудовой деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Домоводство» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика);

2 этап – декабрь (промежуточная диагностика);

3 этап – май (итоговая диагностика).

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Предполагается, что к концу обучения (4 класс) по предмету «Домоводство» учащиеся по возможности будут:

  • проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;
  • иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
  • уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту;
  • иметь представления о социальных ролях людей;
  • овладеют умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;
  • уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.;

Личностные результаты

Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.


2. Содержание программы

Покупки

Основные задачи раздела: формировать понятие о местах и способах осуществления покупок.

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.

Обращение с кухонным инвентарем

Основные задачи раздела: формирование умений обращения с кухонным инвентарем.

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды.

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

Приготовление пищи

Основные задачи раздела: освоение простейших действий по приготовлению пищи.

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр), выбор кухонного инвентаря (тарелка), сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).

Уход за вещами

Основные задачи раздела: формирование умений по уходу за вещами.

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Замачивание белья. Полоскание белья. Отжим белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой).  Просушивание обуви.

Уборка помещения

Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.

Уборка территории

Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.

Для того чтобы обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития успешно освоили программу по предмету Домоводство педагогу необходимо: широко использовать наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий, предметов и явлений, практических действий. Максимально опираться на чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавать условия для включения каждого ребенка в коллективную деятельность. Приоритетным направлением в обучении является игровая практико-ориентированная деятельность. Деятельность педагога должна носить практическую направленность, позволяющую подготовить детей к доступным для них видам труда, социальной адаптации. Необходимо использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп обучения.

При изучении разделов Домоводства рекомендуется использовать:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья и др.;
  • оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), тазики, уборочный инвентарь (тяпки, грабли), лейки и др.


3. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

3

4

Покупки

1

Планирование покупок.

+

+

2

Выбор места совершения покупок.

+

+

3

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др.

+

4

Нахождение нужного товара в магазине.

+

5

Складывание покупок в сумку.

+

+

6

Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.

+

Обращение с кухонным инвентарем

1

Обращение с посудой.

+

+

2

Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож).

+

+

3

Различение посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

+

4

Различение чистой и грязной посуды.

+

+

5

Очищение остатков пищи с посуды.

+

+

6

Протирание посуды губкой.

+

7

Ополаскивание посуды.

+

8

Сушка посуды.

+

9

Накрывание на стол.

+

+

10

Выбор посуды и столовых приборов.

+

11

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

+

+

Приготовление пищи

1

Подготовка к приготовлению блюда.

+

+

2

Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи.

+

+

3

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.

+

+

4

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда.

+

5

Обработка продуктов.

+

+

6

Мытье продуктов.

+

+

7

Раскатывание теста.

+

+

8

Перемешивание продуктов ложкой.

+

9

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр).

+

10

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор кухонного инвентаря (тарелка.

+

11

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).

+

Уход за вещами

1

Ручная стирка. Наполнение емкости водой.

+

+

2

Ручная стирка. Замачивание белья.

+

+

3

Ручная стирка. Полоскание белья.

+

+

4

Ручная стирка. Отжим белья.

+

5

Ручная стирка. Вывешивание белья на просушку.

+

6

Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

+

7

Складывание белья и одежды.

+

+

8

Чистка одежды.

+

+

9

Уход за обувью.

+

+

10

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой).

+

11

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви сухой тряпкой)

+

+

12

Просушивание обуви.

+

Уборка помещения

1

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

+

+

2

Уборка мебели. Вытирание поверхности мебели.

+

+

3

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место.

+

4

Уборка пола. Заметание мусора на совок.

+

Уборка территории

1

Подметание территории.

+

2

Сгребание травы и листьев.

+

+

3

Уход за уборочным инвентарем.

+


4. Примерное тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема

I четверть (9 часов)

1

Покупки

2

Уход за вещами

3

Уборка помещения

4

Уборка территории

II четверть (7 часов)

1

Покупки

2

Уход за вещами

3

Уборка помещения

4

Уборка территории

III четверть (9 часов)

1

Обращение с кухонным инвентарем

2

Приготовление пищи

3

Уход за вещами

4

Уборка помещения

IV четверть (8 часов)

1

Обращение с кухонным инвентарем

2

Приготовление пищи

3

Уход за вещами

4

Уборка помещения

5

Уборка территории

4 класс

№ п/п

Тема

I четверть (9 часов)

1

Покупки

2

Уход за вещами

3

Уборка помещения

4

Уборка территории

II четверть (7 часов)

1

Покупки

2

Уход за вещами

3

Уборка помещения

4

Уборка территории

III четверть (9 часов)

1

Обращение с кухонным инвентарем

2

Приготовление пищи

3

Уход за вещами

4

Уборка помещения

IV четверть (8 часов)

1

Обращение с кухонным инвентарем

2

Приготовление пищи

3

Уход за вещами

4

Уборка помещения

5

Уборка территории


5. Методическое обеспечение программы

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  2. АООП ГБОУ школы № 565;
  3. Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение,
    2013 г.
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;
  5. Федеральный Государственный Основной Образовательный стандарт
  6. Интернет-ресурсы (по выбору учителя).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...