4 класс. Кружок юный эколог
рабочая программа (4 класс) по теме

Ковалькова Наталья Николаевна

 Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4 класс "Юлый эколог"38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

"Средняя школа № 7" города Смоленска

 (МБОУ "СШ № 7")

 

 

 Кружок

 « Юный эколог»

 Направление: экологическое

Срок реализации: 1 год

 Класс: 4 «Б»

 Составитель: Ковалькова Н.Н.

2014/2015 учебный год.

Пояснительная записка

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

 Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

  Кружковая работа  является  оптимальной  формой  работы  по  формированию экологи-ческой культуры младших школьников.  Система работы с учащимися  начальных  класс-сов  значительно  расширяет  и  углубляет их знания о природе, формирует эмоциональ-ную восприимчивость. Кружковая  работа  формирует  практические  умения  и  знакомит с  разнообразной  деятельностью  по  оказанию  помощи природе.

   Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способ-ности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрица-тельных для Природы последствий своей деятельности.

     С учётом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образова-ния  была  разработана   программа   экологического воспитания младших школьни-ков  в  рамках  кружка  «Юный эколог».  

Цель программы:

Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

            Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике полученные знания.
  • формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллек-тивом, реализовать потребности ребят в содержательном и развиваю-щем досуге;
  • развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- поиск информации в читальном зале библиотеки;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4 года обучения

   Учащиеся должны знать/понимать:  

  • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
  • ценность природы родного края и необходимость нести ответственность заее сохранение;
  •  соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
  • нравственные и правовые принципы природопользования;
  • взаимосвязи в природном сообществе и экосистеме.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
  • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты;
  • соблюдать правила экологического' поведения в природе;
  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу края;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
  • пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе;
  • использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный эколог» в 4 классе:

Личностные УУД:

Самоопределение:

  •  готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  •  принятие образа «хорошего ученика»;
  •  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  •  гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  •  осознание ответственности человека за общее благополучие;
  •  осознание своей этнической принадлежности;
  •  гуманистическое сознание;
  •  социальная компетентность как готовность к решению моральныхдилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные УУД:

  • формулировать познавательную цель;
  • формулировать проблему с помощью учителя;
  • работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
  • работать с дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к текстам;
  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • делать выводыв результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД:

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • умение  организовывать свою работу;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • освоить разные формы учебной кооперации(работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли(ведущего и исполнителя);
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
  • или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • задавать и уточнять вопросы;
  • понимать основание  разницы  заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
  • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных

          коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Список литературы

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
  3. Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района  Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
  4. Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
  5. Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст  /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
  6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
  8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст  /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

Тематический план кружка «Юный эколог»

Название темы

Количество часов, выделяемое на проведение

Общее количество часов

теоретических занятий                

практических занятий

1.

Введение

2

-

2

2.

Организмы и окружающая среда

4

-

4

3.

Факторы неживой природы

5

4

9

4.

Факторы живой природы

5

3

8

5.

Организация природы

4

2

6

6.

Человек и окружающая среда

4

1

5

Итого:

24

10

34

Содержание курса

1.Введение (2 ч.)

Знакомство с планом работы кружка, целями и задачами, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.

2.Организмы и окружающая среда (4 ч.)

 Из чего состоит живая природа. Бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов. Организм и окружающая среда (среда обитания). Что изучает экология. Экологические факторы.

3.Факторы неживой природы (9 ч.)

Солнечный свет и тепло. Солнце – источник тепла и света для живых организмов. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения.

Причины загрязнения воздуха. Как сохранить воздух чистым. Лабораторные исследования на тему: «Исследования воздуха», заполнение журнала исследования « нагретый вохдух, воздух –это ничто?».

Значение воды для живых организмов. Экспериментальное изучение « Плавание и загру-жение».

4.Факторы живой природы (8 ч.)

Взаимоотношения живых организмов одного вида. Местообитание. Экологическая ниша. Язык животных. Проявление заботы о потомстве.

Взаимоотношения живых организмов разных видов. Взаимоотношения между растениями и животными. Хищники и жертвы.

5.Организация природы (6 ч.)

Понятие «экосистема». Источник энергии в экосистеме. Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Охрана природы. Круговорот веществ и воды в природе.

6.Человек и окружающая среда (5 ч.)

Место человека среди живых организмов. Влияние человека на окружающую среду. Современное состояние окружающей среды. Причины экологических катастроф. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Юный эколог"

ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития через кружок "Юный эколог"."

Статья о мотивации учебной деятельности обучающихся и обеспечении условий для её развития во внеклассной и внеурочной деятельности....

кружок "Юный эколог" 3 класс

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на...

3 класс кружок "Юный эколог"

АктуальностьВо все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жи...

Кружок «Юный эколог»

Показатели в личностной сфере ребенка:- интерес к познанию мира природы;потребность к осуществлению экологически сообразныхпоступков;-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с то...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Юный эколог"

Рабочая программа с 3 уровняим результатов и мониторинговой картой...