Эссе "Птица, живущая в каждом из нас"
материал на тему

Ямалутдинова Эльвира Рафиковна

Философское эссе о птице  - мое первое откровение на этом сайте. оно отражает моё состояние, стремления, отношение к профессии. Дать знания детям недостаточно для того, чтобы научить их летать, «предела в погоне за знаниями не должно быть».  «Смотреть – значит понимать, осознай то, что уже знаешь, и ты научишься летать» – это один из  принципов моей педагогической работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №175»  Советского района г.Казани

ФИЛОСОФСКОЕ ЭССЕ

«Птица, живущая в каждом из нас»

(посвящается моей маме Мисбаховой Нурание Габдулловне)

(размышления по повести – притче Ричарда Баха

«Чайка, по имени Джонатан Ливингстон»  

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 175»

Ямалутдиновой Эльвиры Рафиковны

2016г.

г.Казань

Небо, полет, белоснежная птица … Безграничный Простор и Свобода! Самосовершенствование и Самопожертвование! Прочитала откровения Ричарда Баха и  «вжилась» в образ чайки, учившейся жизни и искусству полета …  Почему Ричард Бах для своей философской сказке выбрал именно эту птицу? Почему её образ получился таким глубоким? Почему и, главное, для чего хочется вновь цитировать аллегории Баха? Может быть, автор при помощи своей книги взращивает  в нас учителей и учеников?

Чайка …Какое это слово на «вкус»? Заурядное или обжигающее? Мимолётное или наполненное смыслом жизни? «Чем выше летает чайка, тем дальше она видит…» Значит ли это, что для того, чтобы достичь цели,  нужно не только идти, но и летать? Легко ли быть таким как Джонатан? Нет, но как завораживающе интересно! Интересно вырваться из серой стаи, жить не только ради удовлетворения плоти и утробы, а во имя стремления к познанию, самосовершенствованию. Когда у меня спрашивают о моей профессии, я сжимаюсь, мне хочется сказать о том, что «учитель» - это не профессия и не работа! Это смысл жизни или даже сама жизнь. А вот работа ученика - это самая трудная из профессий. Я думаю, именно эту мысль Ричард Бах вложил в контекст произведения.

Читая эту повесть, ощущаешь её многослойность: каждый раз воспринимаешь лишь ту часть содержания текста, к пониманию которой  готов сегодня. Но стоит вернуться к произведению вновь, и ты открываешь все новые грани. «Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого – это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению»  Смакую каждое слово и постигаю смысл высказывания Джонатана. Значит, мысль учителя должна быть «до каждого кончика крыла каждого ученика»! Как этого достичь? Только рядом и только вместе, «крылом к крылу».  Вот почему мы стремимся овладеть «высокими скоростями, и малыми скоростями, и фигурами высшего пилотажа...» В  современном пространстве невозможно быть Педагогом с большой буквы, если не владеешь классикой педагогики и не впитываешь в себя все её новые течения.

Изумляюсь, как автор, не говоря прямо о любви к живому, смог донести до читателей философию любви. «Незаметный маленький Мартин Уильям так боялся вызвать гнев своего наставника, что, к собственному изумлению, научился делать чудеса на малой скорости». Счастлив тот учитель, который вырастил таких учеников, счастливы те ученики, которые живут рядом с таким учителем. Мне кажется, автор доносит до нас мысль о том, что учитель должен быть любим учеником для того, чтобы боясь признаться себе в этом, научиться делать чудеса. И изумляться, изумляться своим возможностям…

Я выросла в семье потомственных учителей.  Моя мама на протяжении не одного десятка лет была для меня образцом учительского труда: педагогом – мыслителем, педагогом – исследователем, педагогом – новатором, педагогом,   ведущим и всеведущим … Она отвела меня за руку в музыкальную школу: фортепиано, хор, оркестр …, но мой выбор был сделан в пользу педагогики, любовь к которой была привита с детства самой же мамой. Вероятнее всего, это и была та «маленькая чайка», которая росла во мне вместе со мной.  

В 16 лет я поставила себе цель – покорить скалу Чимган. Восхождение вместе со спуском заняло 12 часов.  Из 10 человек поднялись на высоту 3 500 метров над уровнем моря только восемь –  7 парней и я одна девушка. Именно тогда я «встала на крыло», поняла, какие качества мне нужны, чтобы «взлететь» и не быть, как все.

Получала образование в педагогическом институте, здесь же и трудилась. До последних дней существования комсомольского движения была заместителем комсорга института. Конечно же, я понимала, что на том отрезке истории  комсомольское движение не возродить, но постаралась быть верной своему делу до конца. Прочитав историю Джонатана, я поняла, что только верность выбранному делу позволила чайке взлететь.

 «Не верь глазам своим! Они видят только преграды…» На протяжении более 10 лет мне посчастливилось работать с детьми, имеющими  ограниченные возможности здоровья. Порой их двигательный дефект не позволял  держать в руках даже карандаш.  Посчастливилось, потому что именно они научили меня не бояться трудностей, позволили мне ощутить полноту жизни и любовь к ней при любых обстоятельствах.

Дать знания детям недостаточно для того, чтобы научиться летать, «предела в погоне за знаниями не должно быть».  «Смотреть – значит понимать, осознай то, что уже знаешь, и ты научишься летать» – это один из  принципов моей педагогической работы.  

Птица, живущая в каждом из нас… Насколько мне близок образ Джонатана? Разве может быть созидание другим?  Сегодня я говорю моим ученикам: «Для того чтобы достичь цели, нужно прежде всего идти!».

Искренне надеюсь,

что придет время, и я смогу сказать моим ученикам:

«Пришло время летать!»

                

        

(Примечание:

 автор Эссе не представила фотографии детей класса в данном материале,

т.к. это является нарушением)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мир и радость вам живущие…» Урок внеклассного чтения

Урок внеклассного чтения по творчеству Кайсына Кулиева...

«Мир и радость вам, живущие!»

Мир и радость вам,  живущие! Не от ваших ли заботЖизнь идёт, земля цветёт,Существует в мире  сущее?...

Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".

Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...

Технологическая карта хорового занятия "Звуки, живущие в единстве" для детей 7-8 лет.

Технологическая карта хорового занятия "Звуки, живущие в единстве" для детей 7-8 лет (1,2 класс), 1 год обучения. Технологическая карта соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта хорового занятия "Звуки, живущие в единстве" для детей 8-9 лет (2 год обучения).

В технологической карте подробно расписаны этапы занятия и УУД....

«Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани»

Воспитание у учащихся любви к своей малой Родине, чувства уважения к традициям других народов, проживающих на территории Краснодарского края; знакомство с обычаями и обрядами этих народов.  Воспи...