Приемы технологии «Развитие критического мышления»
консультация по теме

Утяшева Светлана Анатольевна

ТРКМ – это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на любых уроках, а также во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rkm_master-klass.docx37 КБ
Office presentation icon 26.11.16.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Соликамска Пермского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,

«Средняя общеобразовательная школа №2»

ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ

«РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» 

(Конспект мастер-класса)

                                                                   Утяшева Светлана Анатольевна,

        учитель начальных классов

первой квалификационной категории

         МАОУ «СОШ № 2»

Соликамск, 2016

Цель:  

  • познакомить обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  • помочь осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе;
  • помочь приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

Задачи мастер-класса:
-   создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования  роста творческого потенциала педагогов;
-    распространение педагогического опыта.

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые коллеги!

(Установление  личных  контактов  с   участниками  мастер-класса)

Упражнение «Поздороваемся»

-  Я   предлагаю поздороваться друг с другом, но немного необычно. Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо делать очень быстро. По моему сигналу нужно будет очень быстро «поздороваться» с соседом справа и слева. Я буду говорить вам, каким образом следует поздороваться. Итак, поздоровайтесь глазами... руками... плечами...

- Давайте   познакомлюсь и я   с Вами. Меня зовут Светлана Анатольевна Утяшева, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2».

II.  Стадия «Вызов»

- Верите ли вы, что детей можно научить учиться?

- Верите ли вы, что по окончанию мастер класса, Вы возьмёте что-нибудь для своей педагогической копилки?

-Я тоже в это верю, итак начнём.

Тема моего мастер-класса: Приёмы технологии Развития критического мышления. 

Сначала я бы хотела узнать, что Вы знаете по данной теме. (Приём «З-Х-У», слайд 2)

- Поделитесь своими мнениями (Приём «Корзина идей», слайд 3)

-На какие вопросы, вы бы хотели сегодня получить ответы? (На доске записываются вопросы коллег)

Постараемся найти ответы на поставленные вопросы.

III. Стадия «Осмысление»

-Выполним первое упражнение. Поработаем с текстом, прочитайте расставляя пометки (Приём «Инсерт», слайд 4, Приложение 1).

- Пополним нашу корзину идей. Расскажите, что из прочитанного текста Вы уже знали, что узнали нового, думали по другому, что осталось непонятным?

-Теперь поработаем в группах по 4 человека. Используем приём «Зигзаг» (слайд 5).

Первые номера исследуют термин «Критическое мышление» (Приложение 2)

Вторые номера исследуют цель данной технологии (Приложение 3).

Третьи номера  – структуру ТРКМ (Приложение 4).

Четвёртые номера исследуют образовательные результаты технологии РКМ (Приложение 5).

Эксперты обучают членов группы, затем группа составляет кластер

IV. Стадия «Рефлексия»

Представление кластеров.

Скажите, мы ответили на Ваш вопрос, Мария?.... (Вопросы убираются)

Вывод:

ТРКМ – это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на любых уроках, а также во внеурочной деятельности.

В своем мастер-классе я продемонстрировала вам некоторые методические приемы этой технологии (Приложение 6), те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). 

 

Составление Синквейна по работе в данном мастер-классе.

Спасибо, коллеги, за работу. Я хочу Вас поздравить с наступающим Днём матери.

День матери — великолепный праздник,
Ведь каждая из женщин — это мать!
И обязательно нам нужно мамочек поздравить,
Мы не должны об этом забывать.

Вас с праздником, любимые, родные.
И пусть к вам не придет беда.
И обязательно я мамам всем желаю
Любви и счастья. Вечно. Навсегда!


Приложение 1

Технология развития критического мышления

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Приложение 1

Технология развития критического мышления

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Приложение 2

Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в технологии РКМ) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Приложение 2

Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в технологии РКМ) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Приложение 2

Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в технологии РКМ) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Приложение 2

Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в технологии РКМ) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Приложение 3

Цель технологии РКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Приложение 3

Цель технологии РКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Приложение 3

Цель технологии РКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Приложение 3

Цель технологии РКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Приложение 4

Чтобы правильно построить урок по технологии РКМ, надо соблюдать 3 стадии.

Первая стадия – ВЫЗОВ

   Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

     На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм. 

Одним из приемов технологии развития критического мышления являются КЛАСТЕРЫ.

КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

Следующий прием это "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" 
   Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил. Графический диктант)

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ

Она дает возможность обучающимся: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Я хочу познакомить вас с приемом ТРКМ ИНСЕРТ «Чтение с пометками «INSERT»(позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения  текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы).

«v» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«-»- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

«+» - если то, что вы читаете, является для вас новым;

« ?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Третья стадия – РЕФЛЕКСИЯ 

Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Рефлексия

Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на занятии в будущем. 

На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма.

(Приложение 5): 

Образовательные результаты технологии РКМ:

Технология РКМ с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

(Приложение 5): 

Образовательные результаты технологии РКМ:

Технология РКМ с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.


Приложение 6

Приёмы технологии развития критического мышления

Для каждой стадии характерны свои приёмы:

Стадия «Вызов»:

  • «Корзина» идей, понятий, имён  
  • Кластер
  • Мозговой штурм
  • Ассоциации
  • «Карта познания»
  • «Дерево предсказаний»
  • Перепутанные логические цепочки
  • Верные и неверные утверждения (на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме; дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая);
  •  «Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения темы)

Стадия «Осмысление»:

            Маркировочная таблица

«Знаю - Хочу знать -Узнал»

  • Чтение с остановками (лекция с остановками) (чтение текста осуществляется по частям, каждая из них анализируется,  и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы,  дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет,  и объясняют свои ответы);
  • «Зигзаг» (члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга).
  • «Бортовой журнал»
  • Кластер
  • Чтение с пометами Инсерт (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы);
  • Игра «Как вы думаете?» (обучение сообща)
  • «Карусель»

Стадия «Рефлексия»:

  • Кластер
  • Составление маркировочной таблицы

 (Знаю – Хочу узнать - Узнал)

  • Синквейн
  • Стратегия «Галерея»
  • Эссе
  • «Толстые» и «тонкие» вопросы (демонстрация понимания пройденного)

Вот суть некоторых приёмов ТРКМ:

Приём «Корзина идей»: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и

        знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все вместе знают об

изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно учащимся по той или иной теме.

2. Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (групповая работа не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

Приём «тонкие и толстые» вопросы: «тонкие» – вопросы, требующие однословного ответа, «толстые» – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать

Приём «Карусель» : Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь

Приём «Галерея»: После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ

Приём «Инсерт»: Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

«  » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

Приём «Зигзаг»: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга.

Приём «Кластер»: В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется

 Приём «Синквейн»: 1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты  (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в группах, парах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС «И будущее уже наступило» Роберт Юнг Приёмы технологии «Развитие критического мышления» Утяшева С.А., учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2»

Слайд 2

З - знаю Х –хочу узнать У - узнал Приём «З-Х-У»

Слайд 3

понятия факты имена мнения Приём «Корзина идей»

Слайд 4

I – interactive – « интерактивный » N – noting – « отмечая » S – system – « системы » E – effective – « эффективное » R - reading – « чтение » T – thinking – « размышление » Приём «Инсерт» Чтение с пометками Заполнение таблицы « v » — уже знал «+» — новое «-» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы Значки Ключевые слова V + - ?

Слайд 5

Приём «Зигзаг» Работа организовывается следующим образом: 1 шаг: 2 шаг: 3 шаг:

Слайд 6

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ . Приём «Галерея»

Слайд 7

Приём «Кластер»

Слайд 8

Приём «Кластер» На стадии «Осмысление» – для структурирования учебного материала. На стадии «Рефлексия»- при подведении итогов того, что учащиеся изучили. На стадии «Вызов»- для стимулирования мыслительной деятельности

Слайд 9

Приём «Синквейн» 1 слово - тема 2 прилагательных 3 глагола Вывод из 4 слов. Слово - резюме

Слайд 10

УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Синквейн как один из методических приемов технологии развития критического мышления".

В данной работе дается обзор различных методических приемов технологии  развития критического мышления. Подробно рассматривается синквейн как один из приемов технологии развития критического мышл...

Приемы технологии Развития критического мышления

Приведены примеры приемов технологии развития критического мышления для уроков начальных классов...

Приемы технологии Развития критического мышления

Приведены примеры приемов технологии развития критического мышления для уроков начальных классов...

Приемы технологии Развития критического мышления

Приведены примеры приемов технологии развития критического мышления для уроков начальных классов...

"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.

В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...