Материалы для родителей
статья на тему

Герасимова Наталья Евгеньевна

В данном разделе представлены статьи для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Учитель-дефектолог

                                                            Герасимова Н.Е.

 «Развитие психических функций в младшем школьном возрасте»

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием психических функций. Младший школьный период является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника.

Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходиться выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью. К тому же у школьника по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности.

Конечно, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и по-особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Но также должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности.

Безусловно, учебная деятельность требует усидчивости, организации своего времени, аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале.

По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они способны концертировать внимание на неинтересных действиях. Их внимание отличается малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течении 10-20 минут. Затруднены переключение внимания с одного учебного задания на другое.

Конечно, внимание по-разному развито у различных детей и может быть развито в неодинаковой степени. "Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. Невнимательные ученики характеризуются сильной отвлекаемостью, низким уровнем устойчивости, распределения и переключения внимания и плохим умением концентрироваться.

Восприятие также характеризуется непроизвольностью. У первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.

Память у младших школьников развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Что касается непроизвольности, то учащиеся легче запоминают учебный материал, который вызвал у них интерес. Это происходит у них непроизвольно. То же самое можно сказать и о материале, преподнесенном в игровой форме, ярких наглядных пособиях, иллюстрациях. Но в отличие от дошкольников учащиеся младших классов способны произвольно и целенаправленно запоминать неинтересный им материал, ведь обучение в школе в основном строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники характеризуются хорошей механической памятью. Но необходимо развивать смысловую память, потому что механическое заучивание текстов в младших классов может привести к будущим проблемам в учебной деятельности. Осмысленный материал легче запоминается, а механически зазубренный производиться без понимания текста. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже -словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее - абстрактные понятия.

Ведущим в младшем школьном возрасте становится мышление. Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения.

Во время учебной деятельности развивается процесс сравнения. Вначале в сравнении учащиеся легко выделяют различия и труднее сходство. Затем дети учатся выделять яркие, броские признаки, в том числе и существенные. Развиваются процессы обобщения. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связано с его личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними. В младшем школьном возрасте у детей постепенно развивается способность к анализу, умение разложить целого на части, выделение путем сравнения общего и частного, различение существенного и несущественного в предметах и явлениях. Ребёнок начинает овладевать анализом, выделяя в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Но умение выделять определённые свойства в предметах и явлениях даётся младшим школьникам с большим трудом. Обычно в первом классе дети выделяют лишь два-три свойства у какого-либо предмета. Но по мере обучения, расширения кругозора учащихся и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. При различных учебных задачах, например, выделении корня в родственных словах, кратком пересказе текста или выборе заголовка для отрывка, младшим школьникам приходится учиться выделять общее и существенное. Детям приходится учиться умению отвлечься от несущественных деталей, что даётся им с не меньшими усилиями, чем выделение существенного.

Приемы логического анализа необходимы учащимся уже в первом классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.

Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Так, в игре дети изображают виденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в жизни. В дальнейшем появляется творческая переработка представлений.

Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т. д. Без этого им трудно создать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ. Без этого учащийся не может вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.

Именно в начальной школе происходит развитие важнейших психических функций, необходимых для успешной учёбы в будущем. Именно поэтому младший школьный период имеет такое огромное значение в жизни каждого человека.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

deti4     Тема выпуска:

                                                «Развитие мелкой моторики»

Адреса сайтов

        

Адреса магазинов

  • Магазин дошкольной педагогической книги "Книголюб"

     Адрес м. Киевская, Бережковская наб., д.8.

Огромную роль в развитии ребёнка играет мелкая моторика пальцев рук. Доказано, что развитие мелких движений рук напрямую связано с развитием речи и мышления. Кроме этого, развитие мелкой моторики подготавливает руку ребенка к освоению таких сложных навыков, как письмо и рисование. Поэтому мелкой моторике следует уделить особое внимание.

Предоставьте ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или картона), кусочки тканей, палочки, камушки и многое другое.

Играйте также макаронами разной формы, фасолинами, бусинами, пуговицами, другими мелкими предметами (конечно, следите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую банку от кофе с пластмассовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие). Их можно раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.

C:\Users\Наташа\Pictures\0_370f_7febbe86_M.jpg             C:\Users\Наташа\Pictures\razvitie_melkoy_motoriki_ruk_doshkolnika2.jpg 

Бусины различного размера и цвета можно нанизывать на веревку. Такие пособия можно приобрести в магазине, либо изготовить самим (например, из половинок яиц от киндер-сюрприза).

C:\Users\Наташа\Pictures\038.jpg                    C:\Users\Наташа\Pictures\180209_1.jpg

Познакомьте ребенка с пластилином. Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Пусть ребенок попробует делать то же самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, конфетки, что-то другое) и «складывать» их в нарисованную на листе бумаге корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).

             C:\Users\Наташа\Pictures\231big.jpg                         C:\Users\Наташа\Pictures\1245394011-shutterstock_117755233.jpg


Интересно и увлекательно развивать пальчики малыша, а заодно изучать цвета и помогать ориентироваться на плоскости можно с помощью мозаики. Современные производители предлагают огромный ассортимент данной продукции для детишек любого возраста.

 Для малышей 2-4 лет лучше использовать крупную мозаику.

   

        Мозаика для малыша ДОРАМозаика для малышей в чемоданчике

Старшие дошкольники уже могут работать с мозаикой среднего диаметра, а младшим школьникам можно доверить мелкие детали.                                            

          Африканские звери (термомозаика)                                     Азбука плюс Арифметика (мозаика)

Только не забывайте, что оставлять  ребенка одного с мозаикой опасно, он наверняка захочет попробовать яркие «пуговки» на вкус. Играя с ребенком, старайтесь не акцентировать внимание на его неудачах, иначе интерес к игре быстро иссякнет. Почаще хвалите его даже за маленькие успехи, и вы увидите, какое удовольствие получите от совместной игры.

Обязательно играйте с ребенком в пальчиковые игры. Простейшие потешки на две – три строчки снабжайте несложными движениями пальцев и всеми ладошками. Рассказывайте их ребенку сами и показывайте. Постепенно малыш сам станет за вами повторять.

Все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. Примеры таких упражнений:

зайчикzaichik-b

Указательный и средний

 пальцы выпрямлены,        

 остальные сжаты в кулак.

chel-b

человечек
Бегаем указательным и средним пальцами по столу.

ezik-b

ёжик
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

кошка
Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх.
koshka-b

koza-b

коза
Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем.

бабочка
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают       легкие движения в запястьях - «бабочка летит».
babochka-b

Полезными для развития мелкой моторики пальцев рук являются игрушки-лабиринты, которые сейчас можно приобрести во многих магазинах.

144513

             

А так же разнообразные шнуровки из дерева, пластика, бумаги.

 Картинка 15 из 1075         Картинка 14 из 1075

Все эти игры помогут развить не только пальчики, но и обогатить сенсорный опыт малыша: изучить цвет, форму, размер, материал, научат ориентироваться в пространстве. Кроме того в процессе этих игр развивается предметная деятельность, формируются необходимые для последующего обучения мышление, внимание, усидчивость, глазомер.

            Игры - шнуровки Монтессори: развитие мелкой моторики рук у детей: игра-шнуровка                                             


Игры на бумаге


Можно поиграть с ребенком в игры на бумаге, которые помогут ему лучше овладеть своими ручками, а впоследствии – писать и рисовать. Все задания, которые будут описаны ниже, можно  изготовить самим, используя  карандаши, картинки из детских журналов, раскрасок и, конечно, свою фантазию.
C:\Users\Наташа\Documents\РАБОТА\графич навыки мелкая моторика\img229.jpg

                 C:\Users\Наташа\Documents\РАБОТА\графич навыки мелкая моторика\img326.jpg

C:\Users\Наташа\Documents\РАБОТА\графич навыки мелкая моторика\img322.jpg



Предварительный просмотр:

                             

Адреса сайтов

        

Адреса магазинов

  • Магазин дошкольной педагогической книги "Книголюб"

     Адрес м. Киевская, Бережковская наб., д.8.

  • Учебная литература.  Проезд: м. Рижская, Сокольники, авт./ маршрутное такси 265 до остановки «1-ая  Рыбинская ул.»

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Развитие движения пальцев, как бы подготовит платформу для дальнейшего развития ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.            

                   

                            

Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. Примеров таких упражнений:

зайчик

Указательный и средний

 пальцы выпрямлены,        

 остальные сжаты в кулак.

человечек:
Бегаем указательным и средним пальцами по столу.

ёжик:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

кошка:
Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх.

коза:
Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем.

бабочка:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит».


пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: 

  • стимулирует развитие мелкой моторики;
  • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  • развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • знакомит с элементарными математическими понятиями;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

Слайд 2

Ведущий вид деятельности – учебная деятельность Более жесткий распорядок жизни; расширение социальной роли и принятие правил окружения; более официальный стиль отношений

Слайд 3

Психические функции Внимание Восприятие Память Мышление Воображение Речь

Слайд 4

Особенности внимания Непроизвольность ( зачатки произвольного); недостаточная переключаемость; отвлекаемость; низкий уровень устойчивости.

Слайд 5

Особенности восприятия Непроизвольность; отсутствует систематический анализ свойств и качеств предметов.; пропуск существенных деталей;

Слайд 6

Особенности памяти Развитие произвольности и осмысленности; хорошая зрительная память. хорошая механическая память;

Слайд 7

Особенности мышления Развитие словесно-логического мышления; развитие мыслительных операций: сравнения способности к анализу обобщения

Слайд 8

Особенности воображения - схематичность Характеризуется: незначительной переработкой имеющихся представлений ; опорой на конкретные предметы;

Слайд 9

Особенности речи Совершенствование устной речи формирование письменной речи ( чтения и письма)

Слайд 10

Развитие мелкой моторики Совершенствование мелкой моторики

Слайд 11

Рекомендации Определить распорядок дня и составить режим; отводить время для игры и подвижной деятельности; включать необходимые упражнения для развития ВПФ.

Слайд 12

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог

Герасимова Н.Е.

Как правильно выбрать игрушку?

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны; с другой стороны, игрушка - тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей.

 К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей.

Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые «игрушки» (динозавры, пауки, покемоны и пр.), они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности.

 На мой взгляд, современные антиигрушки, которые в настоящее время становятся очень востребованными на ранке, обладают целым рядом негативных качеств.

К ним относятся:

  1. Несоблюдение при изготовлении игрушек санитарно-гигиенических норм. 

Многие производители, зачастую, не уделяют должного внимания качеству того материала (составу), которые они используют для изготовления игрушек. Эти «игрушки» могут выделять едкие вещества, окрашивать части тела при соприкосновении с ними и т.д. При использовании таких игрушек у детей могут возникать различные реакции организма на химический состав используемой продукции (аллергии). К таким антиигрушкам относятся товары китайского производства.

  1. Отсутствие реалистичности игрушки.

Ребёнок постигает мир во многом через игрушку, через практические действия с ней.

Отсутствие реалистичности антиигрушки ведет за собой искаженное  восприятия ребенком окружающего мира. Они не передают детям адекватные представления о существующих в природе цветах, формах, размерах и пр. Такие антиигрушки не рекомендуется использовать в коррекционно-развивающей  работе с детьми, у которых присутствуют различные дефекты высших психических функций.  Куклы типа Брац, трансформеры, роботы грубо искажают человеческий облик и пропорции тела. Однако, некоторые персонажи детской субкультуры, обладающие привлекательностью и позитивным этическим зарядом (Крот, Карлсон, Пиноккио), признаются вполне реалистичными.

Поэтому игрушки должны быть по возможности реалистичными и не искажать реальность.

  1. Наличие психотравмирующих факторов во внешнем виде антиигрушки.

 Еще опасней для детской психики является увлечение игрушечными монстрами и монстриками, киборгами и прочими персонажами. Эти антиигрушки  могут  привести к возникновению  у ребенка различных невротических реакций.

Игрушки нужны для игр, а так как игры являются частью обучения детей, игрушки также становятся инструментами обучения. По этой причине вам, как родителям, очень важно принять правильное решение в отношении того, какие игрушки выбирать для вашего ребенка.

1. Выбирайте те игрушки, которые будут направлены на всестороннее развитие ребенка, оттачивать его навыки. Будьте осторожны при выборе игрушек. Помните, что лучше всего приобретать игрушки, которые будут способствовать обучению ребенка и вовлекать его в процесс, нежели он будет простым наблюдателем

2.Выбирайте игрушки, которые являются гарантированно безопасными. Вот, о чем вам стоит подумать, учитывая безопасность: в игрушке не должно быть слишком маленьких деталей, которые могут попасть в рот ребенку; не должно быть болтающихся деталей, острых деталей, которые могут нанести вред вашему ребенку; на игрушках не должно быть пластиковых оберток; игрушка должна быть сделана из нетоксичных материалов и не должна содержать свинцовых белил, которые могут быть опасными для вашего ребенка.

3.Выбирайте те игрушки, которые подходят вашему ребенку по возрасту. Всегда проверяйте рекомендуемый возраст на упаковке, и убеждайтесь, что игрушка подходит вашему ребенку. Если вы сомневаетесь или думаете, что ваш ребенок слишком мал для этой игрушки, даже если его возраст попадает в предлагаемую возрастную категорию, ставьте безопасность на первое место и доверяйте своим инстинктам. Помните, что приобретение игрушки, подходящей вашему ребенку по возрасту, важно не только для умственного развития, но и для его безопасности.

4.Выбирайте прочные игрушки, рассчитанные для длительного пользования. Проверьте детали игрушки, сделаны ли они из прочных материалов. Лучше приобретать игрушки известных торговых марок, так чтобы можно было удостовериться в том, что купленная вами игрушка хорошего качества и прослужит долгое время. Выбирайте те игрушки, которые, как вы считаете, не наскучат вашему ребенку. У тех игрушек, которые предлагают возможность бесконечных занятий, как, например, строительные кубики, больше ценности, чем у электронного ходячего робота.

В завершении совей работы, хочется еще раз отметить, что если мы хотим, чтобы ребенок всесторонне развивался, необходимо использовать качественные игрушки в коррекционно-развивающей работе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.

Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...

Материалы для родителей

Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Материалы для родителей

Полезные советы для родителей учащихся....

Материалы для родителей

Карточка -подсказка по теме Имя существительное...

Материалы для родителей.

Советы для родителей первоклассников....

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Материалы для родителей

ПРЕДИСЛОВИЕ  Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...