Мотивация учения - основное условие успешного обучения.
материал на тему

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Для того чтобы учебная деятельность была успешной преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что - либо).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учения - основное условие успешного  обучения.

Учитель Андреева М.А

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Для того чтобы учебная деятельность была успешной преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что - либо).

На уроках возможно использование следующих способов повышения внутренней мотивации.

  • По возможности исключаю награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваюсь лишь оцениванием и похвалой.
  • Как можно реже использую на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к сравнению своих собственных результатов и достижений.
  • Регулирую уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
  • Стараюсь подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений.

Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

  • Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета.
  • На уроке новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  • Чаще проверяю и оцениваю работу учащихся. Чем чаще проверяют работу школьников, тем интереснее им работать.

Для оценки знаний на уроке использую работа в парах с взаимопроверкой с помощью "сигнальных кружков", хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание - внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; "метод закрытой доски" - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом и т. д.

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем - недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза "было бы: лучше, если...".

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.

Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме (на уроке используется большое количество наглядного материала).

Стараюсь создать на уроке ситуации успеха для учащихся.

Мотивационно-целевой блок решает задачу осознания целей учения и их реализации. Это возможно достичь благодаря следующим: приёмам::

1. Разноуровневые задания на уроках, дозироваиность домашних заданий, выяснение причин ошибок и определение последующих        действии;

2. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности.

Для этого на уроках я использую:

  1. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу.
  2. Необычную форму преподнесения материала.
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. Привлекаю учащихся к оценочной деятельности, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других.
  5. Использую стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание незначительной помощи, усложнение заданий.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Мотивация учения-основное условие для успешного обучения в начальной школе"

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности - учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р...

Мотивация учения – основное условие успешного обучения.

Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, с...

Презентация: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"

Это  презентация. Выступление на педсовете. Есть яркие фотографии моих учеников  на тему школьной жизни....

"Мотивация учения - основное условие успешного обучения и воспитания".

Что такое учебная мотивация. Перечислены требования, сформулированные И.С.Якиманской. Роль учебного материала в мотивации учения. Организация учебной деятельности. Влияние коллективных форм работы. Ро...