Одаренные дети
материал на тему

Антоненко Елена Владимировна

Одаренные дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti.docx708.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной работы

с одаренными детьми

учителя начальных классов

МБОУ ВСОШ №2

Антоненко Елены Владимировны

2014-2018г.

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

 к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский

C:\Users\Александр\Desktop\logotip_od.png

Актуальность разработки программы.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа.

Концепция программы.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
  • имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

 Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

 Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

 Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

 Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

 Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель программы:         

- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;

- создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его обучения  в начальной школе;
  • проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
  • произвести отбор  среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставлять возможность совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
  • воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
  • поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Формы работы с одарёнными детьми.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
  • Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
  • Участие в школьных, районных, всероссийских и международных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
  • Участие в конкурсах, интеллектуальных играх, концертной деятельности, фестивалях, спортивных соревнованиях.
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  • Создание системы взаимодействия с родителями учащихся;
  • Развитие потенциала детей;
  • Проведение мероприятий по различным направлениям с одарёнными детьми;
  • Создание условий поддержки и защиты одарённых детей.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных  образовательных областях;
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процесса работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.

Структура работы с одарёнными детьми.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • занятия по интересам;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность.

Работа с родителями.

  1. Родители, семья в системе реализации программы должны:
  • учитывать личностные и возрастные способности одарённых детей;
  • создать условия для формирования у ребёнка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
  • формировать умение ребёнка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

  1. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
  • организация работы с родителями по вопросу воспитания одарённых детей;

привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

Этапы реализации.

    Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2014 по 2018 годы.

Первый этап – диагностико-прогнозтический – предполагается реализовать в первом полугодии 2014 года (1 класс).

Второй этап – деятельностный (второе полугодие 2015 года –второе полугодие 2017 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.

Третий этап  - констатирующий (первое полугодие 2018 года, 4 класс)

Мероприятия по реализации программы

№ п/п

                            Основные мероприятия

Составление плана работы с одарёнными детьми.

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списка одарённых детей.

Подготовка к  школьной олимпиаде по основам наук.

Анализ итогов олимпиады школьников.

Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Индивидуальные консультации по проведению исследований и оформлению исследовательских проектов.

Творческие мастерские.

Оформление портфолио  школьников.

Предметная неделя начальной школы «Всезнайка».

Участие в конкурсах, олимпиадах и  проектах различных направлений и уровней

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одарёнными детьми.

Итоги работы с одарёнными детьми в 2015-2016 учебном году. Задачи на следующий год.

Ассамблея отличников.

Участие во Всероссийском конкурсе «Лучший ученик года РФ».

  На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в классе были выявлены следующие категории одарённых детей.

  1. Дети с высокими общими интеллектуальными способностями.

Клименко Андрей

Брыкалина Дарья

  1. Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями.

Виноградова Ника

Скрипкина Виктория

Стаценко Эвелина

Ц»ой Никита

  1. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Брыкалина Дарья Скрипкина Виктория

Гордиенко Диана Милютина Кристина

  1. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Брыкалина Дарья

  1. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Солопова Дарья

Скрипкин Андрей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...


 

Комментарии

Антоненко Елена Владимировна

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми