Внеурочная деятельность курс "Занимательная математика"
рабочая программа (2 класс) на тему

Чернышева Жанна Юрьевна

Внеурочная деятельность курс "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pzzan.matem_._-_kopiya.docx27.35 КБ
Файл kal.tem_.po_matem.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Курс «Занимательная математика » реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности во 2 классе, в рамках   Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Программа курса составлена на основе программы «Занимательная математика» (автор Е.Э. Кочурова). Сборник  программ  внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.:  « Вентана – Граф », 2011

Планируемые результаты

Личностные:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;

развитие внимательности, настойчивости, умения преодолевать трудности;

воспитание чувства справедливости. Ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

высказывать собственное мнение и анализировать его;

сопоставлять полученный результат с заданным условием;

контролировать свою деятельность;

моделировать ситуацию,  описанную в тексте задачи;

анализировать расположение деталей, выявлять закономерности в расположении деталей;

Предметные:

сравнивать разные приемы действий;

применять изученные способы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

конструировать несложные задачи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Объем программы

     Рабочая программа по курсу «Занимательная математика»  для 2 класса составлена на основе Программы внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой (курс «Занимательная математика» автор Е.Э. Кочурова).  На реализацию программы отводится 1 час в неделю.

     Согласно Графику – календарю МБОУ « Николаевская  СОШ » на 2016 – 2017 учебный  год во 2 классе предусмотрено 34 учебные недели, поэтому на  курс «Занимательная математика» отводится 34 часа. 

      В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4.08 2016 года №756 « О переносе выходных дней в 2017 году»  выходными днями  принято считать –  1 мая,  9 мая,  поэтому  на изучение  курса «Занимательная математика» во 2  классе на 2016 – 2017 учебный год отводится 32 часа.

Программа выполняется в полном объёме.

Характеристика основных содержательных линий (32 часа)

Числа. Арифметические действия. Величины. (14)

  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  • Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
  • «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
  • Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
  • Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
  • Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.
  • Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
  • Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
  • Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач.(7)

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика (11)

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1—> 1|, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся)

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- решать словесные и картинные ребусы;

- заполнять магические квадраты размером 3х3;

- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании    участвовать в ее делах и событиях;

- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;



Предварительный просмотр:

                                                                          Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

32

1

5.09

Математика – это интересно.

1

2

12.09

Удивительная снежинка.

1

3

19.09

Крестики – нолики.

1

4

26.09

Прятки с фигурами.

1

5

3.10

Секреты задач.

1

6

10.10

Спичечный конструктор.

1

7

17.10

Спичечный конструктор.

1

8

24.10

Геометрический калейдоскоп.

1

9

31.10

Числовые головоломки.

1

10

14.11

Шаг в будущее.

1

11

21.11

Геометрия вокруг нас.

1

12

28.11

Путешествие точки.

1

13

5.12

Шаг в будущее.

1

14

12.12

Тайны окружности.

1

15

19.12

Математическое путешествие.

1

16

26.12

Новогодний серпантин.

1

17

16.01

Новогодний серпантин.

1

18

23.01

Математические игры.

1

19

30.01

Часы нас будят по утрам.

1

20

6.02

Геометрический калейдоскоп.

1

21

13.02

Головоломки.

1

22

20.02

Секреты задач.

1

23

27.02

Что скрывает сорока.

1

24

6.03

Интеллектуальная разминка.

1

25

13.03

Дважды два – четыре.

1

26

3.04

Дважды два – четыре.

1

27

10.04

Дважды два – четыре.

1

28

17.04

В царстве смекалки.

1

29

24.04

Интеллектуальная разминка.

1

30

8.05

Составь квадрат.

1

31

15.05

Мир занимательных задач.

1

32

22.05

Мир занимательных задач.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки"

Презентация подготовлена к занятию №3 курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит биографические справки об ученых, задания на счет, интересные историчес...

Внеурочная деятельность по математике "Математика и конструирование"

Школа РОССИИ.Рабочая программа по математике и конструированию составлена  на основе  рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...

Внеурочная деятельность по математике 3 класс "Занимательная математика"

Внеурочная деятельность по математике  3 класс "Занимательная математика"...