Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра
консультация на тему

Барабанова Марина Николаевна

Дети с РАС относятся к сложной категории детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как им помочь максимально, ничего не упустив?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_autizm.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра

М. Н. Барабанова,

учитель-дефектолог

ГБУ ГППЦ ДОгМ ТО «Северное»

Реальностью сегодняшнего дня является существенный рост гетерогенных нарушений психоречевого и эмоционально-поведенческой сферы у детей различного происхождения. Всех этих детей объединяет наличие нарушений в коммуникативно-социальных функциях: часто отсутствие речи, своеобразное поведение и интересы, стереотипии, зацикленности, двигательное возбуждение, импульсивность, нарушения внимания.. По данным медицинских обследований у таких детей выявляются различные этиологические причины нарушения в развитии: синдром Мартина-Белла, синдром Ангельмана, синдром Ретта, изменения в височно-лобных долях в виде субатрофии, снижение скорости проведения импульса по двигательным волокнам с задержкой миелинизации, неравномерное снижение фонематического слуха в рамках нейросенсорной тугоухости, нарушение частотного диапазона слухового восприятия.

Полиморфизм и полисиндромальность этих состояний часто не позволяют определить нозологическую форму и объем коррекции необходимый для своевременной медицинской помощи таким детям, что является большой проблемой в совместной работе медиков и педагогов. В группе детей с диагнозом - расстройство аутистического спектра, могут быть дети с умственной отсталостью, органическим поражением мозга различного генеза, невротическими расстройстваими, шизофренией, задержкой психического развития и дети с тяжёлой патологией речи (с сенсерно-моторной, моторной алалией, апраксией) -  дети со сложной структурой дефекта.

Данная ситуация часто усугубляется высокой тревожностью или депрессивным состоянием матерей таких детей. Они часто не принимают возникшую проблему, отрицают её,  негативно относятся к медицинской помощи, ограничиваются применением безглютеновой и бегказеиновой диеты к своему ребёнку. А помощь, несомненно, должна быть комплексной – психолого-медико-педагогической:

- проведение всестороннего грамотного медицинского обследования (ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» г. Москва,  клиника Мельниковой Е.А. г. Москва);

-консультация генетика, сурдолога, логопеда, дефектолога;

- использование прикладного анализа поведения (АБА- терапия);

-использование метода Томатиса (для улучшения естественного прослушивания за счет тренировки мышц уха);

-сеансы микрополяризации;

-использование медикаментозной терапии (сосудистых, метаболических препаратов);

-использование дельфинотерапии, канистерапии;

-использование методики формирования языковой сиситемы у неговорящих детей  Новиковой-Иванцовой;

-коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, направленные на развитие всех высших психических функций, начиная с устойчивости и концентрации внимания с частичным применением метода холдинг-терапии.

К большому сожалению, лечебно-коррекционная работа редко начинается до 3-х летнего возраста, что приводит к потере времени и уменьшает шансы выравнивания ребёнка. Практика показывает, что при комплексном воздействии на развитие ребёнка значительно улучшаются нейрофизиологические показатели. Снимаются или изменяются в лучшую сторону диагнозы, поставленные ранее детям.

Таким образом, можно отметить, что только использование комплексного медицинского и педагогического воздействия на ребёнка с РАС позволяет добиться положительной динамики в развитии практически у всех детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Проведение диагностической работы учителя-дефектолога в реабилитационном центре

В статье представлены виды тестов для диагностической работы с детьми, имеющими нарушеня в развитии...

Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для детей 1 класса с детьми, имеющих сенсорные нарушения

Особенности речевых расстройств и их устранения у слепых и слабовидящих детей, глухих и слабослышащих  детей....

Дидактические игры в коррекционной работе учителя-дефектолога по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития

Использование дидактических игр в коррекционной работе по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития является важнейшей предпосылкой при ста...

Этапы обучения детей с ЗПР в начальной школе на основе первоначальной диагностики развития в работе учителя – дефектолога

Методические рекомендации организации обучения детей с задержкой психического развития....