УСТНЫЙ ЖУРНАЛ СЛОВО О КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ (ШУБИНА Н. А.)
методическая разработка на тему
ПАСПОРТ УСТНОГО ЖУРНАЛА
Тема | Слово о князе Владимире |
Цель | Формирование у учащихся общекультурного устойчивого интереса к истории своей страны, как неотъемлемой части национальной и духовной культуры России. |
Задачи | Образовательные. 1. Сформировать у учащихся представления о Князе Владимире и процессе принятия Христианства;
Развивающие: Развивать у учащихся кругозор, устную речь, познавательный интерес к истории Отечества, нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости), делать выводы, обобщать; Воспитательные. Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм |
Форма внеклассного мероприятия | Устный журнал |
План устного журнала
|
2 ведущих читают стихотворение «Крещение Руси» (автор: Владимир Кухарь) |
Методы и формы работы:
| -групповая форма работы, -индивидуальная форма работы, -метод сравнения и сопоставления, -метод наглядного показа, -иллюстративный метод объяснения нового материала.
|
Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие: | 10-13 лет. |
Подготовительная работа | 1. Выбрать пары ведущих; 2. Дать задание творческим группам для «оформления» страничек устного журнала; 3. Помочь в отборе материала для устного журнала; 4. Разработать презентацию к устному журналу; 5. Подобрать необходимый видео материал у журналу. |
| I. Организационный момент. II. Мотивация деятельности обучающихся. Постановка цели. III. Изложение информации по проблеме. IV. Закрепление полученных знаний. V. Рефлексия.
|
Ключевые слова внеклассного мероприятия | Православие, Крещение, князь Владимир, равноапостольный. |
Оборудование | Мультимедийное оборудование |
Видеосопросождение Внеклассного мероприятия | 1. Фрагмент фильма «Князь Владимир Креститель - История Руси - История Государства Российского» - 5 серия; 2. Фрагмент фильма «Сказание о Крещение Руси» (2007) год. |
Используемые текстовые интернет -ресурсы | 1. http://pravnovosti.ru/blog/2014/07/28 2. http://mihailov-monastir.narod.ru/zhytiya/1006-kniaz-Vladimir-Krestitel.html 3. http://azbyka.ru/znakomstva/svjatoj-ravnoopostolnyj-d68420.htm
|
Литература |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_slovo_o_knyaze_vladimire_shubina_n._a.docx | 43.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ПОС .ШМИДТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск
446219, Россия, Самарская область, город Новокуйбышевск, посёлок Шмидта, ул. Школьная, дом 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,
тел.-факс структурного подразделения – детский сад «Берёзки»я, расположенного в посёлке Маяк – 3 – 17 – 66,
электронная почта: scyool12@mail.ru, адрес сайта: http://rc.novokuybishevsk.ru/schools/12
Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения
Методическая разработка
Тема разработки: «Слово о князе Владимире»
Форма проведения дела: устный журнал
Автор: Шубина Нина Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта
г.о. Новокуйбышевск
г.о. Новокуйбышевск, 2016 г.
ПАСПОРТ УСТНОГО ЖУРНАЛА
Тема | Слово о князе Владимире |
Цель | Формирование у учащихся общекультурного устойчивого интереса к истории своей страны, как неотъемлемой части национальной и духовной культуры России. |
Задачи | Образовательные.
Развивающие: Развивать у учащихся кругозор, устную речь, познавательный интерес к истории Отечества, нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости), делать выводы, обобщать; Воспитательные. Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм |
Форма внеклассного мероприятия | Устный журнал |
План устного журнала |
2 ведущих читают стихотворение «Крещение Руси» (автор: Владимир Кухарь) |
Методы и формы работы: | -групповая форма работы, -индивидуальная форма работы, -метод сравнения и сопоставления, -метод наглядного показа, -иллюстративный метод объяснения нового материала. |
Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие: | 10-13 лет. |
Подготовительная работа | 1. Выбрать пары ведущих; 2. Дать задание творческим группам для «оформления» страничек устного журнала; 3. Помочь в отборе материала для устного журнала; 4. Разработать презентацию к устному журналу; 5. Подобрать необходимый видео материал у журналу. |
| |
Ключевые слова внеклассного мероприятия | Православие, Крещение, князь Владимир, равноапостольный. |
Оборудование | Мультимедийное оборудование |
Видеосопросождение Внеклассного мероприятия |
|
Используемые текстовые интернет -ресурсы | |
Литература |
|
Описание методической разработки
Цель методической разработки
- Создание условий для воспитания школьника, как носителя общечеловеческих духовных ценностей и высоких нравственных традиций, воспитание гражданина и патриота своей страны. - Создание ориентиров для школьников, их родителей, педагогов в предметной (урочной) и внеурочной деятельности, классных руководителей в процессе реализации программы духовно-нравственного воспитания.
-Создание условий для укрепления межконфессиональных и международных связей в глобальном смысле через осознание великой миссии России и понимания единения народов.
-создание позитивных условий для развития духовно-нравственных основ социализации личности ребенка с помощью современных источников информации.
Актуальность
Духовно-нравственный кризис на фоне успехов цивилизации с каждым годом заметно обостряется. Усиливается дисгармония в человеческом общении, снижается культурный уровень личности. Духовное воспитание должно быть направлено на воспитание преобладания нравственных, интеллектуальных ценностей над материальными.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании в Российской Федерации» разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в рамках ФГОС, стандарта нового поколения. В основе методической разработки - «Программа духовно-нравственного воспитания школьников», призванная создать условия для формирования нравственной, всесторонне развитой личности, создания духовной среды, для гармоничного воспитания гражданина России, патриота своего Отечества.
Известно, что дети младшего школьного возраста мыслят образно, исторический материал наглядный легче ими воспринимается, ведь предлагаемый устный журнал, помогает детям «перенестись» в эпоху правления Русью князем Владимиром нашего Отечества, что позволяет эффективнее понять и усвоить тему в доступной и более интересной форме.
Данная методическая разработка продолжает цепочку преемственности в реализации Программы духовно-нравственного воспитания школьников в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной школе.
В основе методической разработки - беседа с презентацией, посвященный знакомству с жизнью основоположников духовных и эстетических традиций, подвижников веры и благочестия в разные века и культурные эпохи в истории нашего государства. Беседы о православных святых Земли Русской могут быть использованы учителями при подготовке уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики», на уроке, на внеклассном мероприятии патриотического направления и в проектной внеурочной деятельности.
Определяющей и отличительной чертой реализуемого в данной методической разработке подхода к духовно-нравственному воспитанию младших подростков является творческий характер учебной деятельности, ориентированный на самостоятельный поиск учащимися смыслов изучаемых исторических фактов, гипотез, «научных» текстов, а также развитие готовности школьника к осмысленному нравственному суждению и поступку.
Подросток, который интересуется мировой историей, христианской культурой, сможет правильно дать оценку событиям сегодняшнего дня. Освоение содержания методической разработки, сопровождающееся игрой «Брейн-ринг», как формой повторения и закрепления материала, содействует повышению общей гуманитарной культуры младшего подростка и обретению ряда компетенций, относящихся к области мета предметных и личностных достижений. Нельзя лишать ребенка исторической памяти, для этого необходимо стремиться привить детям чувство понимания истории, для этого надо научить его видеть пример людей, живших в прошлом. Важно научить находить связь между событиями, участниками которых были выдающиеся личности, понимать, как они мыслили, подавая нам яркий пример духовного служения. Учащиеся должны понять глубокую и неразрывную связь с празднованием знаменательных и юбилейных событий Русской Православной Церкви с памятными датами в истории нашего государства.
Возрастная направленность устного журнала
Устный журнал в системе освоения материалов бесед данной методической разработки предназначена широкому кругу пользователей, учащимся младшего школьного возраста, детям 10 - 13 лет:
∙ учащимся 4-х классов, изучающим курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Православная культура»); уроки окружающего мира, также во внеурочной деятельности
∙ учащимся 5-х классов (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»);
∙ учащимся 6 - 7-х классов, изучающим Историю России,
∙ школьникам, занимающимся проектно-исследовательской деятельностью, реализуемую через систему внеурочной деятельности;
Основной замысел методической разработки
В Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира от 21 января 2015 года сказано: «Его мудрый выбор изменил весь ход нашей истории, ибо принес нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы — Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей свой честной омофор. Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное. …Всем нам нужно искать эти ответы (на важнейшие вопросы современности), преодолевая негативный информационный шум, создаваемый средствами массовой информации. И найти их мы можем также в примерах великих личностей, оказавших благотворное влияние на развитие наших народов и причисленных Церковью к лику святых. Одним из них является равноапостольный князь Владимир, положивший в основание жизни народов исторической Руси спасительную веру Христову.»
Методические рекомендации к устному журналу «Слово о князе Владимире» были подготовлены в рамках памятной юбилейной даты 2015 года - 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира в помощь педагогам.
Крещение Руси – событие значительное, а для наших предков – грандиозное. О том, как в 988 году Великий киевский князь Владимир «вечный мир с Византией установил, русскую землю крещением просветив», красноречиво писали летописцы. Духовные потомки Крестителя Руси – святые, чьи имена неразрывно связаны с православием, героической историей нашего государства – пример духовного и нравственного подвига нашего народа.
Востребованность методической разработки педагогическим сообществом.
Данная методическая разработка может широко востребована в педагогическом сообществе, т к. может быть использована в урочной и внеурочной деятельности как игра в целом, так и отдельные элементы компьютерной игры на уроках по предметам: «Основы религиозных культур и светской этики» (модули «Православная культура» и «Основы светской этики»), «Основы духовно-нравственной культуры народов России», история России, окружающего мира, литература, искусство (МХК).
Мудрость веков гласит: из всех неодушевленных предметов, созданных руками человека, самый одушевленный – это книга. Подростки, увлеченные стремительно развивающимися компьютерными технологиями, значительно обделены непосредственным переживанием радости общения с книгой, лишены ежедневной «молитвы чтения», хотя бы на сон, грядущий, трех-пяти страниц хорошей литературы. Ведь хорошее чтение – это форма молитвы, повод задуматься не только о прочитанном, но и о себе, о правильности выбранного пути, о возможной принадлежности к сообществу культурных и духовно развитых людей. Особенно методическая разработка может быть полезна руководителям детского чтения при проведении бесед о Великом князе Владимире – Крестителе Руси, посвященных празднованию в 2015 году 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и православных праздниках.
Современные стандарты образования уделяют большое внимание внеурочной деятельности, особенно самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учеников, что способствует развитию личности и коммуникативной культуры. Использование методической разработки в целом дает возможность каждому ребенку дополнительно изучить исторические факты и использовать материалы в проектной деятельности. В помощь учителю прилагаются презентация и видео. .
Данная разработка может быть полезна учителям истории.
В курсе окружающего мира, истории России материалы устного журнала и приложений могут использоваться для конструирования уроков и проверки знаний, поскольку они во многом дополняют современные УМК.
В проектно-исследовательской деятельности учащихся
Материалы по отдельным темам на уроках искусства. Темы: «Жанры в изобразительном искусстве. Беседа. Зарисовки», «Реальность и фантазия в творчестве художника», «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры», «Сюжет и содержание в картине», «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох», «Тематическая картина в русском искусстве XIX века».
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«Слово о князе Владимире»
Цель. Формирование у учащихся общекультурного устойчивого интереса к истории своей страны, как неотъемлемой части национальной и духовной культуры России.
Задачи:
Образовательные.
- Сформировать у учащихся представления о Князе Владимире и процессе принятия Христианства;
- Познакомить учащихся с разнообразием исторических источников, позволяющих получить необходимую информацию по теме принятие христианства на Руси.
- Подвести к пониманию значений принятия христианства для развития Руси.
Развивающие: Развивать у учащихся кругозор, устную речь, познавательный интерес к истории Отечества, нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости), делать выводы, обобщать;
Воспитательные. Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Данный устный журнал формирует представление детей о Крещении, о приходе Христианства на Русь, о роли князя Владимира – Красно Солнышко.
Этот материал развивает кругозор учеников, устную речь, познавательный интерес, а также учит делать выводы, применять школьные умения. Он воспитывает интерес к истории Отечества, чувства любви к Родине и гордости за неё.
Необходимое оборудование и материал для проведения устного журнала: компьютер, экран, аудиоколонки, презентация с художественным оформлением урока, репродукциями художественных произведений, кадры из фильма.
План проведения устного журнала:
- Организационный момент.
- Мотивация деятельности обучающихся. Постановка цели.
- Изложение информации по проблеме.
- Закрепление полученных знаний.
- Рефлексия.
Содержание
- Организационный момент.
- Мотивация деятельности обучающихся. Постановка цели.
Сегодня на устном журнале я предлагаю вам совершить путешествие по истории Древней Руси.
Давным-давно, когда книг еще не было, а история передавалась от отца к сыну, от отца к его детям, поселились наши предки-славяне вдоль могучей реки Дунай. Привольно жилось им: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, появились князья, а при них дружина, т. е. войско.
- Ребята, скажите, а в какой стране мы живём?
Дети: в России.
Педагог. Правильно, ребята. А как она называлась в давние времена?
Дети: Русь.
Педагог: Дети, а вы знаете, что у нас на Руси много лет тому назад был такой Князь, которого звали Владимир – Красно Солнышко? Сейчас мы узнаем многое о нем.
- Изложение информации по проблеме.
Звучит кондак (в записи) Равноапостольному князю Владимиру
Выходят 2 ученика и читают стихотворение «Князь Владимир»
(автор Владимир Сорокин):
1 - К тебе, о, мой небесный покровитель,
Я в мыслях обращаюсь и в стихах.
Тебя, всея Руси родной креститель,
Я чувствую во всех своих делах.
1 - Единой, неделимой и великой
Империей славян князь видел Русь.
На плечи ей — голодной, полудикой —
Он положил единоверья груз!
1 - Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко.
2 - В июле 2015 год исполняется 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира.
1 - Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру – воплощение истинной красоты и благодати.
Выходит 2 пара ведущих.
1 страница журнала – «Святой равноапостольный князь Владимир»
1 - Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь.
2 - Князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру. Прототип былинного персонажа - Владимир Красное Солнышко. Святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов.
1 - Князь Владимир I Святославич — внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.
2 - Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.
1 - Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны.
2 - В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир - Креститель.
1 - Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей.
Выходит 3 пара ведущих.
2 страница журнала – «Князь-язычник»
1 - Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.
2 - В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
1 - До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.
2 - В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
1 - В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера.
Демонстрация 8 серии сериала «Сказание о Крещение Руси»
2 - Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Выходит 4 пара ведущих.
3 страница журнала – «Крещение князя Владимира»
1 - Многие историки считают, что великий князь Владимир выбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.
2 - Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевской Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.
1 - Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
2 - Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны.
1 - Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Выходит 5 пара ведущих.
4 страница журнала – «Крещение Руси»
Демонстрация 16 серии сериала «Сказание о Крещение Руси»
1 - Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.
2 - После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.
1 - Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси.
Демонстрация 17 серии сериала «Сказание о Крещение Руси»
2 - По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.
1 - Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
Выходит 6 пара ведущих.
5 страница журнала – «Прославление князя Владимира в лике святых»
1 - Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом.
2 - Уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.
1 - Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.
Выходит 7 пара ведущих.
6 страница журнала – «Икона святого равноапостольного Владимира»
1 - Иконография святого равноапостольного Владимира — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым.
2 - Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.
1 - Еще один традиционный образ святого Владимира — вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство.
Выходит 8 пара ведущих.
7 страница журнала – «Святейший Патриарх Кирилл о князе Владимире»
1 - Кем был Владимир до принятия Крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались — чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими.
2 - А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем — он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.
1 - Что же произошло с этим человеком? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности? Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от того, чем жил, во что верил, ради чего боролся до того.
2 - А что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, ибо желал, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к этой системе ценностей?
1 - Это Евангельское слово, а в центре этого слова — то, что до сих пор людям трудно понять; то, что не перестает удивлять каждое последующее поколение людей своей новизной и притягательной силой.
2 - В центре Евангельского послания — одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.
Выходят все участники «Устного журнала»
2 ведущих читают стихотворение
«Крещение Руси» Автор: Владимир Кухарь
Ведущие читают стихотворение
Когда-то князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии.
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России.
Храня историю, той Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной осколки.
Уже одиннадцатый век нам крест нести
Дай, Бог, помогут православные потомки.
Демонстрация 19 серии сериала «Сказание о Крещение Руси»
- Закрепление полученных знаний.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К БРЭЙН-РИНГУ
- Понимал уже тогда молодой да разумный князь, что способна объединить людей, сделать одним большим народом великой державы лишь…продолжите фразу (единая вера, та вера, что которой живёт душа, та вера, что не продаётся и не покупается);
- Какое событие послужило усомниться в истине язычества князя Владимира? (Князь вернулся из удачного похода и решил возблагодарить языческих богов. Старцы-волхвы сказали, что Перун на сей раз требует человеческой крови. Выбор пал на варяга-христианина Фёдора и его сына Иоанна. Фёдор пришедших за сыном жрецов на порог не пустил и спровадил их такими словами: «Не боги у вас, а просто дерево. Сегодня они стоят, а завтра сгниют, и нет их. Бог же один». Толпа ворвалась в дом, горожане-язычники убили Фёдора и его сына… Это событие потрясла многих киевлян… Опечалился и сам Владимир –князь, увидел он иными глазами кровавые языческие требы…)
- Какой совет дал князю Владимиру византийский философ, прибывший с разными проповедниками в Киев? (Если хочешь быть праведником, крестись!)
- О каком событии идёт речь: «Византийцы ответили: «Нам, христианам, не пободает отдать язычнику в замужество сестру…» (Византийцы просили военной помощи. Владимир её оказал, но взамен потребовал отдать Анну – принцессу византийскую за него замуж)
- По какому случаю были сказаны Анной – принцессой византийской эти слова: «Крестить скорее. Только этим ты можешь обрести телесное и душевное спокойствие» (заболел Владимир: ничего не видел и сильно скорбел, и не знал что делать…эти слова Анны были добрым пожеланием к выздоровлению)
- О каких событиях летописец рассказывает восторгом: «Затем разослал Владимир посланцев своих по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом» (о начале Крещения киевлян);
- О первой малой церкви, построенной великим князем, точно высказался историк Церкви митрополит Макарий (Булгаков): «Первая церковь, построенная святым Владимиром тот час после крещения киевлян была церковь уже замечательная потому, что построена была самими великим князем и во имя его ангела». Как называлась эта церковь? (Церковь Святого Василия. Построена она была на том самом холме, где прежде во дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов…)
- После Крещения Руси Владимир княжил ещё четверть столетия, сохранив энергию как политик и полководец, но избавившись от прежней своей жестокости. Князь приучил себя к милосердию. По словам летописца, однажды, при чтении Евангелия, Владимир обратил внимание на слова Соломона: «Дающий нищему даёт взаймы Богу». Что повелел Владимир после проникновения уважением к эти словам? (Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать всё, что надобно, питьё и пищу и деньги из казны…приказал развозить по горлу телеги с едой по городу, спрашивая: «Где больной или нищий? Кто не может ходить?» И раздавали тем всё необходимое.)
- Современный биограф Владимира Святославовича, С.А. Алексеев, заметил, что принятие крещения возложило на великого князя особое бремя в отношении этих народов. Каких? (Скандинавов. Владимир не оставлял своей заботой и северные5 края. Теперь, после крещения Руси, к долгу государственному добавился долг христианский – содействовать просвещению скандинавских язычников).
V . Подведение итогов. Рефлексия.
Вот и подошло к завершению наше сегодняшнее путешествие, но наша Родина велика, и история ее такая интересная, что мы непременно еще, ни один раз встретимся, чтобы поговорить о прошлом и настоящем нашего Отечества. Помните всегда самое главное правило в жизни: не делать зла и творить добро.
«Одним словом». Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …
Историческая литература для младших подростков
- Алеева Н.С., Воскобойников В.М.Как Русь стала православной: рассказы о святых/ Сост. и пред. Н.С. Алеевой. – М.: Астрель:АСТ, 2007. - 253с., ил.
- Альбедиль М.Ф. Рассказы по отечественной истории. – СПб.: Норинт, 2002. – 288 с., ил.
- Анисимов Е.В. Древняя Русь: Рюриковичи: Школьный путеводитель. – СПб.: «БКК», 2013. – 96 с., ил. – (Узнай мир)
- Афонькин С.Ю. Знакомьтесь: Россия: Школьный путеводитель. – СПб.: «БКК», 2012. – 96 с., ил. – (Узнай мир)
- Афонькин С.Ю. Монастыри России: Школьный путеводитель. – СПб.: «БКК», 2013. – 96 с., ил. – (Узнай мир)
- Афонькин С.Ю. Православные святые: Школьный путеводитель. – СПб.: «БКК», 2013. – 96 с., ил. – (Узнай мир)
- Библейская живопись: Энциклопедия живописи для детей/ Сост. Л.Жукова и др. – М.: Белый город, 2008. – 47 с., ил. Болоболичева Л.А. Великие князья. – М.: Белый город. – 47 с., ил. – (История России) Булычев К. Тайны Руси. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 253с., ил. – (Хрестоматия школьника)
- Морозова Л.Е. Князья удельной Руси. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. – 112 с., ил. – (История в лицах для детей) Морозова Л.Е. Первые русские правители. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. – 120 с., ил. – (История в лицах для детей)
- Панова В.Ф. Сказание об Ольге. – Л.: Дет. лит., 1968. - 61 с., ил. Православная энциклопедия / Под ред.Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: В 25- ти т. – Т.8.- М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011.
- Соловьев В.М. Путешествие в прошлое России: Для мл. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1997. - 176 с., ил. (История для детей) 2007. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «История». Вып. 4
- Руднев В.А. Слово о князе Владимире. Сов. Россия; - 1989
- Коллектив авторов. Святой равноапостольной великий князь Владимир – Креститель Руси. Белорусская православная церковь, 2010.
Историческая литература в помощь педагогу
- Альбедиль М.Ф. Рассказы по отечественной истории. – СПб.: Норинт, 2002. – 288 с., ил.
- Дегтярев А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества: Исторические очерки. – М.: Сов. Россия, 1990. - 384 с., ил. Ключевский В.О. О русской истории: Сборник / Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; Под. ред. В.И. Буганова. – М.: Просвещение, 1993. – 576 с.
- Ключевский В.О. Русская история: Учебное пособие / Предисл. Е.А. Кулаковой. – М.: Независимая газета, 1992. – 192 с
- Кузьмичев И.К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного т откуда Русская красота стала есть (Эстетика Киевской Руси). – М.: Молодая гвардия, 1990. – 301 с., ил.
- Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 85.
- Познавательные игры по отечественной истории. – М. Чистые пруды, 2007. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «История». Вып. 4 (16))
- Сергеев В. Крещение – Богоявление // Юный художник. – 1993, № 1. – С. 30-33.
- Скляренко С.Д. Владимир / Пер. с укр. А. Дейча и И. Добры. – М.: Дружба народов, 1992. – 512 с.
- Усачев А. «И цвет прекрасный царя Владимира…» // Родина. – 2012, №1. - С.101-104
- Хлебов Г. На иконе - крещение Руси // Юный художник. – 2008, №2. – С. 21-23
Электронные источники
- http://www.hrono.ru Биографии святых
- . http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_57.html http://www.poeziaduh.com/ http://federacia.ru/encyclopaedia/city/vladimir/ http://www.toropets.net/modules.php?name=History http://www.clubochek.ru/themes_149.phtml
- http://pravnovosti.ru/blog/2014/07/28
- http://mihailov-monastir.narod.ru/zhytiya/1006-kniaz-Vladimir-Krestitel.html
- http://azbyka.ru/znakomstva/svjatoj-ravnoopostolnyj-d68420.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Владимир Храбрый - князь Серпуховской
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ - КНЯЗЬ СЕРПУХОВСКОЙ Князь Владимир Храбрый Да… он родился в день печальный. Все омрачилось торжеств...
Как князь Владимир веру выбирал.
Материал для классного часа, посвященному крещению Руси....
Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Один из уроков по окружающему миру в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". В презентации имеется материал на повторение изученного материала с самопровепркой. Проверка домашнего...
Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру в 4 классе. Тема "Первые русские князья"
Урок по окружающему миру. "Первые русские князья". 4 класс. УМК "Планета Знаний"...
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний....
Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"
“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...