Главные вкладки

    Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"
    статья по орксэ на тему

    Анисимова Лариса Константиновна

    “Закон жизни отсталых государств среди опередивших:

    нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”.

     В.О. Ключевский

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

    «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

                                                                                                             

    Описание: Описание: A description...

    Направление: Православие и культура

        Тема: Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни.

    1. Анисимова Лариса Константиновна,

    Муниципальное   казённое  учреждение                                                                                                                                                                                                                                

    общеобразовательная школа-интернат

    «Панаевская школа-интернат среднего

    (полного) общего образования»,

    учитель начальных классов,

    E-mail: Larisa.anisimova.71@mail.ru

    629707 ЯНАО, Тюменская область, Ямальский район,

    с. Панаевск, ул.Школьная 7 кв.4

       89088632139

    с. Панаевск, 2014

    “Закон жизни отсталых государств среди опередивших:

    нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”.

     В.О. Ключевский

    Реформаторство является неотъемлемым элементом функционирования современного общества. В широком понимании этого слова можно говорить о развитии человеческой цивилизации как о процессе реформирования различных сегментов жизнедеятельности общества с целью их совершенствования или кардинального изменения.

    Отечественный и мировой опыт показывает, что реформы всегда встречают сопротивление определенных слоев общества. И потенциал противодействия (контрреформы) проявляется тем сильнее, чем неудачнее проходят реформы. Российские реформаторы, как правило, понимали, что реформы таят в себе многие опасности. Именно это понимание опасности останавливало некоторых реформаторов, заставляло их лавировать, отступать от курса реформ, а иногда приостанавливать или отказываться от них. Важным для успеха или неудачи реформ является личность реформатора. Незавершенность многих российских реформ связана и с тем, что главным реформаторам не хватало полномочий для завершения задуманного. Особенность большинства российских реформ (реформы Владимира I - редкое исключение) заключается в том, что судьба реформаторов зависела от воли монарха или, как в современной России, - президента.

    Наиболее масштабная в истории Отечества реформа, ставшая судьбоносной и определившая духовное направление жизнедеятельности общества на тысячелетие вперед была проведена в  эпоху Киевской Руси. Речь идет о религиозной реформе, проведенной по инициативе Великого киевского князя Владимира Святославовича.

            За четверть века он сумел сформировать жизнестойкую государственную систему

    Князь Владимир определил вектор развития Руси, обозначив своими реформами начало ее культурного, духовного, законодательного подъема и оставшись навечно в народном эпосе как Владимир Красное Солнышко.

    При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, в 981 году присоединил к русскому государству так называемые "Грады Червенские" - земли на юго-западе, захваченные ранее польским князем Мешко I. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

    Таким образом, формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи - объездах, исходящих из Киева.

    В этих условиях сохранившиеся следы былой независимости стали неприемлемы для центральной власти. В идеологии же пережитками старины оказывались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения. Первой религиозной реформой в 980г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон. Главным богом был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма.

    Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.

    Начало обращения князя Владимира в христианство связано с одним военным походом, а точнее – с двумя. Византийские императоры обратились к Владимиру, чтобы тот помог усмирить мятеж, который поднял полководец Варда Фока и который длился с середины сентября по апрель. Князь послал туда 6-тысячный отряд своих людей, и они мятеж усмирили; за услугу он попросил в жены принцессу Анну, сестру императоров. Византийские императоры вынуждены были согласиться, но принцесса-христианка Анна не могла выйти замуж за «поганого» язычника. Тем более, что её будущее положение – в лучшем случае, «любимой жены», было для христиан неприемлемым. По летописным свидетельствам, Владимир имел на тот момент пять законных жен и около 800 наложниц. Не дождавшись выполнения договоренностей, князь Владимир взял Корсунь приступом, но грабить, по праву победителя, не стал, а, скорее всего, крестился и взял обещанное. Так, крещением Владимира, а затем и Руси, открылась новая страница молодого государства.

    Увлеченный идеей объединения страны общей верой, князь Владимир крестил не только Киев, но также юг и север, подавив восстание поддержавших его до этого не раз закоренелых язычников-новгородцев..

    В лице князя Владимира мы видим редкий тип государственного деятеля, которому удалось не только вникнуть в суть многогранных проблем, но также провести ряд реформ и сформировать жизнестойкую государственную систему. Как все великие созидатели-реформаторы, князь Владимир прошел тяжелый, насыщенный борьбой и преодолениями жизненный путь, воплотив несколько реформ: территориально-административную, религиозную, военную, юридическую. За 28 лет жизни в христианстве Владимир Святославович не только блестяще осуществил реформы, но и утвердил гражданское, уголовное и церковное законодательство. Следуя византийскому принципу, он «разделил» решение возникающих вопросов между князем - с одной стороны и Церковью - с другой. К примеру, вопросы уголовного наказания всегда были прерогативой князя, а вопросы семейного законодательства (например, развод) решала Церковь. Самыми важными были религиозная, административная и образовательная (просветительская) реформы.

    Административная реформа заключалась в ликвидации «племенных» княжений и этнических названий. Основные семь или восемь «племенных» образований (поляне, северяне, древляне, дреговичи, кривичи, вятичи и, возможно, радимичи) делились ещё на более мелкие. Во главе каждого из племен стояли «племенная» знать и княжеская династия, практически сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Шла беспрестанная борьба между кланами и за престолонаследие. Вступление на Киевский престол очередного правителя обычно начиналось с подавления недовольных в том или ином княжестве. Сам князь Владимир захватил Киевский престол и убил своего брата.

    Взаимоотношения между верховной властью Киева и местной «племенной» знатью усложнялись отсутствием юридической основы. Договоренности были, но они носили устный характер и нарушались при каждом удобном случае. Без ликвидации системы «племенных княжений» невозможно было объединить княжества в единое государственное образование, что и сделал Владимир. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов. Кроме великокняжеского домена, куда входили Киев, Чернигов и Переяслав, были созданы Новгородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Муромская, Владимирская (на Волыни) и Тмутараканская волости (или земли), а их обитатели стали именоваться теперь русами. Страна же с этого времени называется Русской землей, или Русью.

    Религиозную реформу князя Владимира сводят, в основном, к крещению Руси, и это, конечно же, важнейший акт не только объединения государства, но и определения духовного пути своего народа, выбор внешнегосударственных приоритетов, установление более дружественных отношений с Византийской империей. Но, кроме того, Владимир разработал церковный устав. «Се я, князь великий Василий, нарицаемый Владимир, сын Святослава, внук Игоря и блаженной Ольги, воспринял  крещение святое от греческих царей Константина и Василия…». «И потом, воззрев в греческий «Номоканон» и обретя в нем, иже не подобает сих тяж», то есть, изучив греческий «Номоканон» (сборник церковных законов), Владимир Святославович понял, что существует область, куда его княжеская власть не должна распространяться.

    В уставе Владимир последовательно и логично расписывает функции церковного суда. Церковный суд разбирал дела, связанные с разводами, сожительством без церковного благословения, супружескую неверность, увод невесты, насилие над женщиной, споры между мужем и женой об имуществе или разводе и т.д. После насилия и бесправия (о котором  Платонов писал: «Грубая сила господствовала в обществе, и человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения»), царивших в стране, законы привели народ к правильному государственному порядку. Это было необходимо и потому, что общество в классовом отношении стало гораздо более сложно структурированным, в отличие от языческого устройства. Появилось духовенство, купечество, ремесленники, бояре. До реформ Владимира, в языческие времена, на Руси было только одно сословное различие: люди делились на свободных и рабов, называемых «челядь» (холопы).

    Образовательная (просветительская) реформа проводилась через церковные институты. Во вновь открывающихся монастырях и храмах формировались библиотеки, и книжное учение быстро распространялось. Киевские монахи переводили книги с греческого и болгарского, подражая переводным образцам. Это были летописи, жития святых, поучения. Церковное зодчество, иконопись, мозаика и фрески, ювелирные изделия, в противовес грубому и неэстетичному язычеству (пермский звериный стиль - исключение), способствовали формированию культурных канонов. Под непосредственным руководством князя Владимира на Руси развивалось миссионерское дело. Из Балканских стран приглашались священники с понятным церковнославянским языком – они и становились первыми миссионерами, обучая местное духовенство. Не стоит заблуждаться относительно полного религиозного подчинения князя Владимира грекам. Князь вел независимую политику, даже в делах духовных. Показательно, что его сыновья Борис и Глеб (ставшие первыми русскими святыми) носили церковные имена Роман и Давид – в знак дружбы с болгарской династией.

    Реформы князя Владимира имели огромное духовно-историческое значение. За четверть века он сумел из древнерусской народности заложить начало формирования нации. Только четырех правителей так отчетливо и навсегда запомнил народ: Владимира I, грозного царя Ивана, Петра I и Иосифа Сталина. И первый, и последний правители созданного Владимиром государства канонизированы Православной Церковью во святые: это сам князь Владимир и Царь-Мученик Николай II.

    Митрополит Иларион называет Владимира «учителем», «учеником Христа» и восхищается силой его духа. Это особенно ценно, если понимать, какой подвижнической жизнью жил сам Иларион. Именно князь Владимир заложил начало национального самосознания, что позволило выдержать годы усобиц и монголо-татарской колонизации, не дало Руси распасться на отдельные государства, как это случилось, например, с Римской империей. Как писал Карташев, все, что делал князь, не было его личной милостыней народу, а являлось его четкой правительственной программой.

    Библиографический список

    1. Гумилёв Л.Н., «От Руси до России», Москва, 2001 г. -стр. 45-55
    2. Греков, Б.Д. Киевская Русь / Б.Д. Греков. - М. Политиздат, 1953. - 610 с.
    3. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. - М.: АСТ, 1997. - 576 с.
    4. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Под ред. Б.А. Рыбакова. М.: Педагогика, 1983.- 348с.
    5. Карамзин, Н.М. История Государства Российского / Н.М. Карамзин. - М., Наука, Т.1 1989 -635 с.
    6. Карамзин Н.М. Предания веков / Н. М. Карамзин. - М.: Правда, 1988. - 768
    7. http://paganism.msk.ru
    8. http://slavjanstvo.org


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка" Уроки духовной жизни"

    Программа содержит:пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, методическое обеспечение программы...

    разработка "Уроков духовной жизни"

    разработка "Уроков духовной жизни"...

    Уроки духовной жизни

    Жить среди людей с пользой для себя и для других, обладать такими качествами души и сердца, как: любовь к человеку, долг и ответственность, уважение, терпение и сострадание....

    Урок духовной жизни в 1 классе на тему "Когда бывает грустно?".

    Урок разработан с целью воспитания в детях духовно-нравственного аспекта....

    Программа образовательного курса "Уроки духовной жизни"

    Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются...