Программа кружка" Уроки духовной жизни"
рабочая программа (1 класс) по теме

Кутуева Зульфия Арифулловна

Программа содержит:пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, методическое обеспечение программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение программы (первый год обучения)

Раздел, тема

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса

Методический и дидактический мат

ериал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов



1

« Кто Я?»


«Я – человек»




Беседа

Диагностические игры в парах, сюжетно – ролевые игры, приёмы рисования поролоном и кусочком макулатуры

Ватман,

фломастеры. Цветные карандаши

Раздаточный материал

Компьютер. Проектор,

диск с инструментальной музыкой,

Диск с детскими песнями о дружбе

Диагностические упражнения -

2

«Я – школьник»

Беседа

Диагностические упражнения,

Игры на взаимодействие

Листы для рисования,

цветные карандаши,

фломастеры.

раздаточный материал.

Компьютер,

проектор

Диск с детскими песнями

Диагностические зарисовки

3

«Я – одноклассник

Беседа,

Практические упражнения

Сюжетно – ролевые игры,

        

Листы для рисования,

цветные карандаши,

фломастеры.

раздаточный материал

Компьютер. проектор

Сюжетно ролевая игра


4


«Я – член своей семьи»    


Беседа,

Практические упражнения


Сюжетно – ролевые игры


Листы для рисования, гуашь,

Раздаточный материал



Компьютер, проектор,

диск с м\ф


Диагностический тест «Моя семья»

5

«Я-часть своей страны»

Беседа,

Практические упражнения

Игры на взаимодействие

Ватман, цветная бумага, трафареты,

фломастеры

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

Коллективный коллаж «Моя страна»

6

«Я-житель планеты Земля»

Беседа,

Практические упражнения

Игры на взаимодействие

Ватман, цветная бумага, трафареты

фломастеры

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Коллективный коллаж «Мы обнимаем Землю»



1

Раздел

«Какой Я?»

«Могу ли я  назвать себя добрым?»

Беседа, слушание и обсуждение рассказа

Задания на совместную деятельность

Пластилин,

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

Творческое задание

«Доброе дело»

2

«Всегда ли я вежлив?»

Беседа, слушание и обсуждение рассказа

Сюжетно – ролевые игры

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск с

Детскими песнями

Творческое задание

«Приветливые люди»

3

«Умею ли я

трудиться?»

Беседа,

Слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения

 Цветная бумага, трафареты,

фломастеры

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Творческое задание « Дай совет Антошке

4

«А я зазнаюсь?»

Беседа,

Слушание с последующим обсуждением

Задания на совместную деятельность,

секрет на ушко

Листы для рисования, гуашь,

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,

м/ф

Творческое задание

5

«Как мне не стать жадиной?»

Беседа,

Практические упражнения

Игры на взаимодействие

Листы для рисования, гуашь,

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

Диагностические упражнения

6

«Я упрямый или настойчивый?

Слушание и обсуждение Беседа, рассказа,

 секрет на ушко

Практические упражнения,

Рисование  оттиском поролона

Листы для рисования, гуашь

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

Диагностические упражнения

7

«Всегда ли я поступаю честно?»

Беседа,

Обсуждение

сказки

Практические упражнения,

Игры на совместную деятельность

Листы для рисования, гуашь

Компьютер

музыка на релаксацию

Диагностические упражнения

8

«Бывает ли мне стыдно?»

Беседа,

Обсуждение

сказки

Игры на взаимодействие

Раздаточный материал

Компьютер,

музыка на релаксацию

Тренинг

«Учимся просить прощение»

9

«Умею ли я сочувствовать другому?»

Слушание и обсуждение Беседа, рассказа,

 секрет на ушко

Игры на взаимодействие

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

Выставка рисунков

«Выставка котят»

10

«За что я себя уважаю?»

Слушание и обсуждение Беседа, рассказа,

 секрет на ушко

Практические упражнения,

рисование полусухой жёсткой кистью Игры на взаимодействие

Листы для рисования,

гуашь, жёсткая кисть.

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

 Игра «Учимся уважать себя и других»





1

 «Мои чувства»

«Зачем человеку чувство стыда?»

Беседа,

совместное обсуждение

сказки

Практические упражнения

На релаксацию

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер,

музыка на релаксацию

Психологический рисуночный тест «Мой стыд»

2

«Учимся честно говорить о поступке»

Слушание и обсуждение  рассказа,

 секрет на ушко

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Листы для рисования,гуашь, жёсткая кисть

Компьютер, проектор,диск с м\ф

Выставка рисунков

«Радость»

3

«Почему трудно признать свою вину?»

Слушание и обсуждение  рассказа,

 секрет на ушко

Практические упражнения,

создание проблем.ситуац

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер,

музыка на релаксацию

Выставка рисунков «Моё

 настроение»

4

«Детские жалобы»

 Беседа

Слушание и обсуждение  рассказа,

 секрет на ушко

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

Выставка рисунков

«Весёлое и грустное настроение»

5

«Учимся управлять чувством протеста»

Беседа

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер,

музыка на релаксацию

Диагностические упражнения

6

«Учимся справляться с чувством обиды»

Беседа

Тренинговые упражнения,

игры на вхаимодействия

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

Тренинговое упражнение

«Небо»

7

«Мама – надёжный защитник»

Беседа

Слушание и обсуждение  рассказа

Тренинговые упражнения,

игры на вхаимодействия

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

Рисование на тему

«Моя мама»

8

«Когда опасен гнев?»

Беседа

Слушание и обсуждение  рассказа

Практические упражнения,

создание проблем.ситуац

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер,

музыка на релаксацию

Тренинговое упражнение

«Сердитая старуха»

9

«Всегда ли мы поступаем правильно?»

Беседа

Слушание и обсуждение  рассказа,

 секрет на ушко

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Листы для рисования, Раздаточный материал, акварельные краски

Компьютер, проектор,

диск с м\ф

Диагностические упражнения

10

«Можно ли справиться со злом?»

Беседа

Слушание и обсуждение  рассказа

игры на вхаимодействия.притчи

Мяч,

«Добрая тетрадь

Компьютер,

музыка на релаксацию

Памятка –

советы

1

 «Я живу среди людей»


«Вместе лучше!»

Слушание и обсуждение Беседа, рассказа,

 секрет на ушко

Игры на взаимодействие, Практические упражнения

Ватман, цветная бумага, трафареты,

фломастеры

Компьютер, проектор,

диск с

детскими песнями

Диагностические упражнения

«Работаем вместе»

2

«Дар слова»

Беседа,

Слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения,

Задания на совместную деятельность

Фломастеры.

«Добрая тетрадь»

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Составление

словарика «Добрых слов»

3

«Поделись улыбкою своей»

Урок - игра

Игры на взаимодействие, Практические упражнения

Фломастеры.

«Добрая тетрадь

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Оформление выставки

«Подари улыбку другу»

4

«Не стесняйся доброты своей»

Беседа

Практические упражнения,

Задания на совместную деятельность

Мяч,цветные карандаши,

«Добрая тетрадь

Компьютер, проектор,диск с

детскими песнями

Тест

«Какой я?»

5

«Дари родным любовь изаботу»

Урок - игра

Игры на взаимодействие

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,диск с

детскими песнями

Этюд «Дружба»

6

«Мой класс- мои друзья»

Беседа

Игры на взаимодействие

Мяч,раздаточный материал

Компьютер, проектор,

иск м/ф

Тренинговое упражнение «Цветик-семицветик»

7

«Дружба верностью сильна»

Беседа,

совместное обсуждение

сказки

Игры на взаимодействие, Практические упражнения

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Этюд «Дружба»

8

«Дети и взрослые –волшебники» или «Мы мечтаем обудущем»

Урок-концерт

 Творческий отчёт

Компьютер, проектор,

диск с

детскими песнями

Творческое

задание

«Счастлив тот, кто в радости живёт»

Второй год обучения

1.

Я в мире эмоций и чувст


«Удивительный мир эмоций и чувств»

Беседа,

Практические упражнения

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск с

детскими песнями

Диагностическое тестирование

 «Какой я?»

2

«В гостях у сказочных героев»

Игра-путешествие

Игра-путешествие

Индивидуальные принадлежности

(ручка,карандаш,

фломастеры,белая бумага)

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Самоанализ по результатам выполненной деятельности

3

«От чего зависит настроение?»

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Игры на взаимодействие, Практические упражнения

Индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Рефлексивные действия по оценке собственных умений

4

«Радость  в моей жизни»

Беседа,

с последующим обсуждением

Практические упражнения

Индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Творческое задание «Радость и Диагностическое тестирование счастье»

5

«Когда мне бывает грустно?»

Беседа,

с последующим обсуждением

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Индивидуальные принадлежности,

раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Диагностическое тестирование

6

 «Умею ли я справляться с гневом?»

Беседа,

с последующим обсуждением

Игры на взаимодействие, Практические упражнения

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Диагностическое тестирование



1

«Какой я?»


« Я не трус, но я боюсь»

 Беседа,

с последующим обсуждением


Практические упражнения

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Диагностическое тестивароние

2


«Что мне снится по ночам?»

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения,

рисование полусухой жёсткой кистью

Листы для рисования, гуашь,

Раздаточный материал

Компьютер, проектор

,диск м/ф

Диагностическое тестирование

3

«Я избавляюсь от страха»

Практическое занятие

практические упражнения,

рисование полусухой жёсткой кистью

Листы для рисования, гуашь,

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Рефлексивные действия

4

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Индивидуальные принадлежности

Компьютер,

музыка на релаксацию

Рефлексивные действия

5

«Голос моей совести»

Практическое занятие

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

Самоанализ по результатам выполненной деятельности

6

«Я обращаюсь к своему сердцу»


Урок-практикум

Практические упражнения

Индивидуальные принадлежности,

сердечки

Компьютер,

музыка на релаксацию

Творческое задание «Сердце-цветок»

7

«Моё благодарное сердце»

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения,

рисование ладошкой

индивидуальные принадлежности,

сердечки

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Творческое задание

«Чуткие мамины руки»







1

«Я живу среди людей»



«Я и мои родственники





Беседа,

слушание с последующим обсуждением





Практические упражнения



Раздаточный материал,



Компьютер, проектор,

диск м/ф


Игры на взаимодействие

«Как тебя зовут?»

2

«Я и мои соседи»

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Игры на взаимодействия

Раздаточный материал,

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Игры на взаимодействие

3

«Мой самый

близкий человек»

Беседа,

ролевая игра

Игры на взаимодействие,

практические упражнения

индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Творческое задание

4

«У постели больного»

Беседа,

ролевая игра

Игры на взаимодействие,

практические упражнения

индивидуальные принадлежности,

тексты для чтения

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Игровое упражнение «Сотворение чуда»

5

«Не бойся, малыш, я рядом!»

Беседа,

анализ ситуаций

Игры на взаимодействие,

практические упражнения

индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор

диск м/ф

Диагностические упражнения

6

«Когда мои друзья со мной»

Беседа,

ролевая игра

Игры на взаимодействия

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Игровое упражнение

«Сиамские близнецы»

7

«Умею ли я уступать?»

Беседа,

анализ ситуаций

Игры на взаимодействие,

практические упражнения

,

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск с

детскими песнями

Диагностические упражнения

8

«Мой класс дружный!»

Беседа,

ролевая игра

Игры на взаимодействие,

практические упражнения

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск с

детскими песнями

Диагностические упражнения

9

«Благородство и милосердие вокруг меня»      

Беседа,

анализ ситуаций

Практические упражнения

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Игровое упражнение

 

10

Обобщение

Ролевые игры с элементами театрализации

Игры на взаимодействие,

практические упражнения

«Сказочная школа»

раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Игровые

упражнения




1

«Я живу на Земле»


«Прозрачная рубашка Земли»




Беседа,

анализ ситуаций

Постановка проблемной

ситуации,

приёмы рисования оттиском поролона

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Творческие задания


2

«Сказка о природных ститиях»

Беседа,

анализ ситуаций

Постановка проблемной

ситуации,

рисование кусочками макулатуры

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Творческие задания

3

«Ангел Земли»

Беседа,

анализ ситуаций

Постановка проблемной

ситуации,аппликация

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Творческое задание

«Маленькие волшебники Земли. Ангел Земли»

4

«Ангел Воздуха»

Беседа,

анализ ситуаций

Постановка проблемной

ситуации

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор

компьютерная презентация

Творческое задание

5

«Ангел Воды»

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Постановка проблемной

ситуации,

рисование кусочками макулатуры

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор

компьютерная презентация

Творческое задание

«Волшебники

земли Нижегородской»

6

«Ангел Воздуха»

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения,

оформление выставки

индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Оформление выставки творческих работ

7

«Огонь.

Сердечный огонь»

Урок

философствования и думания

Оформление выставки

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Оформление выставки творческих работ

8

«Здоровье планеты»

Урок-практикум

Оформление выставки,

задания на совместную деятельность

индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Оформление выставки творческих работ

3 класс

Раздел, тема

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса

Методический и дидактический мат

ериал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1,2

Взаимопонимание

Кто понимает без слов

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения,


Раздаточный материал,

индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Творческое задание

« Учимся понимать»

3,4

Великодушный поступок

Свет великодушия

Беседа,

анализ ситуаций

Постановка проблемной

ситуации

индивидуальные принадлежности, раздаточный материал

Компьютер, проектор

компьютерная презентация

Творческое задание

«Великодушное сердце»

5,6

Во что верит человек.

Ты — хранитель души своей.

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения,

рисование ладошкой

индивидуальные принадлежности,

сердечки

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Творческое задание

«Птица веры»

7,8

Чем можно гордиться.

Гордая инфанта.


Беседа,

слушание с последующим обсуждением


Практические упражнения



Раздаточный материал,



Компьютер, проектор,

диск м/ф

Рисунок

«Кто и чем гордится»

9,

10

Учимся доверию.

Кому мы доверяем.

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения,

оформление выставки

индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Сочиняем сказку

Плащ

доверия»

11,

12

Сила единства.

Если все вместе.

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Игры на взаимодействие, Практические упражнения

Индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Оформление

выставки

« Если все вместе»

13,

14

Мир красоты.

Красота души.

Беседа,

с последующим обсуждением

Практические упражнения

Индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

компьютерная презентация

Диагностические упражнения

15,

16

Дар любви.

Как научиться любить.

Беседа,

с последующим обсуждением

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Индивидуальные принадлежности,

раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Диагностические упражнения

17,

18

Любознатель

ность.

Беседа,

с последующим обсуждением

Игры на взаимодействие, Практические упражнения

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Игровое упражнение

 

19,2

Секреты мастерства.

Золотые руки.

 Беседа,

с последующим обсуждением


Практические упражнения

Листы для рисования, Раздаточный материал, гуашь

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Игровые

упражнения

21,

22

Крылья мечты.

Звёздная мечта.

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения,

рисование полусухой жёсткой кистью

Листы для рисования, гуашь,

Раздаточный материал

Компьютер, проектор

,диск м/ф

Диагностическое тестивароние

23,

24

Тропа милосердия.

Практическое занятие

практические упражнения,

рисование полусухой жёсткой кистью

Листы для рисования, гуашь,

Раздаточный материал

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Диагностическое тестирование

25,

26

Сокровища мудрости.

Мудрый мир земли.

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Индивидуальные принадлежности

Компьютер,

музыка на релаксацию

Рефлексивные действия

27,

28

Свет надежды.

Верим и надеемся.

Практическое занятие

Практические упражнения

Постановка проблемной

ситуация

Индивидуальные принадлежности

Компьютер, проектор,

Рефлексивные действия

29,

30

На что похожа нежность.

Цветок нежности.


Урок-практикум

Практические упражнения

Индивидуальные принадлежности,

сердечки

Компьютер,

музыка на релаксацию

Игровые упражнения,

рисунок

« Цветок нежности»

31,

32

Помогаем другим.

Взаимопомощь.

Беседа,

слушание с последующим обсуждением

Практические упражнения,

рисование ладошкой

индивидуальные принадлежности,

сердечки

Компьютер, проектор,

диск м/ф

Самоанализ по результатам выполненной деятельности

33,

34

Итоговое занятие.

Семейный праздник

«Дети и взрослые-волшебники»





Беседа,

слушание с последующим обсуждением





Практические упражнения



Раздаточный материал,



Компьютер, проектор,

диск м/ф

Коллективная подготовка

к семейному празднику



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка  «Уроки духовной жизни» составлена на основе авторской программы Е.Н.Тимошиной

   Программа « Уроки духовной жизни» предназначена   для младших школьников (до 10 лет) для обучающихся в начальной школе.

    Содержание программы нацелено на формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно – воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.

 Цель

становление, развитие и воспитание в ребёнке благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, через развитие способностей самопознания и самовыражения

  Задачи:

  1.  подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии со своими собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом
  2.  воспитание гражданственности, уважение к правам и обязанностям человека;
  3. воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  4. воспитания трудолюбия, творческих отношения к учению, труду, жизни;
  5. воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде;
  6. воспитание целостного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах и о ценностях.

Актуальность программы

 обусловлена её практической значимостью, реализация программы позволит обогатить, расширить сферу социальных  связей ребёнка младшего школьного возраста, приблизить учебную деятельность, учебные задачи к реалиям жизни, разнообразить представления детей в сфере предметных знаний, обогатить их впечатлениями от пребывания в школе. Расширение связей учащихся 1 – 4 классов с окружающим миром ведёт к коррекции их действий, а вместе с этим и системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но  и других людей. В основе формирования морально этических норм поведения лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых заданий определяется их системностью. Духовно – нравственное развитие и воспитание эффективно осуществляются как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, формированию личности в единстве её сознания, нравственных чувств совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

   Программа рассматривает  несколько направлений, каждое из которых тесно связано друг с другом и раскрывает одну из существенных сторон

 духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации – России:

Место образовательной программы в учебном процессе

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ,

 программа курса расчитана на 64 часа.

 Периодичность занятий – два раза в неделю (с  делением на подгруппы).

Общая характеристика образовательной программы

   

   Духовно – нравственное развитие и воспитание эффективно осуществляются как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, формированию личности в единстве её сознания, нравственных чувств совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. В силу особенного возраста учащихся начальных классов применяются специальные приёмы:

нетрадиционные приёмы рисования (рисование  поролоном, пальчиком, ладошкой, кусочком макулатуры, оттисками из ластика, печатками из картофеля и т.п.);

  1. слушание и обсуждение рассказа, сказки, стихотворения, передача своих впечатлений, «секрет на ушко»;
  2. игры (имитационные,  ролевые, коммуникативные);
  3. задания на совместную деятельность;
  4. социально-поведенческий тренинг;
  5. просмотр и анализ фрагментов м/ф;
  6. рисуночные тесты;
  7. философствование (размышления над вопросом);
  8. уроки думания, мечтания (фантазирования);
  9. ведение дневниковых записей, запись сновидений;
  10. постановка опытов с духовной направленностью.

Часть уроков предусмотрено посвятить чтению произведений  

«Синяя птица» М. Метерлинк «Маленький принц» С.Экзюпери.

Чтение произведений на «Уроках духовной жизни» предусматривает более глубокое осмысление и извлечение красоты  мудрости (философии духовной жизни).

     «Уроки  духовной жизни» создают  в Ребёнке условия для рождения в нём личности, семена которой были заложены в нём изначально

Ожидаемые результаты  реализации программы

  1. развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
  2. создание условий для развития духовной личности;
  3. повышение компетентности детей в области нравственности;
  4. положительная динамика роста нравственных категорий , духовности и гражданственности



Предварительный просмотр:

Кружок: «Уроки духовной жизни» 

                   на основе авторской концепции «Школа жизни»    Ш.А.Амонашвили.

      Цель: становление, развитие и воспитание в ребёнке благо- родного человека, путём раскрытия личностных качеств, через развитие способностей самопознания и самовыражения.

       Задачи.

  1. Дать детям понятие духовности.
  2.  Учить детей разбираться в жизненных ситуациях и оценивать своё поведение.
  3.  Воспитывать положительные качества личности.

   Программа 1 класса состоит из тематических разделов.

  1. Кто я?
  2. Какой я?
  3. Я живу среди людей.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата предварительная

Дата фактическая

1 РАЗДЕЛ

Кто Я?

1,2

Я - человек

2

3,4

Я – школьник

2

5,6

Я – одноклассник

2

7,8

Я – член своей семьи

2

9,10

Я – часть своей страны

2

11,12

Я – житель планеты Земля

2

2 РАЗДЕЛ

Какой Я?

13,14

Могу ли я назвать себя добрым?

2

15,16

Всегда ли я вежлив?

2

17,18

Умею ли я трудится?

2

19,20

А я не зазнаюсь?

2

21,22

Как мне не стать жадной?

2

23,24

Я упрямый или настойчивый?

2

25,26

Всегда ли я поступаю честно?

2

27,28

Бывает ли мне стыдно?

2

29,30

Умею ли сострадать другим?

 2

31,32

За что я себя уважаю?

2

3 раздел

Мои чувства

33,34

Зачем человеку чувство стыда?

2

35,36

Учимся честно говорить о проступке

2

37,38

Почему трудно признать свою вину?

2

39,40

Детские жалобы

2

41,42

Учимся справляться с чувством  протеста

2

43,44

Учимся справляться с чувством обиды

2

45,46

Мама – надёжный защитник

2

47,48

Когда опасен гнев?

2

49,50

Всегда ли мы поступаем правильно?

2

51,52

Можно ли справиться со злом?

2

4 РАЗДЕЛ

Я живу среди людей.

2

53,54

Вместе лучше

2

55,56

Дар слова.

2

57,58

Поделись улыбкою своей.

2

59,60

Не стесняйся доброты своей.

2

61,62

Дари родным любовь и заботу.

2

63,64

Мой класс – мои друзья.

2

65,66

Дружба верностью сильна.

2

67,68

«Дети и взрослые – волшебники» или «Мы мечтаем о будущем».

2



Предварительный просмотр:

 

Литература

1. Данилюк А.Я.,  Кондатов А.М.,Тишков В.А.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- Стандарты второго поколения .М «Просвещение»

2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.-

Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.(в 2 частях) Под редакцией  А.Я.Данилюка. – М.:

«Просвещение», 2011

3.Ш.А. Амонашвили « Школа Жизни».Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики.

Издательский дом Шалвы Амонашвили –М.2009

4. Амонашвили   Ш.А.«Вера и любовь»- Притчи, сказки, рассказы.-

 М.: Издательский дом  Шалвы Амонашвили ,2009

5. В.А.Сухомлинский «Не только разумом, но и сердцем»- Сборник статей и фрагментов работ.- М. «Молодая гвардия»,-1990

6 . В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»- Киев «Радянська школа»  ,-1988

7.  Лопатина  А, М.Скребцова   « Начала  мудрости»- 50 уроков о добрых качествах. М.:Амрита – Русь 2011

8.  Лопатина А., М.Скребцова   « Ступеньки   мудрости»- 50 уроков о добрых качествах. М.:Амрита – Русь 2011

9. . Гин  С.«Мир человека» Методическое пособие .- М. «Вита» 2011

10. Семенака    С.И.« Соцально-психологическая адаптация ребёнка в обществе» Коррекционно-развивающие занятия – М.:Аркти 2006

11. .Семенака  С.И.  « Учимся сочувствовать и переживать» Коррекционно-развивающие занятия – М.:Аркти 2004

11 Строганов  Л.В. «Классные часы, беседы для младших школьников». –

М.: 2007

12. Тукачёва С.И. « Адаптационные занятия с первоклассниами».-

Волгоград:Учитель»,  2007

13.Звездина Г.П., Щербакова – Классные часы  начальной школе.-

М.;  Творческий центр 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка "Уроков духовной жизни"

разработка "Уроков духовной жизни"...

Уроки духовной жизни

Жить среди людей с пользой для себя и для других, обладать такими качествами души и сердца, как: любовь к человеку, долг и ответственность, уважение, терпение и сострадание....

Урок духовной жизни в 1 классе на тему "Когда бывает грустно?".

Урок разработан с целью воспитания в детях духовно-нравственного аспекта....

Духовная жизнь древнего человека (Искусство).

Тема урока: Духовная жизнь древнего человека (Искусство).Программа : 3 класс (система Л. В. Занкова) Тип урока: изучение новых знаний...

Значение сказки в духовной жизни ребёнка

О влиянии на воспитание нравственности у детей через чтение и обсуждение сказок...

Программа образовательного курса "Уроки духовной жизни"

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются...