Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни.
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного российского образования, заявленная в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Формирование гражданственности и патриотизма – обязательная составляющая духовно-нравственного воспитания личности – происходит в несколько этапов: от усвоения и принятия ценностей своей семьи до становления российской гражданской идентичности.
Одна из ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Только пройдя эту ступень, ребенок может принять культуру и духовные традиции многонационального народа Российской Федерации. Ведь россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и ее многонационального народа, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
В этом смысле краеведческая работа в школе – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, которое предоставляет возможность каждому человеку посмотреть на себя из своего общественно-исторического прошлого, проанализировать взлеты и падения, судьбы Отечества, с точки зрения многих поколений, делая сравнение в пользу Вечных истин и ценностей. Интерес к тому, что ближе, доступнее, основа интереса ко всему остальному, - он помогает составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы.
Особенностью краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, традиции, быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного края. Краеведение – это своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем.
Цель краеведческой работы – не только узнать историю своей семьи, поселка, края, но и научить ребят любить и уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, узнав свои корни, могли создать достойное будущее.
«История Отечества», как никакой другой предмет, содержит большой потенциал в плане патриотического и гражданского воспитания школьников. В его учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому использование краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.
На уроках, посвященных проблемам современной России, целесообразно использовать материалы местных средств массовой информации: периодических изданий, городского и районного телевизионных каналов, радио.
Особый интерес у школьников вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Например: «Мой дедушка - участник битвы под Сталинградом», «Моя семья в годы коллективизации», «Пионерское детство моих родителей», «История моей семьи в истории моей страны» и т.п.
Важно воспитывать развитие у школьников интереса к истории родного города, любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.
Таким образом, краеведческая работа в школе – это точка роста при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Ведь сегодняшний день требует от образования обеспечения полноценной и последовательной идентификации обучающегося с семьей, культурным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Культурно-историческое наследие Белгородской области"
Волоконовка - маленькое пятнышко на карте нашей области. Но как дорог нам посёлок, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки! ...
«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников».
доклад на тему:«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников»....
Использование культурно-исторического наследия Санкт – Петербурга и его пригородов при изучении творчества А. С. Пушкина в начальной школе
Какое счастье, что у нас есть Пушкин, который помогает нам и нашим детям жить, чувствовать счастье сотворчества с ним, делает нас гармоничнее и добрее… Статья - выступление в...
Культурно-историческое наследие Сарова как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников.
"Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место", сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в наше время....
«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»
Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...
Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...
Изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций
Выступление на конференции...