Конкурс "Учитель года". «Методическое объединение»
учебно-методический материал на тему

Тумасова Анжела Дмитриевна

Опыт работы  в котором отражается описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty._razvitie_kriticheskogo_myshleniya.rar1.17 МБ

Предварительный просмотр:

        Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.

 «Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».

В.А. Сухомлинский 

СЛАЙД  1

Внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

    Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения:

1.  Развитие личности учащихся.

2. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1. Предметные результаты.

2. Личностные результаты, такие как:

- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;

- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

3. Метапредметные результаты включают в себя:

- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

-умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:

- социализацию;

- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;

- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В настоящее время ученые отмечают, увеличение высокими темпами объёма знаний человека в структуре мышления, которое связано со стремительным ростом информации.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов,

проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная  деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного  внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению,

остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Необходимо с детства развивать самостоятельное мышление каждого ребенка, которое носит индивидуальный характер.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления».  

СЛАЙД  2

Это американская технология. В России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы.

Технология критического мышления  интересна  и эффективна тем, что в ней синтезированы многие из известных технологий. Это  коллективный и групповой способ обучения, технологии развивающего и проблемно-ориентированного обучения.

СЛАЙД  3  

Цель данной технологии:  развитие мыслительных навыков учащихся.

Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математики, уроках окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

СЛАЙД  4

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадия осмысления и стадии рефлексии.

СЛАЙД  5

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой

вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии учащиеся  под руководством учителя и с помощью своих

товарищей ответят на вопросы, которые сами поставили перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной

проблеме.

СЛАЙД  6

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники,

направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может

планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Приложение 1.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Приведу несколько примеров из практики.

СЛАЙД  7

Кластер – очень похож на опорные схемы и сигналы. Их значимость в

обобщении и запоминании материала трудно переоценить.

СЛАЙД  8

Составление кластера («грозди») -  графическая организация материала. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

       

Работа с кластером “гроздью” очень проста и доступна всем детям.  Ее можно использовать уже в 1 классе.

СЛАЙД  9, 10, 11, 12

Например:  составление кластера на этапе  рефлексии при  обобщении материала «Буквы и звуки».  

Этот кластер может использоваться  и на этапе «вызова» при изучении парных согласных.

Предлагаю вашему вниманию урок окружающего мира с применением технологии развития критического мышления.

При изучении темы «Зона тропических пустынь» на  этапе «вызова» перед учащимися ставится проблемный вопрос  « Пусто ли в пустыне?».       Опираясь на свой жизненный опыт, в беседе учащиеся отвечают на этот вопрос. Составляется кластер.

СЛАЙД  13

СЛАЙД  14 

 Затем применяю  прием «Верю, не верю». 

 Учащимся предлагается поиграть  в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Учитель  читает  вопросы, а ученики ставят  в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

1.Пустыня–это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды (+)

2.У растений ствол длиннее корня.(-)

3.Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)

4.Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)

5.Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)

6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)

7. В пустыне в основном два времени года: зима и лето. (+)

8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)

9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)

10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)

Сегодня в течение урока мы  будем  обращаться к таблице и увидим, насколько были правы.

Далее класс делится на группы.  Каждая группа получает задание изучить материал по теме, записать полученную информацию в таблицу, используя памятку или алгоритм работы с текстом.

1 группа готовит сведения о растительном  мире пустынь, о том как    

   приспособились растения в данной природной зоне.  

2 группа выбирает материал  о жизни животных пустынь.

3 группа выбирает материал  деятельности человека в пустыне.

4 группа выбирает материал  об экологических проблемах.

1-я группа

Задание: Используя справочную литературу и материал учебника, запишите название растений пустыни. Как они приспособились?

2-я группа

Задание: Используя справочную литературу и материал учебника, запишите животных пустыни. Как они приспособились.

3-я группа

Задание: Используя справочную литературу и материал учебника, запишите виды деятельности людей в пустыне.

4-я группа

Задание: Используя справочную литературу и материал учебника, запишите виды деятельности людей в пустыне. Какие экологические проблемы могут возникнуть из-за деятельности человека?

Ребята, работая с учебником, дополнительными источниками  учатся выбирать нужную им информацию из большого  объема материала.

СЛАЙД 15

  По ходу работы  учащиеся используют  прием «Инсерт»- отслеживание прочитанного текста с помощью маркировочных знаков.  

«V» - известная информация

«+» - новая информация

«-» - то, о чём он думал иначе

«?» - непонятная информация

   По завершении работы выслушивается  каждая  группа,  дополняется кластер,  обобщаются  и систематизируются  знания, задаются  вопросы, на которые хотели бы найти ответ, разбираются пометки на полях «Инсерт».

СЛАЙД  16

При  этом  можно использовать один  из приемов развития критического мышления – это «Тонкие» и «толстые» вопросы.

  «Тонкие» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?).  

«Толстые» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия?

Предположите, что будет, если…

СЛАЙД  17

Приём «Толстые вопросы»

Вопросы

Ответы

1.Как вы думаете, какие растения пустыни люди используют, как топливо?

 Используют саксаул, так как это самое большое дерево в пустыне.

2. Предположите, какие животные пустыни помогают лечить людей?

Змеи

3. Дайте объяснение, в какой природной зоне дожди не успевают долететь до земли.

В пустыне, так как очень жарко и в полёте капельки испаряются.  

 

СЛАЙД 18

Приём «Таблица ЗХУ».

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» .

Приём таблица «ЗХУ»

Знаем

 Хотим узнать

Узнали

Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух  кислород.

3.Животные

и люди

не смогли бы жить

 на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы.

В чем особенность растений пустыни?

Какие растения растут в пустыне?

 У верблюжьей колючки длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров.

Саксаул - это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут на большом расстоянии друг от друга.

На стадии «Рефлексия» идет размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной  проблеме.  На данном этапе можно применить следующие  приемы:

СЛАЙД 19

Приём «Шесть шляп».

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Можно выбрать 2-3 шляпы.

- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью дополнительного материала, справочника  расскажите  о растениях  пустыни только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на  Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

 4 группа.  Красная  шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа.  Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

 6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

СЛАЙД 20

Еще один приём, который нравится детям – синквейн.

СЛАЙД 21

Пустыня.

Большая, песчаная.

Печет, обманывает, завораживает.

Жарко и хочется пить.

Природная зона.

Данный приём использую как на уроках окружающего мира, так и на уроках литературного чтения для составления  характеристики героя,  уроках русского языка .

СЛАЙД  22

На стадии «Рефлексия» возвращаемся к приему  «Верю, не верю».   Проставляем во второй графе таблицы знаки «+» и «-» на те же самые вопросы. Сверяем их с первоначальными.

1.Пустыня–это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды (+)

2. У растений ствол длиннее корня.(-)

3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)

4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)

5. Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)

6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)

7. В пустыне в основном два времени года: зима и лето. (+)

8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)

9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)

10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)

СЛАЙД 23

Прием «Письмо другу, учителю» и т. д..

Дети могут написать письмо любому сказочному персонажу, инопланетянину, маме, и т.д.   Перед этим раздаю памятки:

1. Я прочитал (а) рассказ (стихотворение)

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ (стихотворение) учит меня …

Этот прием используется на стадии рефлексии, таким образом, я могу

проверить, как дети усвоили содержание текста и какие сделали выводы.

    СЛАЙД  24

Для того чтобы стимулировать познавательно – поисковую активность учащихся, использую прием «Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Например:

 - Что такое такыры? (глинистые пустыни)

- Какое растение пустыни сдерживает движение песка, своими корнями как бы «сшивает» его? (песколюбка)

- Кустарник высотой до 2 метров, весной цветет мелкими белыми цветами, ценный закрепитель песков (жузгун)

- Его называют «сеном на корню». Почему? (Селин. Его кусты не заносятся снегом, высохшие листья сохраняют питательные качества)

- Как называется молоко верблюдицы? (шубат)

- Почему у пустыни два хозяина: солнце и ветер?

(Учащиеся: солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует).

    СЛАЙД 25

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

    СЛАЙД 26

Использование приемов ТРКМ позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические  умозаключения.  Помогает   выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей.

Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен.

СЛАЙД 27

Приложение 1.

Основные методические приемы развития критического мышления

I. Стадия «Вызова»

Прием «Кластер»

Это способ графической организации материала, позволяю-щий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

«Корзина идей»

В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме.

«Загадка»

Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания

«Мозговой штурм»

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. «Непригодные» отбрасываются, перспектив-ные берутся на вооружение.

«Отсроченная догадка»

Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

Таблица«ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Один из способов графической организации и логико-смысло вого структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

«Да – нетка»

Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

«Дискуссия»

Это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии:

1.Выдвигать идеи, слушать внимательно,

2. Не повторяться.

3. Каждое следующее высказывание:

а) либо продолжает предыдущее;

б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).
Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе,
Они отвечают на вопросы:

1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5

«Проблемный вопрос»

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

«Верные – неверные утверждения»

Этот прием используется с целью актуализации знаний по изучаемой теме. учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

II. Стадия осмысления

«Зигзаг»

Организуется работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

«Чтение с остановками»

Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы.

«Инсерт» или «Чтение с пометами»

Позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировки текста. Данный прием напоминает прием «ЗУХ»

Маркировка:

" V "новое для меня

" + " знал ранее

" - " удивило меня

" ? " не очень понятно

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде»

Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Толстые и тонкие вопросы»

Данный прием может использоваться на любой фазе занятия. Толстые?                              Тонкие? 

Объясните, почему...?                          Кто?

Почему Вы думаете..?                         Что?

Почему Вы считаете ..?                       Когда?

В чем различие ...?                              Может..?

 Предположите, что будет если...?     Что, если...?  

 Согласны ли вы..?                               Верно ли..?

                                           

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Метод «Думательных шляп»

или «Шесть шляп мышления»

Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: статистическая. Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная. Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.

Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа: негативная. Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа: позитивная. Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: творческая. Зеленый цвет - это обновление, рост. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

Синяя шляпа: аналитическая. Синий цвет - цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Вопросы, которые можно написать на шляпах:

Белая шляпа. Сколько?

Красная шляпа. Что понравилось?

Чёрная шляпа. Что не понравилось?

Желтая шляпа. Что хорошо?

Синяя шляпа. Почему?

Зеленая шляпа. Задания.

«Кластер»

см. стадия вызова

«Бортовой журнал»

Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

«Логическая цепочка»

После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

III. Стадия рефлексии.

«Верные – неверные утверждения»

На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи .

«Синквейн»

В переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

«Письмо к учителю»

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо» к учителю (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ учит меня

«Пятиминутное эссе»

Эссе – письменные размышления на заданную тему. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

«Напишите письмо»

Разновидность эссе – прием, когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения.

«Толстые и тонкие вопросы»

см. стадию осмысления

Приемы для выполнения заданий дома

«Загадка»

«Кластер»

«Инсерт или «Чтение с пометами»

«Круги по воде»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» и др.

Некоторые приёмы универсальны, используется на всех стадиях урока.

Список используемой литературы. Информационные ресурсы

1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить

    критически. - СПб, 2003.
2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на  

    уроке в системе подготовки учителя.- СПб, 2009.
3. Халпер Д. Психология критического мышления – М., 2000

4. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на

    уроке:  Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
5. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в

    системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
6. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации:

    Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21. 

7. http://edu-lider.ru/fgos-v-nachalnoj-shkole/

8. http://s19001.edu35.ru/fgos

9. http://festival.1september.ru/articles/617234/

10. http://standart.edu.ru/ — просмотр 20.02.2013 г.
11. lib.1september.ru›2003/16/1.htm - просмотр 22.02.2013 г.
12. http://ru.wikipedia.org/wiki – просмотр 13.03.2013 г.
13. http://festival.1september.ru – просмотр 21.02.2013 Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Сценарий нового года в начальной школе «С Новым годом!»

Праздник проводится с детьми начальной школы в актовом или спортивном зале, который украшается новогодними гирляндами, снежинками, детскими рисунками с изображениями Деда Мороза и Снегурочки. В центре...

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

«С Новым годом!» сценарий нового года

Дети входят в зал, поют песню, все рассаживаются по местам.    Слайд №3            Под музыку выходят ведущие.Ведущий. Снова ...

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"

Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить  детей с отличительными особенностями  времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...