"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)
методическая разработка на тему

"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение уровня умственного развития младших школьников. Работу выполнила учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Чапаево» Трифонова Елена Ивановна

Слайд 2

Для младших школьников было разработано 4 субтеста , включающих в себя 40 заданий, подобранных с учётом программного материала начальных классов. В состав первого субтеста входят задания, требующие от ученика дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных. По результатам выполнения некоторых задач ученика можно судить о запасе знаний ученика.

Слайд 3

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности ученика выделять существенные признаки предметов или явлений. Третий субтекст - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения ученику необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Слайд 4

Четвёртый субтест направлен на выявление умения обобщать (Ученик должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста ). Каждому заданию присваивается определённая оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путём суммирования баллов по всем заданиям.

Слайд 5

1 субтест «Какое слова из всех, что я назову, подходит больше всего?» № Задание Оценка выполнения в баллах 1 У сапога есть…шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. 1,9 2 В тёплых краях обитает … медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. 2,8 3 В году …24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. 2,7 4 Месяц зимы …сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. 2,3 5 В России не живёт …соловей, аист, синица, страус, скворец. 2,6 6 Отец старше своего сына …часто, всегда, никогда, редко, иногда. 2,2 7 Время суток …год, месяц, неделя, день, понедельник. 2,8 8 Вода всегда …прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная. 3,4 9 У дерева всегда есть …листья, цветы, плоды, корень, тень. 2,8 10 Пассажирский транспорт …комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. 2,6

Слайд 6

2 субтест «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?» № Задание Оценка выполнения в баллах 1 Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2,6 2 Река, озеро, море, мост, болото 2,3 3 Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка 2,7 4 Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород 2,6 5 Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита, 2,4 6 Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2,5 7 Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат 2,5 8 Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля 2,3 9 Число, деление, сложение, умножение, вычитание 3,0 10 Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2,7

Слайд 7

3 субтест «К слову «птица» подходит слово «гнездо». Скажи, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «роза» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец – овощ, а роза - …

Слайд 8

№ Задание Оценка выполнения в баллах 1 Огурец Роза 2,0 Овощ Сорняк, роса, садик, цветок , земля 2 Огород Сад 2,4 Морковь Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка 3 Учитель Врач 2,2 Ученик Очки, больница, палата, больной , термометр 4 Цветок Птица 2,6 Ваза Клюв, чайка , гнездо , перья 5 Перчатка Сапог 2,4 Рука Чулки, подошва, кожа, нога, щётка 6 Тёмный Мокрый 2,1 Светлый Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный 7 Часы Термометр 2,5 Время Стекло, температура, кровать, больной, врач 8 Машина Лодка 2,2 Мотор Река, маяк, парус , волна 9 Стол Пол 2,2 Скатерть Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди 10 Стул Игла 2,1 Деревянный Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Слайд 9

4 субтест «Каким общим словом можно назвать …?» № Задание Оценка выполнения в баллах 1 Метла, лопата - … (инструменты) 2,6 2 Лето, зима - … (времена года) 2,1 3 Окунь, карась - …(рыбы) 3,0 4 Огурец, помидор - … (овощи) 2,2 5 Сирень, ракита – … (кустарники) 2,6 6 Шкаф, диван - …(мебель) 3,0 7 Июнь, июль - …(месяцы) 2,4 8 День, ночь - … (время суток) 2,8 9 Слон, муравей - … (животные) 2,2 10 Дерево, цветок - … (растения) 2,2

Слайд 10

Оценка выполнения учащимися тестовых задач. Оценка в баллах по каждому заданию получается путём суммирования всех правильных ответов по данному субтесту . Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение 1 – 2 субтестов – по 26 баллов, 3 – 23 балла, 4 – 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

Слайд 11

Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом: 100 – 80 баллов – высокий уровень умственного развития; 79 – 60 баллов – средний уровень; 59 – 40 баллов – недостаточный (ниже среднего) уровень развития; 39 – 20 баллов – низкий уровень развития; меньше 20 баллов – очень низкий уровень развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

"Значение игры в умственном развитии младших школьников."

В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника...

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене....