Рабочая программа внеурочной деятельности ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
рабочая программа на тему
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Обучение математике в начальной школе позволяет прочному и сознательному овладению учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерения, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры и геометрии. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 35 минут.
Цель программы: полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями.
Задачи:
- Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
- Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.
- Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
- Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.
- Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
- Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.
Программа кружка рассчитана на 33 часа, из расчета 1 час в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 минут.
2.Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения 1 группа | Дата проведения 2 группа | Кор-ка |
Сравниваем. Слева направо. Справа налево. | 1 | 03.09 | 04.09 | ||
Сравниваем. Слева направо. Справа налево. | 1 | 10.09 | 11.09 | ||
Сравниваем. Слева направо. Справа налево. | 1 | 17.09 | 18.09 | ||
Как люди научились считать? Графические диктанты. | 1 | 24.09 | 25.09 | ||
Как люди научились считать? Графические диктанты. | 1 | 01.10 | 02.10 | ||
Как люди научились считать? Графические диктанты. | 1 | 08.10 | 09.10 | ||
Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты. | 1 | 15.10 | 16.10 | ||
Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты. | 1 | 22.10 | 23.10 | ||
Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты. | 1 | 29.10 | 30.10 | ||
Конструируем фигуры. «Танграмм». | 1 | 12.11 | 13.11 | ||
Конструируем фигуры. «Танграмм». | 1 | 19.11 | 20.11 | ||
Конструируем фигуры. «Танграмм». | 1 | 26.11 | 27.11 | ||
Единицы длины. | 1 | 03.12 | 04.12 | ||
Единицы длины. | 1 | 10.12 | 11.12 | ||
Единицы длины. | 1 | 17.12 | 18.12 | ||
Тренируем память. Графические диктанты. | 1 | 24.12 | 25.12 | ||
Тренируем память. Графические диктанты. | 1 | 14.01 | 15.01 | ||
Из истории математики. | 1 | 21.01 | 22.01 | ||
Из истории математики. | 1 | 28.01 | 29.01 | ||
Учимся решать логические задачи. | 1 | 04.02 | 05.02 | ||
Учимся решать логические задачи. | 1 | 11.02 | 12.02 | ||
Учимся быть наблюдательными. Графические диктанты. | 1 | 25.02 | 26.02 | ||
Учимся быть наблюдательными. Графические диктанты. | 1 | 03.03 | 04.03 | ||
Объёмные геометрические фигуры. | 1 | 10.03 | 11.03 | ||
Объёмные геометрические фигуры. | 1 | 17.03 | 18.03 | ||
Объёмные геометрические фигуры. | 1 | 24.03 | 25.03 | ||
Симметрия. Ось симметрии | 1 | 07.04 | 08.04 | ||
Симметрия. Ось симметрии | 1 | 14.04 | 15.04 | ||
Симметрия. Ось симметрии | 1 | 21.04 | 22.04 | ||
Весёлые задачки. Графические диктанты. | 1 | 28.04 | 29.04 | ||
Весёлые задачки. Графические диктанты. | 1 | 05.05 | 06.05 | ||
Выпуск математической газеты. | 1 | 12.05 | 13.05 | ||
Выпуск математической газеты. | 1 | 19.05 | 20.05 | ||
33 часа |
3. Содержание учебного материала
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде «Продленка»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Результаты изучения курса:
Личностные:
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
5. Список литературы:
1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.
2. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
3. «Дружим с математикой», Е.Э. Кочурова, рабочая тетрадь для 1,2,3,4 класса, «Вентана-Граф», 2009г.
4. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
6. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002.
7. Н. Ф. Дик. Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе. Ростов – на - Дону: «Феникс», 2009
8. Н. Ф. Дик, А. Н. Кацирис. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы. Ростов – на –Дону: «Феникс», 2009
9. Н. Ф. Дик. Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе. Ростов – на –Дону: «Феникс», 2009
10. М.Ф. Александрова, О.И. Волошина. Математика. Тесты. 1 – 4 классы. – Москва: «Дрофа», 1998.
11. Т.В. Шклярова. Устный счёт. 2 класс. – Москва: «Грамотей», 2000.
12. Н. А. Касаткина. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). Волгоград: «Учитель», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-521142-1581938949.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" в 1 классе .
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-521142-1581938949.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" во 2 классе .
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-283837-1424966758.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-432808-1399048429.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-123469-1350236179.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/05/picture-637096-1433505283.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
«Занимательная математика» по образовательному направлению весьма актуальна на современном этапе обучения в начальной школе и направлена на реализацию требований Федерального государ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-377153-1389114619.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.
Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....