Рабочая программа внеурочной деятельности ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
рабочая программа на тему

Шатило Ирина Геннадьевна

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

            Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Обучение математике в начальной  школе позволяет прочному и сознательному  овладению учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

         Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

           Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

           Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

           Содержание занятий кружка представляет собой пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерения, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры и геометрии. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 35 минут.

Цель программы:  полноценное интеллектуальное развитие учащихся,  формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности,  теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями.

Задачи:

  1. Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
  2. Познакомить  со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.
  3. Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
  4. Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.
  5. Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
  6. Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.

Программа кружка рассчитана на 33 часа, из расчета 1 час в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 минут.

2.Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения 1 группа

Дата проведения 2 группа

Кор-ка

Сравниваем. Слева направо. Справа налево.

1

03.09

04.09

Сравниваем. Слева направо. Справа налево.

1

10.09

11.09

Сравниваем. Слева направо. Справа налево.

1

17.09

18.09

Как люди научились считать? Графические диктанты.

1

24.09

25.09

Как люди научились считать? Графические диктанты.

1

01.10

02.10

Как люди научились считать? Графические диктанты.

1

08.10

09.10

Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты.

1

15.10

16.10

Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты.

1

22.10

23.10

Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты.

1

29.10

30.10

Конструируем фигуры. «Танграмм».

1

12.11

13.11

Конструируем фигуры. «Танграмм».

1

19.11

20.11

Конструируем фигуры. «Танграмм».

1

26.11

27.11

Единицы длины.

1

03.12

04.12

Единицы длины.

1

10.12

11.12

Единицы длины.

1

17.12

18.12

Тренируем память. Графические диктанты.

1

24.12

25.12

Тренируем память. Графические диктанты.

1

14.01

15.01

Из истории математики.

1

21.01

22.01

Из истории математики.

1

28.01

29.01

Учимся решать логические задачи.

1

04.02

05.02

Учимся решать логические задачи.

1

11.02

12.02

Учимся быть наблюдательными.  Графические диктанты.

1

25.02

26.02

Учимся быть наблюдательными.  Графические диктанты.

1

03.03

04.03

Объёмные геометрические фигуры.

1

10.03

11.03

Объёмные геометрические фигуры.

1

17.03

18.03

Объёмные геометрические фигуры.

1

24.03

25.03

Симметрия. Ось симметрии

1

07.04

08.04

Симметрия. Ось симметрии

1

14.04

15.04

Симметрия. Ось симметрии

1

21.04

22.04

Весёлые задачки. Графические диктанты.

1

28.04

29.04

Весёлые задачки. Графические диктанты.

1

05.05

06.05

Выпуск математической газеты.

1

12.05

13.05

Выпуск математической газеты.

1

19.05

20.05

33 часа

3. Содержание учебного материала

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

4.Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде «Продленка»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  •  работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

Результаты изучения курса:

Личностные:

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные:

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные:

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

5. Список литературы:

1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.

2. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.

3. «Дружим с математикой», Е.Э. Кочурова, рабочая тетрадь для 1,2,3,4 класса, «Вентана-Граф», 2009г.

4. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.

6. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002.

7.  Н. Ф. Дик. Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе. Ростов – на -  Дону: «Феникс», 2009

8. Н. Ф. Дик, А. Н. Кацирис. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы. Ростов – на –Дону: «Феникс», 2009

9. Н. Ф. Дик. Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе. Ростов – на –Дону: «Феникс», 2009

10. М.Ф. Александрова, О.И. Волошина. Математика. Тесты. 1 – 4 классы. – Москва: «Дрофа», 1998.

11. Т.В. Шклярова. Устный счёт. 2 класс. – Москва: «Грамотей», 2000.

12. Н. А. Касаткина. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). Волгоград: «Учитель», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

«Занимательная математика» по образовательному  направлению весьма актуальна на современном этапе обучения в начальной  школе и направлена на реализацию требований Федерального государ...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.

Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....