Главные вкладки

    Экологическое воспитание младших школьников
    статья (2 класс) на тему

    Карнюхина Марина Александровна

    ...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mbou_sosh.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ №3

    Выступление на совещании при директоре на тему:

    «Организация работы в школе по экологическому   воспитанию»

                                      Подготовила:

                                            Карнюхина М.А.

    Болхов -2016

                       

    Одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашего коллектива на 2015-2016 учебный год является экологическое воспитание. Оно подразумевает

    -изучение учащимися природы и истории родного края;

    -формирование правильного отношения к окружающей среде;

    -проведение природоохранных акций;

    Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

    Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

    Чтобы помочь разобраться ребёнку во взаимосвязи живой и неживой природы, есть уроки окружающего мира. Именно на этих уроках ребёнок углубляет свои знания. Отвечает на интересные вопросы: почему светит солнце?.дует ветер?, почему листья зелёные?, что такое листопад?

    Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе, в этом помогут уроки литературного чтения и правильно подобранный материал, исходя из которого ребёнок сам может сделать вывод, что хорошо, а что плохо, как нужно себя вести в природе, а как – нет. Можно использовать такие виды работы как «Письмо зелёному другу», «Загадки Лесовичка», «Выбери правило вежливости», «Составь правила вежливости», «О чём думает снежинка». Можно предложить детям ситуации для обсуждении, стихотворения.  Вот некоторые стихотворения для обсуждения.

    Г. Ладонников

    ДИКАРЬ В ЛЕСУ

    Хозяйка белочка
    В лесу
    Орехи собирала.
    Она в лесу том
    Каждый сук
    И каждый кустик знала
    Однажды в лес
    Противный тип
    Пришёл с большой котомкой.
    Небрежно сбил ногою гриб
    И выругался громко.
    Стал гнуть орешину – сломал,
    Зажал под мышкой ветви;
    Нашёл один орех – сорвал,
    Сорвал второй и третий….
    Отбросил куст
    И, как медведь,
    Пошёл себе довольный,
    А бедной белке
    И смотреть
    На это было больно.

    Б. Заходер

    ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ

    Все-все –
    На свете,
    На свете нужны!
    И мошки не меньше нужны, чем слоны…
    Нельзя обойтись без чудищ нелепых
    И даже без хищников злых и свирепых!
    Нужны все на свете!
    Нужны все подряд –
    Кто делает мёд и кто делает яд.
    Плохие дела у кошки без мышки,
    У мышки без кошки не лучше делишки
    Да, если мы с кем-то не очень дружны –
    Мы всё-таки очень друг другу нужны.
    А если нам кто-нибудь лишним покажется,
    То это, конечно, ошибкой окажется.

    Всё это направленно на формирование правильного отношения к окружающей среде.

    Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

    В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, на мой взгляд, назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности). И следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

    • усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, практическое применение их;
    • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
    • проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
    • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

    Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

    • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;
    • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
    • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);
    • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;
    • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;
    • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

    В заключении своего выступления хотелось бы сказать, какие работы проводились у нас в классе по этой проблеме:

    -знакомство с классом, школой, пришкольной территорией;

    -принимали участие в озеленении школы;

    -экскурсии в природу во время прогулок, с целью познакомится с растительностью школы и правилами поведения на территории школы;

    -акция «Покормите птиц», связана с уроками окружающего мира;

    -тесное сотрудничество с Догадиной Натальей Васильевной, которая знакомит с историей нашего края;

    -выполнение поделок из природного материала, как на уроках технологии, таки дома с родителями. Один из моих учеников проекте для одарённых детей «Алые паруса».

    - сейчас идёт месячник экологического воспитания.

    Природа – великий учитель!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

      Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

    Проектная деятельность в экологическом воспитании младших школьников

    Автор: Шишкина Анна Викторовна,учитель начальных классовКонтактный электронный адрес: anna100278@mail.ruМесто работы: МОУ «Средняя школа №22»г. Балаково Саратовской области ...

    Экологическое воспитание младших школьников

    Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необ...

    Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

    Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

    «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

    1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

    «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

    Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...