Адаптированная образовательная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Шалыгина Любовь Викторовна

Содержание:

 

 

Раздел I.    Паспорт Программы

 

Раздел II.   Концептуальные основы работы  МОБУ СОШ№ 3 с детьми с ОВЗ

2.1.Характеристика контингента учащихся с ОВЗ

2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ

2.3.Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

2.4.Анализ образовательного пространства школы.


Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.

 

Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.

4.1.Содержание образования для детей с ОВЗ.

4.2.Организация психолого – медико - педагогического   и социального  сопровождения  обучающихся с ОВЗ.

4.3.Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

4.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы

4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.
4.7. Мониторинг образовательного процесса обучающихся в ОВЗ.

 

Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа «город Якутск»

Утверждена

 

Решением педагогического совета школы

от « 25 »  августа 2016 года

Протокол №1

                                                                       

Адаптированная образовательная программа  

для учащихся

с ограниченными возможностями здоровья

на 2016-2017 учебный год

г.Якутск 2016 г.

Содержание:

Раздел I.    Паспорт Программы

Раздел II.   Концептуальные основы работы  МОБУ СОШ№ 3 с детьми с ОВЗ

2.1.Характеристика контингента учащихся с ОВЗ

2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ

2.3.Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

2.4.Анализ образовательного пространства школы.


Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.

Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.

4.1.Содержание образования для детей с ОВЗ.

4.2.Организация психолого – медико - педагогического   и социального  сопровождения  обучающихся с ОВЗ.

4.3.Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

4.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы

4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.
4.7. Мониторинг образовательного процесса обучающихся в ОВЗ.

Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.

Раздел I.   Паспорт Программы

Наименование   Программы

Адаптированная образовательная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья МОБУ СОШ№3

Основания для разработки Программы

 В своей деятельности школа руководствуется Уставом, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов.

Программа   разработана на основе федерально-правовой базы:

-федерального закона   «Об образовании в Российской Федерации»

-Санитарные правила СанПиН 2.4.2.32.06-2 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 10.06.2015 г. «№ 26, ).

- Конституции РФ

 - Конвенции о правах ребенка

 - Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"

Заказчик Программы

Администрация  МОБУ  СОШ №3

Координатор Программы

Администрация  МОБУ  СОШ №3

Основной   разработчик Программы

Администрация МОБУ  СОШ №3 ,   творческая группа.

Стратегическая цель Программы

Создание  МОБУ  СОШ №3 гуманной адаптированной среды для детей с задержкой психического развития и особой лечебно -  педагогической среды для умственно отсталых учащихся с целью социально – персональной реабилитации их и последующей  интеграции в современном социально – экономическом и культурно - нравственном пространстве.

Стратегические задачи Программы 

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными  формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

Совершенствование системы кадрового обеспечения. 

Сроки реализации Программы

2016-2017 учебный год.

Основные мероприятия программы 

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися  академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном  пространстве.

Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники    финансирования Программы

Муниципальный бюджет

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Достижение следующих показателей коррекционной работы:

-раннее выявление детей с диагнозом VII вид и V вид ;

- подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации;

Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

Обучение педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, с целью освоения современных образовательных коррекционных технологий;

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы  электронными образовательными ресурсами.

Система организации контроля исполнения Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Постановление об утверждении программы

Решение педагогического совета

Протокол № 1  от25 августа 2016года. , приказ №01-131/2    от  12 сентября2016года          .

         В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».  В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа  для следующих категорий обучающихся:

        - детей с ОВЗ, получающих образование в форме индивидуального

обучения на дому, в том числе детей – инвалидов;

         - детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.

        Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:

           - освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;

           - повысить уровень личностного развития и образования;

           - восполнить  пробелы предшествующего обучения и воспитания;

           - повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.

                  и предусматривает:

       - организацию безбарьерной, развивающей предметной среды;

       - создание атмосферы эмоционального комфорта;

       -  формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей каждого ребенка;

      - использование вариативных форм получения образования;

      -  участие в образовательном процессе  разных специалистов и педагогов:

                             -педагог-психолог;

                             - учителя- предметники;

                             - фельдшер.

    2. Целевое назначение адаптированной  образовательной программы

       2.1. Содействие получению учащимися с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;                                                      

      2.2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) в освоении основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;

       2.3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

       2.4. Формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

    3. Задачи программы

          3.1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

         3.2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

         3.3.Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального, основного или среднего общего образования и их интеграции в образовательной организации.

             3.4. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов,  организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.

            3.5. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг.

           3.6.Оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

4. Принципы разработки и реализации программы

         5.1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

        5.2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для  каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

       5.3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

        5.4. Принцип интегрированного подхода -  предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

       5.5.  Принцип непрерывности -  гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

       5.6.  Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательных отношений в ходе реализации АОП  - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога,  администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.

       5.7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.

5. Условия реализации программы

         Организационные условия

         Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.

             Психолого-педагогическое обеспечение включает:

           - оптимальный режим учебных нагрузок;

          - коррекционную  направленность учебно-воспитательного процесса;

           - учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

           - соблюдение комфортного психоэмоционального режима;          

           - использование современных педагогических технологий;

           - оздоровительный и охранительный режим;

           - укрепление физического и психического здоровья;

           -  профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

           -  соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

           - участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

           - педагог-психолог;

           - учителя- предметники;

           - классный руководитель;

           - фельдшер.

Фельдшер  контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.32.06-2  от 10 июня2015 года №26

 Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и  оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.

Совместно с  замом по правовым вопросам, педагогом – психологом  и фельдшером комплексное психолого-педагогическое и  медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.

                    Программно-методическое обеспечение:

         -  УМК «Планета знаний»1-4 кл. и  рабочие программы по учебным предметам;

          -  диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога;

          -  цифровые образовательные ресурсы.

  Кадровое обеспечение:

Обучение детей с ОВЗ  осуществляют педагоги  соответствующей квалификации.  Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

                   

 Информационное обеспечение

с использованием современных информационно-коммуникационных технологий иЭФУ

- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

               6. Содержание рабочих программ по учебным предметам

    Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи  изучения предмета,  возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Содержание программ обеспечивает возможность изучать предметы, как на уровне основного общего образования, так и на универсальном и профильном уровнях среднего общего образования. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

7. Педагогические технологии, формы и методы обучения

 и воспитания детей с ОВЗ

        7.1. Технологии современного традиционного обучения.

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию  обучения, которая позволяет обеспечить:

            - систематический характер обучения;

            - логически правильное изучение учебного материала;

            и оптимизировать затраты  ресурсов при обучении.

      7.2. Технологии на основе личностной ориентации  образовательного процесса. Эта группа  педагогических технологий характеризуется ориентацией на  свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными  способностями человека, максимальной  реализацией возможностей детей. Она  представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и  развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию  окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение  учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников  педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный  и  более того, индивидуальный подход к ребенку.

       7.3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе,  осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и  умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их  родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

        7.4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются  универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру  игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование,  реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

       7.5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и  активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в  результате чего происходит  творческое овладение знаниями, умениями и  навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является  важной подготовительной ступенькой к  достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности,  подготовке к решению учебных и жизненных задач.

        7.6. Информационные (компьютерные) технологии  обеспечивают развитие  умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности  учащихся, формируют исследовательские  умения, умения принимать  оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и  на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка  учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

       8. Аттестация учащихся

.Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:

      - текущей  и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными актами ОО;

      - государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению  ОГЭ (ГВЭ) и ЕГЭ (ГВЭ).

            9. Индивидуальный учебный план

          Для учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, может составляться индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся с ОВЗ из учебного плана общеобразовательной организации, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Он обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.

10. Этапы программы и ответственные за их реализацию

         1. Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ (психолог, зам. директора по УВР, фельдшер и классный руководитель):

          -  оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования детей;

           -  определение способностей и потребностей;

           - оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

         2. Планирование, организация и координация деятельности (администрация, психолог, рук. ШМО, учителя – предметники):

            -  организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;

            - обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными специалистами и педагогами;

              - разработка рабочих программ.

       3. Подготовка материально технической базы для создания доступной безбарьерной среды (администрация, зам. директора по АХЧ):

             - приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со специальной программируемой клавиатурой;

           - оборудование спортзала и спортплощадки модульным набором для инвалидов;

            - комплектование библиотеки специальными адаптивно - техническими средствами для инвалидов.

             - создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ОВЗ.

         3. Диагностика и контроль (администрация):

          -  диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;

          - контроль за результатами освоения образовательных программ;

          - контроль и диагностика подготовки учащихся, соответствие ее требованиям ФКГОС и  ФГОС.

               4. Регуляция и корректировка (администрация, психолог, учителя – предметники):

           - внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

          -  корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

11. Предполагаемые результаты реализации программы

         Создание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:  

        - способствующей качественному и доступному образованию;

        - предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;

        - обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел II.   Концептуальные основы работы школы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

2.1. Характеристика контингента учащихся с ОВЗ

         Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа №3.

   Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства в МОБУ СОШ №3 По этой причине в 2016-2017 учебном году в состав контингента  учащихся с ОВЗ: 

 Y вида(с тяжелым нарушением речи)-3

YII вида  (дети с задержкой психического развития)-8

2 класс –1 чел. (обучение на дому)

Дети- инвалиды -0

6 человек дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Учащемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

  3 человека – детей с ОВЗ V вида. Этот учащийся имеет серьезные  нарушения в интеллектуальном развитии и в условиях обучения в общеобразовательной школе требует к себе самого пристального внимания. У этого ребенка  наблюдается системное нарушение речи тяжелой степени, низкий уровень логического мышления, отсутствие оперативной и долговременной памяти

Школа реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам: начального общего, основного общего образования и дополнительного образования

2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ ( обучающихся инклюзивно в классах)

Режим работы школы – 6 дней.

Начало занятий в 8.15 -1 смена,

Продолжительность урока -  40мин 2-10 классы. В 1 классе ступенчатый режим обучения.

Продолжительность перемен от 10-30 мин.

Период обучения – 4 учебных четверти,  продолжительность учебного года  35  недель.

Форма образования: очная.

Объем максимальной учебной нагрузки:

2 кл. (обучение на дому) –  8 часов

       Организация учебного процесса ведется  в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-медико-педагогического консилиума (консультации с психологом)

 В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются  здоровьесберегающие технологии. Ежемесячно в школе проходят  дни здоровья, спортивные соревнования. Организованы:  летний отдых при школе,  дидактические паузы между уроками.

Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через  работу по программам дополнительного образования.

  В учреждении существуют следующие  меры безопасности: пожарная сигнализация, журнал  учета посетителей. С  учащиеся с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД, тренинги.

2.3. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.

В школе на 1 сентября 2016 года преподают  3 человека, работающие с данной категорией детей. Среди них нет специалистов, имеющих специальное образование для работы с детьми с ОВЗ,  поэтому необходимо  повышение квалификации на специальных курсах. По плану школы предполагается обучить на специальных курсах 10 человек. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной Программы начального и основного общего образования, коррекции недостатков их физического и  психического развития  есть в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставка педагога-психолога.

Уровень знаний учителей  повышается за счет самообразования, организации и проведение семинаров, мастер классов, консультаций со специалистами, работающих в этой области.

Материально-техническое оснащение

В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет:  информатики, технологии,  биологии, истории, русского языка, начальных классов, физики, математики, библиотека,  столовая, спортивная площадка.                      

Материально-технические ресурсы по информатизации образовательного процесса: всего компьютеров        -65,

  • в предметных кабинетах        - 50,
  • компьютерных классов        - 1,
  • общее количество компьютеров в компьютерных классах – 14,
  •  компьютеров в библиотеке – 1,
  • компьютеров подключенных к сети Интернет – 50,
  •  интерактивных досок – ,

Питание – двухразовое.

Учебно – методический комплект для учащихся ЗПР УМК «Планета знаний»  включает в себя:

Предмет

Класс

Автор учебника

Математика

2-3

Башмаков М.И.

Окружающий мир

2-3

Ивченкова Г.Г.

Русский язык

2-3

Желтовская Л.Я.

Литературное чтение

2-3

Кац Э.Э.

Английский язык

2-3

.

Технология

2-3

Узорова О.В.

Изобразительное искусство

2-3

Сокольникова Н.М.

Физическая культура

2-3

Лисицкая Т.С.

Музыка

2-3

Бакланова Т.И.

Предмет

Класс

Автор

Математика

4

Башмаков М.И.

Окружающий мир

4

Ивченкова Г.Г.

Русский язык

4

Желтовская Л.Я.

Литературное чтение

4

Кац Э.Э.

Английский язык

4

Быкова Н.И., Дули Д.

Технология

4

Узорова О.В.

Изобразительное искусство

4

Сокольникова Н.М.

Физическая культура

4

Лисицкая Т.С.

Музыка

4

Бакланова Т.И.

Основы духовно-нравственной культуры народов России

4

Саплина Е.В., Саплин А.И.

       Материально-техническое оснащение позволяет создать необходимые условия для реализации концепции инклюзивного образования. На следующий учебный год одной из задач, стоящей перед педагогическим коллективом, будет максимальное внимание к детям, испытывающим затруднения в учебе.  Программа максимально адаптирована к условиям школы и возможностям учащихся. Программа учитывают особенности познавательной деятельности  с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Однако материально-техническое оснащение и УМК, имеющиеся в МОБУСОШ №3  не в полной мере создают  необходимые условия для реализации концепции инклюзивного образования.

2.4. Анализ образовательного пространства школы

Образовательная  деятельность школы направлена на решение социальных задач, конкретных потребностей родителей и детей, учитывает четыре основополагающих принципа: научить жить, научить жить вместе, научить учиться, научить работать – социализация, трудовая реабилитация, адаптация в обществе учеников.

        При работе с детьми с ОВЗ внимание уделяется  следующим моментам:

- государственный заказ;

- потребности учащихся;

- ожидание родителей;

- потребности педагогов;

- удовлетворение ожиданий учреждений профессионального образования.

Социальный заказ

Предполагаемые пути его реализации

Степень выполнения заказа

1.Сохранение и укрепление здоровья детей

- диагностика физического, психического, нравственного здоровья учащихся;

- улучшение медицинского обслуживания;

- создание щадящего и охранительного режима образовательного процесса;

- развитие спортивно-оздоровительной работы;

- организация питания;

- сотрудничество с ПМПК г.Ирбит;

- листок здоровья класса;

- диспансеризация учащихся в соответствии с графиком; динамические паузы, физкультминутки;

- игровые зоны в классах;

- проведение Дней здоровья;

- участие в спортивных мероприятиях школы и района

- контроль питания школьной комиссией, администрацией.

2. Качественное и эффективное образование.

- профильное трудовое образование;

- работа по индивидуальным учебным планам;

- надомная форма обучения;

- индивидуальное обучение ( по рекомендации ПМПК);

3. Расширить возможности дополнительного образования.

- усиление гуманистического, культурологического, нравственного  аспекта дополнительного образования.

-  внедрение новых курсов доп. образования в школе;

- участие в муниципальных  конкурсах;

4.Социализация учащихся

- нравственное воспитание;

- социально-бытовая ориентация;

- классные часы;

- родительские собрания;

- посещение выставок;

- экскурсии;

- занятия с выходом на социальные объекты;

5. Совершенство-вание методической работы в школе.

- расширение поисковых методик, использование современных педагогических технологий (в том числе информационных);

- усиление  направления методик на развитие коммуникабельности, диалоговой культуры общения;

- взаимопосещение уроков, организация открытых уроков, семинаров;

- факультативная, внеурочная деятельность, занятия в библиотеке;

- сюжетные игры, праздники;

6. Совершенство-вание предметной среды

- создание комфортных условий  жизнедеятельности учителей и учащихся в школе, культуры школьного быта;

- оформление ОУ работами детей,

- организация выставок;

- совершенствование классных комнат;

-оборудование и переоборудование помещений школы;

7. Совершенство- вание организационно-управленческого компонента.

- усиление культуры управления;

- обеспечение функциональной психолого-медико-педагогического консилиума.

- постоянная модернизация системы управления, разработка функцио- нальных обязанностей всех управ-ленческих единиц, положений обо всех структурах;

- планирование работы всех единиц и структур;

- повышение роли педсоветов, МО, планирование их работы, контроль выполнения решений.

 

      Учителя,  работающие  с детьми с особыми образовательными потребностями,  проводят  изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ,  заполняют на них карты сопровождения.

Система обучения детей с ЗПР предусматривает проведение  коррекционных занятий с учащимися,  направленных на  подготовку к усвоению ими учебного материала. Коррекционные  часы проводятся учителем общеобразовательного класса.

  • На коррекционные занятия отводится 2 часа в неделю вне сетки учебного расписания (они не входят в часы максимальной нагрузки учащихся). Продолжительность обязательных коррекционных занятий с одним учеником не превышает 20-30 минут. При проведении коррекционных занятий учителя  учитывают:
  • -интерес ребенка к учению;
  • -состояние психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи);
  • -работоспособность;
  • -усидчивость;
  • -темп работы;
  • -умение самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач;
  • -принимать помощь учителя.

         Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал, к индивидуальным занятиям не привлекаются.  Содержание индивидуальных занятий  максимально направлено на развитие ученика. На занятиях  используются  различные виды практической деятельности: действия с реальными предметами, счетным материалом, используются  условно-графические схемы и графики что  дает возможность для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирование пространственных представлений, умение сравнивать  и обобщать предметы явления, анализировать слова и предложения, различные структуры; осмысление учебных и художественных текстов; развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета. Формируются  с помощью предметно-практической деятельности понятия, которые будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и д.р.)

         Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры и элементы букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорости, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного.

        В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, таблицами, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания стихотворений, отдельных правил или законов, таблицы умножения и др.

       Содержание воспитательной работы

Воспитательная работа   в школе ведется  по следующим направлениям:

- гражданско-патриотическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- нравственно-эстетическое воспитание;

- охрана здоровья и физическое воспитание.

Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от  специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

  • социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и  их родителей;
  • реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
  • необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему  воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким образом, организация инклюзивного образования в школе  строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

  • осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни;  сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
  • обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
  • создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора  им профессии через организацию углубленного трудового обучения,
  • реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
  • обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
  • создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

  • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и   комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
  • дополнительное образование;
  • углубленная трудовая подготовка, направленная  на социализацию учащихся;
  • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Основной целью адаптированной образовательной программы является  создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными  формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Ожидаемые конечные результаты Программы.

Адаптированная образовательная программа  МОБУ СОШ№3 реализуется в двух ступенях образования:

- первая ступень – начальное общее образование  – 4 года,

- вторая ступень – основное    общее  образование – 5 лет.

Обеспечение  качества образования для обучающихся в ОВЗ.

Достижение положительных  показателей коррекционной работы:

-уменьшение количества детей с диагнозом VII вид на ранней ступени обучения;

- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;

Взаимодействие с ДОУ « Солнышко» по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования,  освоивших современные образовательные коррекционные технологии  до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы  электронными образовательными ресурсами  до 50%

Содержание подготовки учащихся:

- на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия

- на второй ступени обучения,  представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), профессионально -- трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки (дети V вида и )  с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.

Раздел IV. Основные подходы и организация образовательного пространства школы.
                                               Пояснительная записка

к учебному плану начального   общего образования детей с умственной отсталостью

         муниципального автономного общеобразовательного учреждения

                               средняя общеобразовательная школа № 3

Обучение по программе  специальной (коррекционной) школы  носит обучающий, воспитывающий, коррекционный характер. Главной задачей программы является всесторонняя коррекция и компенсация недостатков развития детей и формирование  их личности в целом.

 Деятельность образовательного учреждения по данной программе направлена  на:

  •   создание   условий  для  воспитания,   обучения,   оздоровления,   социальной адаптации   и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;
  •  коррекцию недостатков речевого, психического, физического  развития   обучающихся;
  •  коррекцию недостатков интеллектуальной, эмоционально-волевой      сферы;

Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативными документами:

  •  1.  Закон РФ « Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • 2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 -п «Об утверждении учебных планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;  
  • 3.  Письмо  Министерства общего и профессионального образования РФ  № 48 от 04.09.1997 г. «О специфике деятельности  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 вида»;
  • 6. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных     учреждениях, СанПиН
  • Учебный план составлен на основе 1 варианта  учебного плана  рекомендованного Приказом МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,    с коррективами предложенными в Пакете научно-методических материалов для директоров коррекционных школ  аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция» Москва, 2010,  в разделе «Модернизированные учебные планы для коррекционных школ» при сохранении специфических особенностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Приказ №29/2065-П от 10 апреля 2002 года), который предусматривает обязательный  9 летний срок обучения, как наиболее оптимальный для получения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимый для социальной адаптации и реабилитации  выпускников. 

В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. На этом этапе обучения определяется уровень сложности и глубины дефекта развития ребенка, возможность овладения им той или иной профессией.

Учебный план состоит из следующих образовательных областей:

I.         - общеобразовательная подготовка;

П.       - трудовая подготовка;

Ш.      -  практико-ориентированное и коррекционное сопровождение

   Первые три образовательные области входят в обязательную нагрузку обучающихся и дают им необходимый  объем и уровень знаний, умений,  навыков и компетенций.

Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений,  навыков и компетенций, которые необходимы для их успешной социальной адаптации.

Раздел     I:   Общеобразовательная  подготовка   включают  изучение  традиционных обязательных    учебных    предметов, содержание   которых    приспособлено    к возможностям    школьников:   русский    язык   (чтение   и   письмо), математика, природоведение, биология (естествознание), история, обществоведение (обществознание), география, ИЗО, пение   и  музыка,   физическое  воспитание. 

   Специфической особенностью обучения в коррекционной школе является включение в содержание каждого учебного предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку обучающихся к усвоению конкретного учебного материала. Особенно важное  значение пропедевтический период имеет в 1 классе,  когда осуществляется развитие всех психических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач.

  Русский язык, как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность всего школьного обучения.

 В коррекционной школе обучение письму и чтению носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:

- научить школьников правильно и осмысленно читать доступные их  пониманию тексты;

- выработать достаточно прочные навыки  грамотного письма;

-научить   последовательно   и   правильно   излагать   свои   мысли в  устной   и письменной форме;

- повысить уровень общего развития обучающихся;

- формировать нравственные качества личности.

   Специальной задачей обучения письму является коррекция речи и мышления школьников. Программа по письму включает разделы: обучение грамоте (1 кл.); чтение (2-4 кл.,) и литературное чтение (5-9 кл.,) письмо (1 кл., ) и русский язык  (2-9 кл.). Основным принципом, организующим эти разделы, является развитие речи, так как процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития.

   Основной задачей обучения чтению является формирование навыка осознанного чтения текстов вслух и «про себя», умения излагать связно прочитанное. Высказывать свои суждения о  событиях и поступках главных героев.

 Во 2-4  классах у обучающихся формируется  навык сознательного чтения.

   Математика является одним из основных учебных предметов. Задача этого предмета заключается в том, чтобы:

- дать обучающимся количественные, пространственные, временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- повысить уровень общего развития обучающихся, корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств;

-      воспитывать целенаправленность, терпеливость, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

На изучение геометрического материала в 1-4 кл. отводится один урок в неделю, на уроках математики. Большое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой обучающихся.

Музыка оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на обучающихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающий мир, расширяет их жизненный опыт.

  Целью уроков пения и музыки является:

1.   воспитание эстетических чувств обучающихся;

2.  формирование у них элементов музыкальной культуры;

3.  коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы.

 Изобразительное искусство осуществляет всестороннее развитие, обучение и воспитание детей - сенсорное, умственное,  эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.

Изобразительное  искусство  решает следующие  задачи:

-способствует  коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся,  развитию у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, развивает умения  находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия;

 -содействует  развитию у  обучающихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

-воспитывает умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- формирует  навыки рисования с натуры, декоративного рисования и умение применять их в процессе учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре  вида занятий:

- декоративное рисование,

- рисование с натуры,

- рисование на темы,

- беседы об изобразительном искусстве.

   Физическое воспитание решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи  и  занимает одно из важнейших мест в подготовке школьников к самостоятельной жизни и производительному труду.

   Конкретными задачами физического воспитания являются:

- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование осанки;

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

- коррекция и компенсация нарушений физического развития; 

- поддержание устойчивой физической работоспособности;

- сообщение   доступных   теоретических сведений по физической культуре;

- воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям  физкультурой;

- воспитание  нравственных,   морально - волевых     качеств,   настойчивости,  смелости.

 

  Раздел II. Трудовая подготовка.

   Обучение труду в младших классах (1-4) направлено на воспитание положительных качеств личности воспитанника (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду. Формирование организационных умений в труде: вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы.

   Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объекты, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, делать отчет о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

   В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

   Раздел III. Практико-ориентированное и коррекционное сопровождение.

   Специальная задача коррекции специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений, навыков и компетенций, имеющихся у воспитанников, осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.

   К коррекционным занятиям в младших классах (1-4) относятся занятия по развитию устной речи и окружающий мир. Это специфический предмет, к  задачам  которого относится формирование  элементарных представлений и понятий, необходимых для дальнейшего обучения русскому языку, чтению, математике, биологии, истории, географии, труду в старших классах.

Данный план осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает решение задач профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации имеет программное и кадровое обеспечение.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ

по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью
МОБУ СОШ № 3

в 2016 - 2017 учебный год

  обучающегося в 1 классе по программе УМК «Планета знаний».

Учебная дисциплина

Кол-во часов

Учитель

1

Русский язык(обучение письму)

3

Львова АА

2

Литературное чтение(обучение грамоте)

2

Львова АА

3

Математика

2

Львова АА

4

окружающий мир

1

Львова АА

          Всего:

8

4.2. Организация психолого – медико - педагогического    сопровождения, социальной защиты детей в школе.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение для детей с ОВЗ организовано в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Организация психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ возложена на классного руководителя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время . Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет   сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического процесса и пропагандирование дефектологических знаний.

         В школе складывается система лечебно - оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: мониторинг состояния здоровья учащихся; просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и  праздников.

      Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка, фиксируют это в листах психолого-педагогических наблюдений за развитием ученика, что позволяет всем педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить коррекцию и проводить корригирующие мероприятия.

       Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется  классными руководителями и учителями.

        В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется  индивидуальная работа с учащимися группы риска,  осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с родителями, консультации педагога – психолога, обследование семей. Разработана и внедряется в действие программа  по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ в том числе.

На психолого-медико-педагогической консилиум  возложена обязанность

  • отслеживать уровень психического и психологического развития учащихся;
  • вести коррекцию познавательных процессов, личностного и эмоционально-волевого развития детей,
  • оказывать  психологическую помощь учащимся,  имеющим трудности в поведении и  общении; 
  • своевременно выявлять социально-дезодаптированные семьи и оказывать психологическую поддержку детям из них.
  • вести мониторинг  уровня физического здоровья детей с последующими рекомендациями по снижению (в случае необходимости) объема домашних заданий, выбора форм занятий, перевода на индивидуальный учебный план.

4.3. Содержание   воспитательной работы  и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

     Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается  как наиболее важное  взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде.  Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.

     В школе реализуется концепция воспитательной системы Общественно-активной школы. Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное развитие учащихся.

     Дополнительное образование реализуется по нескольким традиционным направлениям, охватывает все группы обучающихся с ОВЗ.

     Занятия по программам дополнительного образования проводятся в школе. Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что, на наш взгляд, дополнительное образование не есть что-то второстепенное по отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.

4.4.Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

Начальное общее образование 

Виды деятельности  младшего школьника:

  • индивидуальная и коллективная  учебная деятельность  
  • игровая деятельность
  • творческая деятельность (конструирование),
  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)
  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности 

  • научиться решать  поставленные учителем цели;
  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;
  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
  • овладеть различными видами игры;
  • научиться доводить начатое (для VII вида – простое) дело до конца;
  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии);
  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами:

  • реализовать образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  игры, практики, конкурсы, соревнования)
  • обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную.
  • обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

 

Основное  общее образование 

Виды деятельности  школьника:

  • индивидуальная и коллективная  учебная деятельность
  • проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,
  • социальная деятельность,
  • творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,
  • спортивная деятельность

 Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности 

  • научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
  • научиться осуществлять контроль и   оценку собственного участия в разных видах деятельности,
  • выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности;  
  • научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. 
  • научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Задачи, решаемые педагогами:

  • реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах,
  • подготовить учащихся к выбору профессии,
  • организовать систему социальной жизнедеятельности   
  • создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.  

4.5.Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ.  В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:

 Традиционные технологии:

обязательные этапы на уроке:

- проверка усвоения пройденного;

- объяснение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- домашние задания

Технологии активных форм и методов:

виды уроков:

- уроки - путешествия;

- уроки-сказки;

-  игра по станциям;

-  путешествие

Технологии активных форм и методов:

- игровые технологии;

- проектная технология;

- работа в парах и группах;

Здоровьесберегающие технологии:

- психолого-педагогические приемы здоровьесбережения

- технологии телесно-ориентированного подхода

4.6. Система аттестации учащихся.

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в 4 классе.  Итоговая аттестация учащихся проводится  в 9 классе

В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ  и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.

Ведущими формами промежуточной  и итоговой аттестации являются:

  • мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
  • административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
  • мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;
  • мониторинг уровня развития учащихся.

  1. Мониторинг образовательного процесса.

 Критерии и компоненты образовательного мониторинга

 Показатели критериев

Периодичность контроля

Объект изучения

Ответственный

Качество образования.

Уровень освоения образовательной программы (контрольные работы, проверка техники чтения)

Итоговая государственная аттестация

1 раз в четверть

Июнь

ЗУН

ОУУН

Учитель, рук. МО

Учитель

Заместитель директора по УВР

Динамика развития психических функций и эмоционально - волевой сферы

Состояние высших нервных процессов

(листы динамики развития)

сентябрь

Психические функции уч-ся

психолог, учитель

Состояние здоровья учащихся

Физическое развитие учащихся

Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни, комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности).

Сентябрь, май

Учащиеся

 медсестра

Учитель физкультуры

Заместитель директора по УВР

Уровень воспитанности учащихся

Сформированность интегративных качеств личности.

Количество учащихся, состоящих на учете в КДН.

Выявление учащихся группы риска.

 апрель

май

1 раза в год

1 раз в четверть

Учащиеся

Классный руководитель

Заместитель директора по УВР

Социальное положение учащихся

Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса).

Сентябрь

Учащиеся

 Классный руководитель

Степень социализации и трудовой адаптации

Данные социометрии,

Результаты трудоустройства,

Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах

Два раза в год

1 раз в год

Учитель трудового обучения,  

Классный руководитель

Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной  образовательной программы


        Контроль реализации образовательной программы  основывается на системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса.

Расширенная система дополнительного образования и воспитания реализуется  при достаточном количестве ставок педагогов дополнительного образования. Ответственность за эффективность дополнительного образования несут непосредственные руководители секций, кружков,  члены администрации. Принцип управления школой заключен в Уставе Школы.

Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную лечебно-озлдоровтельную коррекционно-развивающую  образовательную среду.

Задачи внутришкольного контроля:

  • осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;
  • осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;
  • предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;
  • осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
  • осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I, II   ступенями обучения;
  • осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;
  • осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и дополнительного образования..

     Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к  освоению профессии.

     Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:

1. Контроль за качеством преподавания.

  • выполнение учебных программ;
  • эффективность урока;
  • методический уровень учитель, рост профессионального мастерства;
  • обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • соответствие преподавания Программе развития школы;
  • выполнение санитарно – гигиенических требований.

2. Контроль за качеством обучения.

  • уровень знаний, умений и навыков учащихся;
  • достижение федеральных государственных образовательных стандартов и государственных образовательных стандартов;
  • навыки самостоятельного познания учащихся;
  • готовность к освоению содержания образования по предметам художественно – эстетического цикла.

3. Контроль за ведением школьной документации.

  • ведение школьных журналов;
  • ведение ученических дневников;
  • ведение ученических тетрадей;
  • оформление личных дел учащихся.

План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.

Модель выпускника школы

Выпускник начальной школы  - это ученик,  

  • который успешно освоил образовательную программу начальной школы;
  • у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;
  • у которого  есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
  • который  способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
  • который стремится  стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Воспитанник школы:

  • овладение общеучебными умениями и навыками;
  • овладение навыками общения и основами гигиены и здорового образа жизни,
  • сформированность психических процессов,
  • восприятие и понимание таких ценностей, как «школа», «учитель» «товарищ»
  • соблюдение порядка и дисциплины в школе и общественных местах;
  1. Семьянин:
  • восприятие себя членом семьи;
  • психофизическое здоровье,
  1. Член сообщества:
  • овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать,
  • наличие потребности выполнять правила для уч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
  1. Житель г. Якутска:
  • восприятие и понимание таких ценностей, как «родина»,
  • знание истории и  традиций края;
  • трудовая активность.
  1. Гражданин:
  • проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру,
  • обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
  • активное участие в жизнедеятельности класса и школы.
  1. Индивидуальность:
  • развитие нравственных и эстетических начал личности.  

Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и  самоактуализации.

  1. Воспитанник школы:
  • уровень образовательных способностей, успеваемость;
  • участие в коллективных, творческих  делах школы;
  • внешностные показатели поведения.
  • сформированность психических процессов.
  1. Семьянин:
  • социальный статус семьи;
  • психофизическое здоровье.
  1. Член сообщества:
  • участие в досуговой деятельности;
  • характер межличностных отношений в коллективе.
  1. Житель г.Якутска
  • знание историко-культурных и трудовых традиций  Якутского края;
  • участие в городских акциях, программах;
  • трудовая активность.
  1. Гражданин:
  • сформированность правосознания;
  • сформированность человеческих качеств личности
  • профессиональная ориентация;
  • участие в самоуправлении.
  1. Индивидуальность:
  • направленность и особенности личности;
  • гражданская позиция;
  • способность интегрироваться в различные социальные сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В статье представлены практические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР)....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Организация учебного процесса в школе ведётся по адаптированной программе в целях охраны жизни и здоровья обучащихся с ограниченными возможностями здоровья. ...

Часть адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал готовился для самозащиты в рамках курсов "Досупная среда"...

«Разработка проекта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в рамках одной предметной области «Русский язык»

Рабочая программа «Русский язык» разработана для  учащихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата   на основе примерной адаптированной  основной об...

Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его п...