Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья на тему

В статье представлены практические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особые образовательные потребности детей с ЗПР

 

В настоящее время одной из актуальных проблем современной школы является рост числа детей с ОВЗ. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с нарушениями:

  • слуха
  • зрения
  • опорно-двигательного аппарата
  • речи
  • задержкой психического развития
  • ранним детским аутизмом (РДА)
  • множественными нарушениями речи

Каждый ребенок с ОВЗ имеет право на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

  • степени тяжести нарушения;
  • способности к освоению цензового образования;
  • вида учебного заведения (общее, специальное, комбинированное);
  • региона проживания;

В период предшкольной диспансеризации выявляется  достаточно много детей с ЗПР. За отчетный период 2013 года на ПМПКомиссии было принято 319детей дошкольного и школьного возраста (г.Кунгур). Из всего количества принятых детей – 163 ребенка с задержкой психического развития (ЗПР).Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Приступая к обучению в массовых классах общеобразовательных школ, такие дети начинают испытывать специфические трудности. Важнейшей задачей учителя начальных классов является своевременная помощь ребенку. В чем эта помощь заключается?

 Педагог должен учитывать, что ребенок с ЗПР нуждается в особых образовательных потребностях, связанных с тем или иным отклонением в развитии. Он не может продуктивно развиваться без организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков:

  • в «пошаговом» предъявлении материала;
  • в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
  • в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР ( быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;
  • в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;
  • в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.

 Важное место занимают специальные правильно организованные индивидуальные коррекционные занятия ( ИКЗ ).  Основной принцип занятий – активное воздействие на сенсорное умственное и речевое развитие.

 Цель ИКЗ:

  1. Повышение уровня общего развития ребенка.
  2. Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
  3. Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
  4. Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.
  5. Направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Работа должна быть направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Совершенствование движений сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляторной моторики;

    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

         - развитие зрительного восприятия и узнавания;

         - развитие зрительной памяти и внимания;

         - формирование обобщенных представлений и ориентации;

         - развитие представлений о времени;

         - развитие слухового внимания и памяти;

         - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового     анализа;

   3. Развитие основных мыслительных операций:

         - навыков соотносительного анализа;

         - навыков группировки и классификации;

         - умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

         - развитие комбинаторных способностей;

   4. Развитие различных видов мышления:

         - развитие наглядно-образного мышления;

         - развитие словесно-логического мышления ( умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями ).

   5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

         - релаксационные упражнения для мимики лица;

         - драматизация;

         - чтение по ролям;

  6. Развитие речи, овладение техникой речи.

  7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

  8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Адресная и своевременная диагностика и коррекционно-развивающая педагогическая помощь, лечение способствуют эффективной коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии детей с ЗПР. В случае несоответствия социальных, в первую очередь школьных, условий психофизическому и речевому уровню развития ребенка первичные недостатки развития усугубляются, осложняются нарушениями эмоциональной и личностных сфер.

Создание специальных коррекционных классов 7 вида для обучения и воспитания детей с ЗПР позволяют осуществить максимальную индивидуализацию и вариативность процесса обучения в сочетании с созданием щадящих условий для здоровья и состояния нервно-психической сферы ученика. Индивидуальный подход с учетом особенностей конкретного ребенка позволяет успешно обучать большинство детей, испытывающих значительные трудности в стандартных условиях обучения.

Обучение детей с отклонениями в развитии. Сборник нормативных документов. Пермь 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Статья. « Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования »

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе...

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Предложена система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования ценностных жизненных ориентиров через механизм социального партнерства МОУ "Волосовская начальная общеоб...

Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на  решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

        Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность и  агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и к...