Рассказ о горячем и холодном сердце.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

БРЕЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Урок по внеурочной деятельности «Мастерская выразительного чтения» В.А.Синицына

Цель: формировать у учащихся представления о сердце с точки зрения нравственности.

На уроке использован метод "Толстых и тонких вопросов".Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_seminar.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ НШДС №13

 Рассказ о горячем и холодном сердце.          

урок по курсу

«Мастерская выразительного чтения» В.А.Синицына

 Брезина Н.Н                                                                              учитель первой квалификационной категории


Цель: формировать у учащихся представления о сердце с точки зрения нравственности.

Задачи:

Предметные:

  • расширить значение понятия «сердце» через рассказ, народную мудрость и высказывания великих людей.
  • формировать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям через размышление над понятиями «добро», «сердечность», «добромыслие».
  • способствовать развитию связной речи, мышления, умения делать выводы, выделять главное, анализировать и обобщать;
  • помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость изучаемого материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение строить речевое высказывание в устной форме, искать и выделять необходимую информацию; под руководством учителя  осуществлять  обобщение, выводы (подведения под понятие); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, выражать свою точку зрения, уважительно относиться к  мнению собеседника; развивать навыки партнерского взаимодействия, умения работать в группе; использовать в общении правила вежливости; владеть монологической и диалогической формой речи; участвовать в диалоге;  
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем, осуществлять контроль и самоконтроль по результату и способу действия, проговаривать последовательность действий на занятии; работать по составленному плану;  учить  понимать цель и смысл выполняемых заданий;

Личностные:

  • формировать нравственные качества: доброжелательность, сердечность, благородство, щедрость души;
  • развивать желание у детей делать добрые поступки и искоренять в себе негативные качества;
  • развивать эмоционально-ценностную сферу учащихся;
  • воспитывать доброе отношение к людям через народную мудрость, способствовать пониманию детьми своего внутреннего мира.

 Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Методы обучения: проблемный, эвристическая беседа, совместный поиск.

Технологии:

-проблемно-диалогическая технология;

-технология  личностно-ориентированного обучения;

-информационно-компьютерная технология.

Оборудование занятия:

Демонстрационное:

ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint.

Для парной работы:

Макет сердца, карточки для парной работы, таблица вопросов, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Инсценировка притчи учащимися.

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 

Учитель: Как известно, притча – это кладезь мудрости. Она дает  ответы на самые сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Что такое добро и зло? Правда и ложь? Любовь и ненависть? Кто такой человек? Каково его место в мире? В чем смысл его жизни?

 

2. Сообщение темы

- Сегодня у нас необычное занятие, сегодня у нас занятие добромыслия. Вслушайтесь в это слово. Кто услышал в этом слове другие слова, из которых состоит слово «добромыслие»? (Добро, мысли).

- Верно. Кто сумеет объяснить, что значит «добромыслие»? (добрые, светлые,  благие мысли)

 - Мудро сказано, что каждая чистая светлая мысль есть зарождение Добра, которая способствует преображению мира.

Тема нашего занятия: Доброта ……….. лучше щедрости.
                                                                                         Монгольская
 

«Счастье человека – в его ….»

- Какое слово, по вашему мнению, нужно вставить? (Ответы ребят)

- Да, верно, это слово сердце.

- Итак, тема нашего занятия: «Твоё счастье – в твоем сердце».

3.Постановка проблемных вопросов

 - На нашем занятии мы постараемся ответить на следующие вопросы:

- Что такое красота сердца?

- Какие бывают сердца у людей?

- Какие сокровища хранит в себе сердце?

 

4.  Сообщение плана занятия

- У нашего занятия есть план. Давайте посмотрим его:

  1.  Копилка народной мудрости.
  2. «Тонкие вопросы»
  3. Одна история.
  4. Вдумчивое чтение.
  5. «Очистим сердце».
  6. «4 угла»

5. Работа с пословицами

- Давайте обратимся к «Копилке народной мудрости.»

Сердце сердцу весть подает. (Русская пословица)

Обогащай ум не в ущерб сердцу.  (Русская пословица)

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (Башкирская пословица)

Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца. (Индейская пословица)

Красота сердца дороже красоты лица. (Японская пословица)

- Какие лучшие человеческие качества и чувства живут в сердце? (перечисление)

Учитель: Действительно,  мудрость веков в пословицах и поговорках отдаёт сердцу одно из самых важных мест в жизни человека. Такие замечательные человеческие качества, как милосердие, сердечность, человечность связал народ с сердцем. Если задуматься о том, какие широкие полномочия определены сердцу всеми народами и во все времена, то неловко думать о нем как о моторе, перегоняющем кровь.

- Давайте попробуем открыть одну из вечных тайн нашего сердца -  его  необыкновенную красоту. 

- В чем красота сердца? (выслушиваю ответы)

- Всякий ли человек может видеть красоту в окружающем его мире?

6. Сегодня мы познакомимся с «Рассказом о горячем и холодном сердце»

  1. ПРОГНОЗ  ПО  НАЗВАНИЮ  (прием «Тонкий и толстый вопрос»)Письменная работа.

Что?

Кто?

Когда?

Где?

Как?

  1.  ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧАЩИМИСЯ

-Поделитесь своими первыми впечатлениями, мыслями, выберите из копилки слов свое состояние, настроение.

-Что вас потрясло?

- Был ли момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировал?

-Подчеркните в предложении- названии рассказа ключевое, наиболее важное по смыслу слово. Объясни свой выбор.

6.Вдумчивое чтение. Целостное восприятие рассказа(повторное чтение всего текста)

1. Докажи словами из текста, что у одного путника было горячее сердце, а у другого сердце холодное.

2. С какой интонацией обращается к путнику человек с горячим сердцем? Что больше в его голосе- хвастовства или чувства уверенности, радости?

3. Прочитайте насмешливо все реплики человека с холодным сердцем.

4. Где повстречался путникам старик- отшельник?

5. Докажи словами из текста, что мудрец был беден.

6. Что сказал старик после обеда?

7. Почему старик сказал человеку с горячим сердцем, что он уже давно нашел свое счастье?

8. Подчеркни в рассказе место, в котором автор выразил основную мысль- идею.

9. В чем философский смысл произведения?

  1. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОГНОЗУ

Заполнить таблицу после чтения. Что совпало с предварительным прогнозом?

7. Игра «Очистим сердце» (в группах)

Учитель: Какое может быть сердце? (размышление, ответы вслух)

доброе – жестокое

горячее – холодное

чуткое – глухое

бескорыстное – жадное

смелое – трусливое

Вывод: В сердце могут жить как положительные качества, так и отрицательные.

- Посмотрите, что я вам принесла (учитель держит в руке макет сердца из бумаги)

- Это сердце вам нужно очистить, т.е. заменить в нем отрицательные качества на положительные. Например: ненависть – любовь и т.д.

(работа в группах)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(кто-то один в группе читает все записанные положительные качества, называя и его противоположную сторону).

Учитель: Вы сейчас не просто перечисляли положительные качества, живущие в сердце, а вы называли те истинные ценности и сокровища, на которых держится наш мир, а в большем масштабе и весь Космос.

Спасибо Вам за работу!

8.  «4 УГЛА»

Попробуем подвести итог урока и определить, о чём всё-таки притча и чему она нас научила. В 4-х углах доски вы видите высказывания. Прочтите их внимательно и сделайте свой выбор: какое из высказываний, на ваш взгляд. Наиболее точно и полно выражает суть рассказа, его главную мысль.

КРАСОТА СЕРДЦА ДОРОЖЕ КРАСОТЫ ЛИЦА.(Японская мудрость)

ОДНИ СЛЕПЫ ГЛАЗАМИ, ДРУГИЕ – СЕРДЦЕМ. (Индийская мудрость)

ТОТ, КТО УКАЗЫВАЕТ НА ТВОИ НЕДОСТАТКИ, НЕ ВСЕГДА ТВОЙ ВРАГ, ТОТ, КТО ГОВОРИТ О ТВОИХ ДОСТОИНСТВАХ  -  НЕ ВСЕГДА ТВОЙ ДРУГ. (Китайская пословица)

СТРАДАНИЕ И БОЛЬ ВСЕГДА ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ШИРОКОГО СОЗНАНИЯ И ГЛУБОКОГО СЕРДЦА. (Достоевский Фёдор Михайлович).

  1. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным  для меня было…

Мне больше всего…

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать отзыв о рассказе, подготовить пересказ.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

?

?

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

  • После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
  • При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
  • Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
  • Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
  • При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Горячее сердце всегда рядом.

Классный час к Дню Защитников Отечества. В сценарий включён материал об именах Героев Росии, Кубани и родной станицы. Все имена внесены в кинигу "Герои нашего времени"....

Всекубанский классный час на тему: "Горячее сердце рядом".

20 февраля 2015 года во всех образовательных учереждениях Краснодарского края пройдёт всекубанский классный час "Горячее сердце рядом" о мужестве героев войны и современных неравнодушных людях....

Презентация к классному часу " Горячее сердце 2014"

Презентация к классному часу " Есть ли герои у нашего времени. Презентация содержит видеофрагменты....

Урок Победы по теме"Горячее сердце"

Данное мероприятие посвящено 72- годовщине Победы под Сталинградом. Урок предназначен для учащихся 1-4 классов и повествует не только о событиях Сталинградской битвы, переломившей ход ВОВ, но и знаком...

Единый Всекубанский классный час «Во все времена горячее сердце рядом» (Урок мужества)

Единый Всекубанский классный час«Во все времена горячее сердце рядом» (Урок мужества) Цель. Историческое и военное–патриотическое воспитание учащихся, формирование их личных качеств и свойств как патр...

Урок мужества. "Фонд социально-культурных инициатив «Горячее сердце».

Знакомство с Фондом социально-культурных инициатив «Горячее сердце», с Международной премией «Золотое сердце». Работа над презентацией «Герои нашего времени»....

Сценарий новогоднего театрализованного праздника по мотивам мультфильма «Холодное сердце»

Цель мероприятия: создать условия игрового взаимодействия между актерами, детьми и родителям. Через включение детей в интерактивное действие подарить детям Праздник. Донести идеи доброты, искренности,...