Внеурочная деятельность "Путешествие по реке Времени", 2 класс, 3 класс, 4 класс
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Каменкова Лилия Рафаиловна

Программа курса посвящена изучению сложнейшей для понимания младшего школьника категории "Время". Дети учатся наблюдать за изменениями в окружающем мире, фиксировать их в дневниках наблюдений, оформляют  календарь событий в классе за год, выполняют другие проектные работы. Знакомство со временем - процесс длительный. Осознать время как процесс развития как для каждого человека, так и для человечества, для всей нашей планеты, Вселенной  возможно только в активной совместной  исследовательской деятельности. Работа начинается со 2-ого класса и продолжается до окончания начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               C:\Users\User\Desktop\107CANON документы\РП\IMG_7657.JPG

                                       Пояснительная записка

   Рабочая программа  курса  создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной   программы учебного  курса  «Окружающий мир»  В. В. Степановой.

   Программа ориентирована на детей 7-9 лет, направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы по окружающему миру, является составной частью единого комплекса занятий в урочное  и внеурочное время.

                                           Цели и задачи курса

Цель: развитие индивидуальности  каждого учащегося в процессе освоения категории «время», изучения культуры и истории своего края, своей страны; привитие любви к Родине.

Задачи:

  •  социальная адаптация учащихся;
  • развитие группового взаимодействия: умения  планировать совместные действия  с  группой одноклассников, договариваться по поводу решения возникающих задач,

реализовывать задуманное и т.д.

  • развитие  хронотопичного мышления, т.е. способности человека видеть процессы в развитии; представлять возможное прошлое и будущее любого  явления, факта, объекта окружающего мира;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение  мотивации учащихся.

                                   Место курса в учебном плане

    Программа курса рассчитана на 1 год, 34 часа (1 час в неделю).  

                                     Содержание курса

Пространство и время – основные понятия, категории нашего мира. Их освоение – важнейшая задача для становления целостной картины мира у учащихся начальной школы. Поэтому программа курса «Путешествие по реке времени»  связана (интегрирована) тематически и методологически с  другими курсами внеурочной деятельности, например, « Математика  вокруг нас», «Как прекрасен этот мир!» а также с уроками литературного чтения, окружающего мира и др.

Категория времени является одной из самых сложных для понимания  детьми младшего школьного возраста.  Идея, понимание времени как развития, изменения  очень важна для понимания сути многих   физических, биологических,  исторических и  культурных явлений, закономерностей.

Отсутствие глубокого понимания этой идеи (на ее освоение в начальной школе отводится очень незначительное время) ведет, по мнению В. В. Степановой,  к фрагментарности и деформированности  формирующейся у ребенка картины мира.

   Изучение времени  начинается  с работы над проектами, связанными с  анализом событий прошедшего дня и  наблюдениями за погодой (дети ведут дневники, в которых отмечают все изменения в своей жизни и жизни природы). Благодаря ежедневной работе в течение всего года дети приобретают ощущение, а затем и понимание того, что такое сутки, неделя, месяц, год. Затем из страничек дневника «вырастает» календарь.  Это следующий проект, отражающий важнейшие события, происходящие в классе за каждый месяц, а также  изменения погоды и фазы луны.

  Наблюдения за изменением формы и размеров лунного диска на небе приводят детей к заключению, что мера времени «месяц»  появилась не случайно, что она связана с лунным циклом. Становится понятным астрономическое значение слов «месяц» и «год» (12 месяцев).

Следующий важный проект «Родословная», работа над которым начинается на уроках окружающего мира и продолжается на занятиях курса «Путешествие по реке Времени». Проект является личностно значимым для каждого ребенка и для каждой семьи.  Кроме того, работа над данным проектом, способствует усвоению более длительных промежутков времени, которые невозможно пронаблюдать (десятилетие, век).

   Дети вынуждены обращаться за информацией о своей семье к родителям и другим ближайшим родственникам. Вместе с  родителями  дети  находят фотографии, семейные реликвии, связанные с жизнью людей ушедших поколений (прабабушки, прадедушки).

Обобщая  информацию о  жизни ближайших родственников, дети  знакомятся с событиями, прошедшими через жизнь каждой семьи (Великая Отечественная война, первый полет человека в космос и др.). Ближайший по времени ХХ век становится более зримым, понятным, эмоционально близким.

 Затем время  продолжает «двигаться вспять». Следующий, ХIХ век, знакомство с которым происходит через призму  великих имен А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Дети находят из дополнительных источников информации подробности об их жизни и времени. Происходит погружение в культурное пространство того времени: важно выяснить, как люди одевались, передвигались, чем питались, какими вещами пользовались и мн.др. Огромное влияние на мировоззрение писателей и поэтов  ХIХ века оказали события Отечественной войны 1812 года. Работа над этой темой очень важна с точки зрения дальнейшего изучения этого вопроса на уроках литературы и истории России в старших классах.

Следующий шаг: знакомство с первыми шагами человечества. Изучение  отдельных страниц древнейшей истории дает представление о том, с чего все начиналось.  

  В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

    Все проекты, включенные в данный курс, дают возможность  ученикам  получить необходимый опыт наблюдения за определенным явлением, фиксации изменений,  анализа и обобщения накопленных фактов.

В результате  у детей появляется  хронотоп как способность воспринимать мир в пространственно-временных  отношениях.

                      Расхождение авторской и рабочей программ

Рабочая программа соответствует распределению часов авторской программы, которая  используется в полном объеме.

 Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • воспитание любви к Родине, к природе родного края;

  • формирование чувства гордости за право называться смолянином;

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве человека и природы.

Метапредметные результаты

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• смысловое чтение как извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

• моделирование — умение преобразовать собственное представление из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих закономерностей;

• анализ и  синтез объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 Предметные результаты

1)уважительное отношение к своей семье, природе и культуре родного  края, родной страны;

2) осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы и людей;

3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

          К концу 2 класса

обучающиеся научатся:

- проводить наблюдения за объектами окружающего мира;

 - фиксировать изменения наблюдаемых объектов;

-  понимать меры времени и их взаимосвязи.  

обучающиеся  получат возможность научиться:

- анализировать собственный опыт;

-  анализировать содержание познавательных текстов и других источников информации;

- делать выводы и умозаключения при анализе явлений, фактов, событий;

 - соблюдать основные правила поведения в природе.

                       Календарно-тематическое планирование

Название раздела и темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

1

Что такое время

Наша планета

16 ч

08.09

2

Почему бывают дни и ночи? Из чего состоят сутки?

15.09

3

В.Бианки «Кузяр-бурундук и Инойка-медведь»

22.09

4

Мифы и легенды древних народов о Солнце. Работа над  проектом «Астрономическая модель года»

29.09

5

Движение Земли вокруг Солнца (год).   

06.10

6

Проект «Календарь нашего класса за год»

13.10

7

Почему приходит осень?

 Наблюдаем за высотой  Солнца над горизонтом

20.10

8

Почему люди стали мерить время месяцами?

Наблюдаем за изменением Луны

27.10

9

Как появились названия дней недели?

10.11

10

Что мы знаем о Луне?

17.11

11

Сказка «Почему у месяца нет платья?»

24.11

12

Луна – спутник Земли

01.12

13

Откуда взялись имена у двенадцати месяцев?

08.12

14

Почему  Новый год  приходит 1-го января?

15.12

15

Сказка В. Даля «Старик-годовик»

22.12

16

Проект «Лента времени»

12.01

17

Календарь, часы и время

 История календаря

18 ч

29.01

18

Древнеегипетский календарь

26.01

19

Юлианский календарь

02.02

20

Юлианский календарь

09.02

21

Григорианский календарь (современный)

16.02

22

История часов

23.02

23

Кто первый сделал часы?

Солнечные часы, водяные часы

02.03

24

Огненные часы, песочные часы

09.03

25

Механические часы. Первые башенные часы.

16.03

26

Карманные часы и другие виды современных часов

23.03

27

Работа над проектом «Родословная»

06.04

28

Когда я родился?

13.04

29

Мои родители

20.04

30

Мои бабушки и дедушки

27.04

31

Мои прабабушки и прадедушки

04.05

32

Презентация проектов

11.05

33

Презентация проектов

18.05

34

Презентация проектов

25.05

                          

                       Учебно-методические материалы:

  1. В. В. Степанова «Время. Меры времени» - Смоленск: Универсум, 2012.
  2. В. В. Степанова «Введение в учебную деятельность» – Смоленск: Универсум, 2012.
  3. Н. Н. Толстых «Хронотоп: культура и онтогенез». – Смоленск – Москва: Универсум, 2010.
  4. Астрономия. Энциклопедия окружающего мира / С. Аткинсон. – М.: Росмэн, 1999.
  5. http://school-collection.edu.ru/ 
  6. http://www.museum.ru/ 



Предварительный просмотр:

                          Пояснительная записка

   Рабочая программа  курса  создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования,  примерной   программы учебного  курса  «Окружающий мир»  В. В. Степановой.

   Программа ориентирована на детей 7-11 лет, направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы по окружающему миру, является составной частью единого комплекса занятий в урочное  и внеурочное время.

Цель: развитие индивидуальности в процессе групповой  деятельности по освоению  категории «Время»

Задачи:

  • социальная адаптация учащихся;
  • развитие группового взаимодействия: умения  планировать совместные действия  с  группой одноклассников, договариваться по поводу решения возникающих задач,

реализовывать задуманное и т.д.

  • развитие  хронотопичного мышления, т.е. способности человека видеть процессы в развитии; представлять возможное прошлое и будущее любого  явления, факта, объекта окружающего мира;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение  мотивации учащихся.

   

                                Основное содержание программы: 

Пространство и время – основные понятия, категории нашего мира. Их освоение – важнейшая задача для становления целостной картины мира у учащихся начальной школы. Поэтому программа курса «Путешествие по реке времени»  связана (интегрирована) тематически и методологически с  другими курсами внеурочной деятельности, например, « Математика  вокруг нас», «Как прекрасен этот мир!» а также с уроками литературного чтения, окружающего мира и др.

Категория времени является одной из самых сложных для понимания  детьми младшего школьного возраста.  Идея, понимание времени как развития, изменения  очень важна для понимания сути многих   физических, биологических,  исторических и  культурных явлений, закономерностей.

Отсутствие глубокого понимания этой идеи (на ее освоение в начальной школе отводится очень незначительное время) ведет, по мнению В. В. Степановой,  к фрагментарности и деформированности  формирующейся у ребенка картины мира.

   Изучение времени  начинается  с работы над проектами, связанными с  анализом событий прошедшего дня и  наблюдениями за погодой (дети ведут дневники, в которых отмечают все изменения в своей жизни и жизни природы). Благодаря ежедневной работе в течение всего года дети приобретают ощущение, а затем и понимание того, что такое сутки, неделя, месяц, год. Затем из страничек дневника «вырастает» календарь.  Это следующий проект, отражающий важнейшие события, происходящие в классе за каждый месяц, а также  изменения погоды и фазы луны.

  Наблюдения за изменением формы и размеров лунного диска на небе приводят детей к заключению, что мера времени «месяц»  появилась не случайно, что она связана с лунным циклом. Становится понятным астрономическое значение слов «месяц» и «год» (12 месяцев).

Следующий важный проект «Родословная», работа над которым начинается на уроках окружающего мира и продолжается на занятиях курса «Путешествие по реке Времени». Проект является личностно значимым для каждого ребенка и для каждой семьи.  Кроме того, работа над данным проектом, способствует усвоению более длительных промежутков времени, которые невозможно пронаблюдать (десятилетие, век).

   Дети вынуждены обращаться за информацией о своей семье к родителям и другим ближайшим родственникам. Вместе с  родителями  дети  находят фотографии, семейные реликвии, связанные с жизнью людей ушедших поколений (прабабушки, прадедушки).

Обобщая  информацию о  жизни ближайших родственников, дети  знакомятся с событиями, прошедшими через жизнь каждой семьи (Великая Отечественная война, первый полет человека в космос и др.). Ближайший по времени ХХ век становится более зримым, понятным, эмоционально близким.

      Все важные события находят отражение на ленте времени. Это – центральный проект курса. Лента времени представляет собой изготовленное руками детей  дидактическое пособие,  символически изображающее две  тысячи лет истории человечества от начала новой эры (Рождество Христа) до наших дней.  Пособие позволяет соединить сведения нескольких учебных предметов: это и окружающий мир, и математика, и история,  и литература.     Создание оси времени позволяет ребенку наглядно увидеть соотношение  единиц измерения времени и  зафиксировать даты важнейших исторических событий.

 Затем время  продолжает «двигаться вспять». Следующий -  ХIХ век, знакомство с которым происходит через призму  великих имен А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Дети находят из дополнительных источников информации подробности об их жизни и времени. Происходит погружение в культурное пространство того времени: важно выяснить, как люди одевались, передвигались, чем питались, какими вещами пользовались и мн.др. Огромное влияние на мировоззрение писателей и поэтов  ХIХ века оказали события Отечественной войны 1812 года. Работа над этой темой очень важна с точки зрения дальнейшего изучения этого вопроса на уроках литературы и истории России в старших классах.

Следующий шаг: знакомство с первыми шагами человечества. Изучение  отдельных страниц древнейшей истории дает представление о том, с чего все начиналось.

    Все проекты, включенные в данный курс, дают возможность  ученикам  получить необходимый опыт наблюдения за определенным явлением, фиксации изменений,  анализа и обобщения накопленных фактов.

    В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

 В результате  у детей появляется  хронотоп как способность воспринимать мир в пространственно-временных  отношениях.

Планируемые результаты изучения курса                      

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю родного края, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

6) использование знаково-символических средств  представления информации;

7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и  информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации в соответствии с  задачами проекта;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения исторических фактов и явлений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Ученики научатся:

- проводить наблюдения за объектами окружающего мира (например, Солнце, Луна)

- фиксировать изменения наблюдаемых объектов;

- анализировать собственный опыт,  некоторые факты из жизни близких родственников, писателей и их современников, и др.

-  анализировать содержание текстов пособия, других источников информации;

- делать выводы и умозаключения при анализе явлений, фактов, событий.                    – понимать мифы о происхождении человека и устройстве Вселенной;

-  осознавать некоторые важнейшие события из истории России 19-ого века;

-  находить информацию о жизни великих писателей;

-  осмыслять, фиксировать, интерпретировать  информацию из  истории древних времен;

обучающиеся  получат возможность научиться:

- анализировать собственный опыт;

-  анализировать содержание познавательных текстов и других источников информации;

- делать выводы и умозаключения при анализе явлений, фактов, событий;

 - соблюдать основные правила поведения в природе и обществе.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

1

Наша планета во Вселенной

Моделирование движения Земли в космическом пространстве

2

История календаря

Обобщение знаний

3

История часов

 Обобщение знаний

4

Время.  Как связаны пространство и время?

Изготовление  линейной модели времени. Проект «Лента времени»

5

И. Ньютон. Закон всемирного тяготения

Работа с дополнительным материалом

6

Что изучает история?

Работа с дополнительным материалом

7

История семьи.  Проект «Родословная»

Наши мамы и папы

Продолжение  работы над проектом.

Актуализация имеющихся знаний о родителях, их детстве.

8

История семьи.

Наши дедушки и бабушки

Актуализация имеющихся знаний о дедушках и бабушках, их жизни

9

История семьи.  Наши прабабушки и прадедушки

Актуализация имеющихся знаний о прадедушках и прабабушках, их жизни

10

История семьи и история страны

Обобщение  накопленной информации. XXвек

11

История семьи. Родословная

Презентация проектов

12

Л. Н. Толстой. Жизнь писателя.

Дополнительный материал

13

Л. Н. Толстой и его время

Дополнительный материал

14

ХIXвек. Как мы себе представляем жизнь людей того времени

Актуализация имеющихся знаний, задачи по изучению  ХIX столетия

15

Проект «А. С. Пушкин»

Обсуждение работы над проектом

16

А. С. Пушкин и его время

Дополнительный материал

17

 Проект «Отечественная война 1812 года».  Жизнь людей  ХIX века

Обсуждение работы над проектом

18

М.Ю Лермонтов. Биография поэта.

Дополнительный материал

19

Стихи и время.

Дополнительный материал

20

И. А. Крылов. Биография, произведения И. А. Крылова

Работа с дополнительным материалом

21

Современное летоисчисление

Работа с дополнительным материалом

22

Вынесение на «Ленту времени»  дат некоторых событий.

Работа с дополнительным материалом

23

Наидревнейший человек

Работа с дополнительным материалом

24

Наидревнейший человек

Работа с дополнительным материалом

25

Охота древнего человека

Работа с дополнительным материалом

26

Первые жилища древнего человека

Работа с дополнительным материалом

27

Как происходил процесс развития  речи

Работа с дополнительным материалом

28

Представления древних людей о мире

Работа с дополнительным материалом

29

Представления древних людей о мире

Работа с дополнительным материалом

30

Первые земледельцы

Работа с дополнительным материалом

31

Кочевники

Работа с дополнительным материалом

32

Миф о Моисее

Работа с дополнительным материалом

33

Миф о Персее

Работа с дополнительным материалом

34

Что узнали, чему научились?

Презентация проектов

Обобщение знаний

                                  Учебно- методические материалы:

  1. В. В. Степанова «Меры времени. Время» Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром. – Смоленск: Универсум, 2012.
  2. Н. Н. Толстых «Хронотоп: культура и онтогенез». – Смоленск – Москва: Универсум, 2010.
  3. Космос. Полная энциклопедия / В. И. Цветков. – М.: Эксмо, 2010.
  4. Астрономия. Энциклопедия окружающего мира / С. Аткинсон. – М.: Росмэн, 1999.
  5. http://school-collection.edu.ru/ 
  6. http://www.museum.ru/ 



Предварительный просмотр:

                                                     

                                                   Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Путешествие по реке времени»

 создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы учебного курса «Введение в историю культуры»  В.В. Степановой, программы С. А. Болотовой «Азбука Смоленского края»

                                 Цели и задачи курса

Цель: развитие индивидуальности в процессе групповой  деятельности по освоению  категории «Время»

Задачи:

  • социальная адаптация учащихся;
  • развитие группового взаимодействия: умения  планировать совместные действия  с  группой одноклассников, договариваться по поводу решения возникающих задач,

реализовывать задуманное и т.д.

  • развитие  хронотопичного мышления, т.е. способности человека видеть процессы в развитии; представлять возможное прошлое и будущее любого  явления, факта, объекта окружающего мира;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение  мотивации учащихся.

    Пространство и время – основные понятия, категории нашего мира. Их освоение – важнейшая задача для становления целостной картины мира у учащихся начальной школы. Поэтому программа курса «Путешествие по реке времени»  связана (интегрирована) тематически и методологически с  другими курсами внеурочной деятельности, например, «Математика и жизнь», а также с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

                              Место предмета в  учебном плане

  На изучение курса в 4 классе выделяется 68 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели). Программа курса рассчитана на 1 год.  

                                Содержание  курса

Пространство и время – основные понятия, категории нашего мира. Их освоение – важнейшая задача для становления целостной картины мира у учащихся начальной школы. Поэтому программа курса «Путешествие по реке времени»  связана (интегрирована) тематически и методологически с  другими курсами внеурочной деятельности, например, « Математика  вокруг нас», «Как прекрасен этот мир!» а также с уроками литературного чтения, окружающего мира и др.

Категория времени является одной из самых сложных для понимания  детьми младшего школьного возраста.  Идея, понимание времени как развития, изменения  очень важна для понимания сути многих   физических, биологических,  исторических и  культурных явлений, закономерностей.

Отсутствие глубокого понимания этой идеи (на ее освоение в начальной школе отводится очень незначительное время) ведет, по мнению В. В. Степановой,  к фрагментарности и деформированности  формирующейся у ребенка картины мира.

   Изучение времени  начинается  с работы над проектами, связанными с  анализом событий прошедшего дня и  наблюдениями за погодой (дети ведут дневники, в которых отмечают все изменения в своей жизни и жизни природы). Благодаря ежедневной работе в течение всего года дети приобретают ощущение, а затем и понимание того, что такое сутки, неделя, месяц, год. Затем из страничек дневника «вырастает» календарь.  Это следующий проект, отражающий важнейшие события, происходящие в классе за каждый месяц, а также  изменения погоды и фазы луны.

  Наблюдения за изменением формы и размеров лунного диска на небе приводят детей к заключению, что мера времени «месяц»  появилась не случайно, что она связана с лунным циклом. Становится понятным астрономическое значение слов «месяц» и «год» (12 месяцев).

Следующий важный проект «Родословная», работа над которым начинается на уроках окружающего мира и продолжается на занятиях курса «Путешествие по реке Времени». Проект является личностно значимым для каждого ребенка и для каждой семьи.  Кроме того, работа над данным проектом, способствует усвоению более длительных промежутков времени, которые невозможно пронаблюдать (десятилетие, век).

   Дети вынуждены обращаться за информацией о своей семье к родителям и другим ближайшим родственникам. Вместе с  родителями  дети  находят фотографии, семейные реликвии, связанные с жизнью людей ушедших поколений (прабабушки, прадедушки).

Обобщая  информацию о  жизни ближайших родственников, дети  знакомятся с событиями, прошедшими через жизнь каждой семьи (Великая Отечественная война, первый полет человека в космос и др.). Ближайший по времени ХХ век становится более зримым, понятным, эмоционально близким.

      Все важные события находят отражение на ленте времени. Это – центральный проект курса. Лента времени представляет собой изготовленное руками детей  дидактическое пособие,  символически изображающее две  тысячи лет истории человечества от начала новой эры (Рождество Христа) до наших дней.  Пособие позволяет соединить сведения нескольких учебных предметов: это и окружающий мир, и математика, и история,  и литература.     Создание оси времени позволяет ребенку наглядно увидеть соотношение  единиц измерения времени и  зафиксировать даты важнейших исторических событий.

   

 Затем время  продолжает «двигаться вспять». Следующий -  ХIХ век, знакомство с которым происходит через призму  великих имен А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Дети находят из дополнительных источников информации подробности об их жизни и времени. Происходит погружение в культурное пространство того времени: важно выяснить, как люди одевались, передвигались, чем питались, какими вещами пользовались и мн.др. Огромное влияние на мировоззрение писателей и поэтов  ХIХ века оказали события Отечественной войны 1812 года. Работа над этой темой очень важна с точки зрения дальнейшего изучения этого вопроса на уроках литературы и истории России в старших классах.

Следующий шаг: знакомство с первыми шагами человечества. Изучение  отдельных страниц древнейшей истории дает представление о том, с чего все начиналось.

    Все проекты, включенные в данный курс, дают возможность  ученикам  получить необходимый опыт наблюдения за определенным явлением, фиксации изменений,  анализа и обобщения накопленных фактов.

    В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

 В результате  у детей появляется  хронотоп как способность воспринимать мир в пространственно-временных  отношениях.

   Все темы, включенные в данный курс, дают возможность  ученикам  получить необходимый опыт наблюдения за определенным явлением, фиксации изменений,  анализа и обобщения накопленных фактов.

                          Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом, другими курсами внеурочной деятельности.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

              Планируемые результаты изучения курса                      

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю родного края, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

6) использование знаково-символических средств  представления информации;

7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и  информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации в соответствии с  задачами проекта;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения исторических фактов и явлений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Ученики научатся:

- проводить наблюдения за объектами окружающего мира (например, Солнце, Луна)

- фиксировать изменения наблюдаемых объектов;

- анализировать собственный опыт,  некоторые факты из жизни близких родственников, писателей и их современников, и др.

-  анализировать содержание текстов пособия, других источников информации;

- делать выводы и умозаключения при анализе явлений, фактов, событий.

Ученики получат возможность научиться:

-осознавать  меры времени и их взаимосвязи;

- пересказывать некоторые исторические факты из истории родного города ;

- мифы о происхождении человека и устройстве Вселенной;

- истории  своих семей;

- некоторые факты из жизни великих писателей;

- некоторые факты из  истории древних времен.

                             Календарно- тематическое планирование

Название раздела и темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

1

Повторение

Наша планета во Вселенной

4 ч

2

История календаря

3

История часов

4

Время.  Как связаны пространство и время?

5

Введение в историю

Что изучает история?

3 ч

6

Древний человек

7

Охота древнего человека

8

Первые жилища древнего человека

9

Представления древних людей о мире

10

Первые земледельцы

11

Кочевники

12

Мифы о героях древности

13

Мифы о героях древности

14

Древнейшая цивилизация. Междуречье.

15

Древнейшая цивилизация

16

Шумерские боги

17

Шумерские боги

18

Мифы шумеров о богах и героях

19

Мифы шумеров о богах и героях

20

Миф о Гильгамеше

21

История  Смоленщины

Наши предки

12 ч

22

Образ жизни древних славян

23

Образ жизни древних славян

24

Из варяг в греки

25

Проекты, связанные с историей Смоленска

26

Военное прошлое

27

Военное прошлое

28

Военное прошлое

29

Военное прошлое

30

Военное прошлое

31

Наши земляки

32

Наши земляки

33

Наши земляки

34

Презентация проектов

Учебно-методические материалы:

  1. В. В. Степанова «Меры времени. Время». – Смоленск: Универсум, 2012.
  2. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» /Мир истории/. – Смоленск, 2012
  3. Н. Н. Толстых «Хронотоп: культура и онтогенез». – Смоленск – Москва: Универсум, 2010.
  4. Космос. Полная энциклопедия / В. И. Цветков. – М.: Эксмо, 2010.
  5. Астрономия. Энциклопедия окружающего мира / С. Аткинсон. – М.: Росмэн, 1999.

                               Интернет-источники:

http://school-collection.edu.ru/ 

http://www.museum.ru/ 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Путешествие по реке Времени" 2 класс (2016-2017)

Программа курса посвящена изучению сложнейшей для понимания младшего школьника категории "Время". Дети учатся наблюдать за изменениями в окружающем мире, фиксировать их в дневниках наблюдений, оформля...

Тест по окружающему миру на тему «В путь по реке времени», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Данная  работа проводится во время изучения раздела "По родным просторам". В конце проверочной работы имеются ответы. Оценивать можно следующим образом:5 - выполнено правильно от 90% - ...

Тесты по разделу "Путешествие по реке времени". 4 класс "Перспектива"

Тесты предназначены для обратной связи, чтобы точно знать насколько новый материал усвоен учащимися, или может быть использованы на следующем уроке с целью проверки знаний. Для создания тестов спользо...

Тест по окружающему миру по теме "В путь по реке Времени". 4 класс

Проверочн6ый тест по окружающему миру в 4 классе. УМК "Перспектива"...

Рабочие листы к урокам окружающего мира. Путешествие по реке времени. 4 класс. Перспектива.

В путь по реке времени. Путешествуем с археологами. По страницам летописи. Истоки Руси. Мудрый выбор....

Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени" (4 класс, УМК «Перспектива»)

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «история» «летопись&raqu...