Тематическое планирование по предмету «Югра-моё наследие» 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Плотникова Елена Андреевна
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение  каждой темы по предмету «Югра-моё наследие»  3 класс
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение  каждой темы

по предмету «Югра-моё наследие»  3 класс

на 2016-2017 учебный год.

Учитель: Плотникова Е.А.

Количество учебных часов по программе  - 34

количество учебных часов в неделю - 1    

количество учебных недель – 34   

Учебно-методический комплект:

  1. Учебник по экологическому и этнокультурному образованию «Югра-моё наследие» 3 класс Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный- М.: Центр «Образование и экология», 2016 г.
  2. Рабочая  тетрадь «Югра-моё наследие», в 2-х частях, Т.А. Гнеушева, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный- М.: Центр «Образование и экология», 2016 г.

№ п/п

Тема уроков

Дата план

Дата факт

Вид деятельности учащихся

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Планируемый результат и уровень освоения

УУД

Домашнее задание

Моя экологическая зоркость -  7 часов

1.

Экскурсия «Наблюдения в живой природе»

1.09

1.09

Наблюдение-практикум. Экскурсия.

Изменения в живой природе. Название  своей страны, своего региона.

Знать название своей страны, своего региона.

Уметь оценивать свои достижения.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действий;

- Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- предлагать помощь и сотрудничество;

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

Р.тетрадь стр.3

2.

Введение.

Знакомство с учебником.

8.09

8.09

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Темы изучения в учебнике: прошлое, настоящее и будущее Югорского края; уникальная культура края; роль Югры для благосостояния родины и народов мира.

Ориентироваться в учебнике

Рассматривать иллюстрации, соотносить их с содержанием текста в учебнике.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную информацию

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Применять просмотровое чтение. Составлять образ предстоящей деятельности. Планировать и организовывать работу в группе. Работать со словарём. Задавать вопросы на понимании информации.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

- построение рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию,

- определять общую цель и пути её достижения

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р. тетрадь стр.5

3.

Наука учит.

15.09

15.09

Фронтальная, индивидуальная.

Понятие – экологическая зоркость. Первое условие экологической зоркости.

Рассуждать с опорой на на мыслеобраз. Задавать уточняющие вопросы на понимание. Высказывать своё отношение к авторскому тексту(разделять/не разделять мнение автора).

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр. 7

4.

Культуры разных народов подсказывают.

22.09

22.09

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Экологическая зоркость как понимание наказов, наставление и подсказок  народной мудрости о том, как нужно жить, чтобы следовать Табу природы.

Приводить примеры поговорок и пословиц на заданную тему. Анализировать изображение с заранее заданной целью.

Делать выводы.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр.8 - 9

5 – 6

Мои экологические линзы.

29.09

6.10

29.09

6.10

Индивидуальная, групповая

Экологическая зоркость как умение пользоваться экологическими  линзами. Правило трёх «П». правило трёх «О». Применение этих правил.

Понимать и применять правило трёх «О», обсуждать проблемные вопросы с классом. Ставить перед собой задачу(по развитию полезных привычек) на перспективу. Договариваться о совместной работе в группах. Делать выбор на основе экологической линзы трёх «О».

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр. 10 отгадать кроссворд

7.

Учусь управлять собой.

13.09

13.09

Фронтальная, индивидуальная.

Умеренность как способность к самоограничению. Нравственный вопрос: умеренность или потребительство?

Своими словами объяснять, что такое потребительство. Критически анализировать свои покупки с точки зрения их нужности и ненужности. Проводить количественное исследование по заданному алгоритму.

Вести спор с автором. Анализировать сюжет мультфильма.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр. 15

Мудрость Югорской природы – 7 часов

8 - 9

Целесообразность в природе.

20.10

27.10

Фронтальная, индивидуальная.

Связь особенностей растений и животных, с их приспособлением к среде обитания. Способы приспособления растений и животных к короткому летнему, зимнему периоду. Особенности плодородия северных почв.

Применять просмотровое чтение; применять экологическую зоркость, чтобы сопоставлять научную информацию. Народную мудрость и делать выводы. Объяснять что такое целесообразность в природе, приводить примеры приспособления местной природы к северным условиям; доказывать мудрости природы. Обосновывать экологическую  линзу «Изучать природу надо вместе с её средой»

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Заполнение Зелёного дневничка.

10.

Экскурсия «Наблюдения в живой природе»

10.11

Наблюдение-практикум. Экскурсия.

Связь особенностей растений и животных, с их приспособлением к среде обитания. Способы приспособления растений и животных к короткому летнему, зимнему периоду.

Объяснять что такое целесообразность в природе, приводить примеры приспособления местной природы к северным условиям; доказывать мудрости природы.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр. 16

11

12

13

Сообщество в среде – одно целое.

17.11

24.11

01.12

Индивидуальная:

 Чтение текстов.

Тесная связь растений и животных сообщества между собой(пищевые и пространственные связи)и со средой. Сеть связей в сообществе. Пищевые связи смешанного леса летом. Разнообразие в природе как основа её иммунитета, защиты от неблагоприятных условий. Изменение сообщества по мере истощения основного источника питания. Последствия разрыва сети связей в сообществе.

Применять экологическую  линзу «Изучать природу надо вместе с её средой». Составлять пищевые цепочки смешанного леса; приводить примеры. Использовать иносказательный образ разнообразия в природе для объяснения его роли.

Сравнивать северную и южную природу по их разнообразию.

Приводить примеры, как по мере разрушения древесины изменяется все сообщество.

Оценивать устойчивость сообщества по его биологическому разнообразию. Объяснять последствия привнесения в сообщество «чужих» видов.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр. 21 № 41,42,43,

14

Сохранить северную природу.

08.12

Групповая работа

Общеклассное обсуждение

Пути сохранения естественных сообществ: сохранение их разнообразия. Сохранение среды обитания. Причины изменения среды обитания. Чёрная книга безвозвратных потерь растений и животных. Красная книга Югры.

Делать выводы из просмотренных видеоматериалов.  Объяснять выражение «Все живые существа приспособлены к своей природной среде. В другой среде они жить не могут». Обсуждать в группе причины изменения среды жизни дикорастущих растений и диких животных. Находить информацию, анализировать, дополнять имеющимися знаниями.

Анализировать своё поведение и принимать решение о зеленом потреблении.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь  стр. 24 № 46

Моя культура – учусь у природы – 12 часов.

15- 16

Приспособления человека к жизни в Приполярье.

15.12

22.12

Фронтальная, индивидуальная. Чтение текстов.

Культура как способ приспособления людей к природе. Югорская культура. Как кладезь знаний об образе жизни, который позволяет сохранять здоровье человека и здоровье природы в условиях севера. Особенности отношения северных народов к природе, домашнему очагу, священным животным, земле, другим народам, своей семье. Что следует использовать в наши дни.

Называть природные условия края, к которым приспосабливается все живое и человек.

Рассуждать о последствиях недостаточного приспособления к среде для человека.

Приводить примеры пословиц и поговорок разных народов о том,  как человеку приспособиться к холоду.

Называть способы приспособления в природе9целесообразность, разнообразие, экономность)которые вошли в культуру местных народов и не утратили свое значение для современного человека.

Приводить примеры связи хозяйственной жизни людей с сезонными изменениями в природе.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр.

26 , 27

17 - 18

История заселения Югры.

29.12

12.01

Индивидуальная, групповая.

История заселения северных территорий. Промысловые виды деятельности первых жителей Югры. Сибирское ханство и югорские княжества. Поход Ермака и появление первых городов. Промышленное развитие края. Особенности современного развития Югры.

Получать и анализировать информацию на слух, делать пометки, зарисовки для её лучшего запоминания и понимания.

Выделять  этапы в истории Югры.

Задавать вопросы и находить дополнительную информацию по интересующим событиям в истории края.

Называть природные общественные причины переселения людей.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр. 30, 31

19

Учимся у природы разнообразию.

19.01

Фронтальная, индивидуальная. Чтение текстов.

Природное разнообразие как среда жизни людей. Влияние разнообразия цвета, форм, звуков, запахов, движений в природе на здоровье человека.

Применять экологическую линзу «Изучай живое вместе с его средой».

В группе формулировать полезные привычки. Которые помогают следовать уроку природы: Природа не терпит однообразия.

Назвать последствия увеличения однообразия в окружающем мире.

Приводить примеры необходимости разнообразия в разных сторонах жизни человека.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Учебник стр.65 – 67 прочитать

20- 21

Питание как способ приспособления к окружающей среде.

2 часа

26.01

02.02

Индивидуальная, групповая.

Питание как способ приспособления  человека к природным условиям жизни. Особенности питания на севере, помогающие приспособиться местной природе. Сходства и различия в питании  разных народов и их причины. Вегетарианство и ограничение его распространения.

В группах обсуждать  темы «Рыбное питание», «Мясная пища», «Пищевые дикорастущие растения», «Травяные чаи», «Хлеб».

Формулировать полезные советы о здоровом питании в условиях Приполярья.

Высказывать мнение о полезности принципов традиционного питания югорских народов.

Проводить опыты  по определению ценности продуктов питания.

Приводить примеры блюда национальной кухни.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр. 34 № 62

22 -

23 -

24

Традиционные жилища и промыслы народов Югры.

3 часа

09.02

16.02

02.03

Групповая работа.

Общеклассное обсуждение.

Индивидуальная.

Целесообразность и экономность традиционных жилищ. Их разнообразие. Национальные особенности. Материалы изготовления. Приспособленность к условиям жизни. Принципы северных жилищ, используемые в современных зданиях.  Виды традиционных промыслов народов Югорского края. Примеры изделий из бересты, дерева. Кости. Вышивка, плетение.

Составлять воображаемый диалог Патриманито. Лады и Югорки по вопросам традиционных жилищ и народных промыслов.

Предлагать способы применения принципов., используемых в традиционных жилищах в современных условиях.

Доказывать целесообразность и экономность разных видов традиционных жилищ, сравнивать их у разных народов.

Сравнивать принципы традиционных и современных жилищ людей.

Называть традиционные промыслы народов, населяющих Югру.

Приводить примеры  отражения в изделиях народных промыслов правила трех «О».

Составлять рассказ о выбранном изделии народных промыслов.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р. тетрадь стр. 36 № 65, №66, №67

25-

26

Югра – регион «зеленых» технологий.

2 часа

09.03

16.03

Фронтальная, индивидуальная. Чтение текстов.

Зеленые технологии. Использование природных ресурсов и энергии с максимальной пользой. Обеспечение безопасности для окружающей среды и здоровья человека. Области применения зеленых технологий. Примеры зеленых технологий: циклическое производство. Биогаз, переработка макулатуры, твердое биотопливо. Примеры зеленых технологий в жизни.

Формулировать своими словами цель зеленых технологий.

Приводить примеры  использования зеленых технологий в Югорском крае.

Приводить примеры как зеленые технологии используют мудрость природы.

Собирать информацию  и подготавливать устное сообщество о зеленых технологиях в повседневной жизни.

Применять экологическую зоркость в игре «Автотранспортные предприятия».

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р.тетрадь стр.41 , 42

Спасти и сохранить – 7 часов

27-

28

Экологическая зоркость в действии.

2  часа

23.03

06.04

Фронтальная, индивидуальная. Чтение текстов.

Значение экологической зоркости для добрых дел.

Применение экологической зоркости для изучения и сохранения природного наследия Югры. Экомир.

Применять экологическую зоркость к произведениям изобразительного искусства, поэзии, прозы (Табу    природы).

Высказывать мнение  о путях построения Экомира.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Учебник

стр. 87 подготовить выразительное чтение.

Стр.89 задание №5

29-

30-

31

Акция «Спасти и сохранить».

3 часа

13.04

20.04

27.04

Фронтальная, индивидуальная

Цели акции «Спасти сохранить». Примеры добрых дел в рамках акции. Проектная работа на одну из тем.

Выбирать тему проектного задания, для выполнения которого есть необходимые условия.

Ставить перед собой задачу, решать её.

Определять ключевые слова проекта.

Составлять его план. Осуществлять все необходимые этапы подготовки проекта по образцу. Последовательно выполнять проект.

Фиксировать этапы его выполнения.

Сравнивать полученный результаты с поставленной задачей.

Самооценивать результаты  на уровне:

-полученных знаний;

-приобретенных умений;

-опыта отношений.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р. тетрадь стр.

32.

Что можешь сделать ты?

04.05

Фронтальная, индивидуальная

Понимание значения  акции для каждого человека о спасении природы родного края.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Формирование основ экологической культуры. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;

Р. тетрадь стр.

33.

Экскурсия «Наблюдения в живой природе»

11.05

Наблюдение-практикум. Экскурсия.

Изменения в живой природе.

Знать название своей страны, своего региона.

Уметь оценивать свои достижения.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действий;

- Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- предлагать помощь и сотрудничество;

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

34.

Заключение.

1час

Групповая работа.

Общеклассное обсуждение.

Подведение итогов, самоанализ Зеленых дневничков (что получилось/ что – нет), планирование летней практики.

Обобщать.

Анализировать.

Планировать.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемый предмет,

Коммуникативные УУД:

- ставить вопросы,

- формулировать собственное мнение и позицию,

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому;