Выступление на заседании педсовета по теме «Преемственность урочной и внеурочной деятельности как одно из требований ФГОС»
статья на тему

Шевкопляс Елена Александровна

В работе приводятся выкладки о преемственности урочной и внеурочной деятельности учителя в начальном звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti_.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Бирска

Муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Выступление

на заседании педсовета МБОУ СОШ №8

Шевкопляс Елены Александровны

по теме

«Преемственность урочной и внеурочной деятельности

как одно из требований ФГОС»

 

Ноябрь,2014г.

Преемственность урочной и внеурочной деятельности как одно из требований ФГОС.

Личность не создается по частям,

но создается всей суммой влияний,

которым она подвержена.

        Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

        Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования.

       Успешная реализация основной образовательной программы учреждения невозможна без интеграции, взаимодополнения  урочной и внеурочной деятельности учащихся.Поэтому, сегодня современная школа интенсивно обновляется, находится в поиске эффективных способов организации целостного учебно-воспитательного процесса, а педагоги стремятся освоить технологию интеграции урочных и внеурочных занятий,  стараются сделать процесс обучения результативным и социально значимым. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятием после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить интеграцию учебной и внеурочной деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

       ФГОС сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. ФГОС предполагает,что школа формирует сегодня новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Учителю отводится роль режиссёра, ассистента, т.е. человека, который должен так организовать деятельность на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы каждый ученик почувствовал себя успешным. Следовательно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России начали обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). Исключением не является и наша школа.
        Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности. В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер.  

        В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом: 
- предметные; 
- метапредметные; 
- личностные. 

         Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение этих результатов освоения основной образовательной программы. Это и  определяет  специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения. В этом осуществляется  взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Именно через формирование универсальных учебных действий на уроке, а далее во внеучебной деятельности после уроков.

         Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит модули внеурочной деятельности: «Домисолька», «Инфознайка», «Акварелька», «Быстрее, выше, сильнее» и  “Знатоки русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа модулей  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

         Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

         Остановлюсь более подробно на таком модуле, как «Знатоки русского языка». В отборе материала учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

       Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Знатоки русского языка” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

        Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Знатоки русского языка ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

         Содержание и методы обучения “ Знатоки русского языка ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных универсальных учебных действий, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

         Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

I. Формы проведения занятий

  1. лекции;
  2. практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  3. анализ и просмотр текстов;
  4. самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

          Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

II. В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

III. Основные методы и технологии

  1. технология  разноуровневого обучения;
  2. развивающее обучение;
  3. технология  обучения в сотрудничестве;
  4. коммуникативная технология.

       Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; ПРОЯВЛЯТЬ любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить ВСЕ ЭТО ПОМОЖЕТ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩЕГОСЯ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБУЧЕНИЯ и обеспечивает приемственность урочной и внеурочной деятельности.

       А теперь немного о более подробнее о видах работы на занятиях.

Неотъемлимой и эффективного частью нашей работы является исследовательская работа учащихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он "открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я, как педагог, направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Ученик ставится в положении исследователя-творца. Учащиеся пользуются Интернетом, проявляя интерес к оформлению творческих проектов, которые стали более насыщенными, разнообразными. Качество творческих проектов оценивается по этапам. Конечно, полностью, в соответствии с требованиями программы к творческому проекту, не все учащиеся могут справиться с работой хорошо. Тем не менее, метод проектов является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития творческой активности, и направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития. 

        Основным результатом работы является участие детей во всевозможных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах как школьных так и городских и всероссийских.
        Примером такой исследовательской работы стало участие во всероссийском  дистанционном конкурсе «Радуга проектов» с темой «Моя родословная».

Следующая проектная работа составление кроссворда.

На открытом занятии «Птицы зимой» учащиеся составляли кроссворды и тексты на заданную тему, подбирали оформление.

          Результатом кропотливого труда как детей, так и педагога стала публикация в «Метод-сборнике» всероссийском журнале для работников образования статьи по теме «Приемы работы по культурологическому обучению русскому языку в начальных классах»

Древние говорили: «Дорогу осилит идущий». Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа. Но её конечный результат, я уверена, принесёт радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное, объединяя усилия при работе на уроке и вне его– мы вырастим образованного и достойного человека.

Вот он  портрет выпускника 4 класса:

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Поэтому предлагаю: Продолжить работу по данному модулю и при переходе в среднее звено: закрепление и углубление во внеурочной деятельности универсальных учебных действий, приобретенных в основном образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов.

Данный материал раскрывает взаимосвязь урока, как основной формы  организации учебного процесса и внеурочной деятельности, как деятельности дополняющей процессы воспитания и ...

презентация к статье "Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов".

презентация к статье "Преемственность урочной и внеурочной деятельности как единая система достижения планируемых результатов"....

Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС."

Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"  знакомит с понятием "технологическая карта урока", задача которой – отразить так называемый ...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования"

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования" : рассматриваются вопросы связи материала изучае...

Выступление на ГМО Тема:«Обеспечение планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС на основе образовательной системы «Гармония»

В теме рассмотрен вопрос обеспечения планируемых результатов образования на основе образовательной системы «Гармония» ...

Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется как через учебный план, так и через...

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...