Занятие для будущих первоклассников «Путешествие по морю глубокому, по океану широкому»
план-конспект урока на тему

Ищенко Наталья Богдановна

Занятие для будущих первоклассников

«Путешествие по морю глубокому, по океану широкому»

Интегрированный урок математики и развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_budushchih_pervoklassnikov.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для будущих первоклассников

«Путешествие по морю глубокому, по океану широкому»

Интегрированный урок математики и развития речи

Цели: 1.Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.

          2.Учить ориентации на бумаге.

          3. Воспитывать дружбу и товарищество.

Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, кораблик, 9 маленьких корабликов, игрушка дельфин; картинки рыб: камбалы, акулы, морского конька, электрического ската, осьминога, морской звезды; схемы предложения, мяч, рисунки рифов и чудо-юдо рыбы кит, водолаза, портрет А.С.Пушкина и его сказки, цифры 1,2,5,7.

Ход занятия

1. Вводная беседа

             -«На свете нет ничего лучше путешествий»,- так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн. И я предлагаю вам сегодня совершить путешествие по морю глубокому, по океану широкому. А на чём мы туда поплывём, вам нужно догадаться.

 (На партах у детей предметные картинки с изображением транспорта).

             -Назовите все изображенные предметы. Как назвать одним словом?

( Транспорт).

             - А какой транспорт вы знаете ещё?(Показ наземного, воздушного, водного и подземного транспорта).

            -А на чём мы поплывём? (На кораблике).

Матросская шапка верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке

И скачут лягушки за мной по пятам

И просят меня:«Прокати, капитан»!

           -У меня в руке, ребята, тоже кораблик, но у него есть братья и сёстры. (Показ их на доске).

           -Покажите среди них кораблики плывущие вправо (влево).

           -Посчитайте, в какую сторону корабликов плывёт больше.

2. Правила посадки

           - Но прежде чем отправиться в путешествие, вначале давайте вспомним правила посадки.

1.Ответить хочешь, не шуми…

2.Ты сиди за партой стройно…

3.Парта- это не кровать…

4.На уроках не болтай…

         -А теперь проверим вся ли команда в сборе?

       3. Знакомство. Игра «Как тебя зовут?»

( К доске выходят девочки. Первая, слева направо, называет своё имя, вторая- имя первой девочки и своё, третья- имена первой, второй и своё. И так до конца. Затем выходят мальчики).

         -Какое морское животное самое умное? (дельфин)

Показ игрушки дельфина.

         -Сейчас мы с вами сосчитаем, сколько же нас всего членов экипажа. Передавая этого дельфина друг другу, посчитайте по порядку.

          -Сколько всего вас на корабле?

          -А вместе со мной?

4. Основная часть     

          - Плывёт наш кораблик. Не товары он везёт в страны заморские. А на борту его находимся мы, будущие ученики. И корабль наш не простой, а научный. Хотим мы выпытать тайны у моря-океана. А поможет нам батискаф. А кто знает, что это такое?

( Глубоководный аппарат. У него винты, как у корабля, круглые глаза- окошки из толстого стекла, а руки- клешни стальные).

          -А вот и первый морской житель-камбала. Что вы о ней знаете? Это морской обитатель, который интересуется, умеем ли мы думать, изменять слова?

Задание 1

1) Наташа пошла гулять после того, как сделала уроки. Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или сделала уроки?

Задание 2

2) Измените слова по образцу. Например: лев - львы.

    Лещ, ухо, год, дверь, крыло, дерево, кукла, сестра…

           -Молодцы, с заданием справились! Ребята, впереди опасность. Нас кто-то хочет съесть. Загадка.

Кто из хищников морских

Так опасен для других,

Когда в поисках обеда

Мчится быстро, как торпеда. (Акула).

          -Кто же это?

          -Она нас отпустит, если мы хорошо справимся с заданием

Задание3

(Работа в альбомах. Фломастерами разных цветов обводят силуэт корабля. Штриховка его волнами).

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

 

         -А вот и следующий обитатель морских глубин - морской конёк. Он как волшебник может менять окрас тела: сядет на зелёную водоросль - позеленеет, сядет на бурую - станет бурым. Он интересуется, а знаете ли вы, где живут слова? (В предложениях).

Знакомство с предложением

         -Любое предложение состоит из слов. Например: Тишина. Или из нескольких слов: Как вы хорошо сегодня сидите!

(Показ схемы предложения).

          -Что это?

(Это схема предложения. Каждое слово обозначается в схеме чёрточкой. Первое слово в предложении отмечается уголком. Почему? А после последнего слова не забываем поставить точку).  

         -Хочу добавить: бывают совсем короткие слова – и, а, из…Мы их тоже будем считать за отдельные слова. Приготовьте ладошки. Поиграем. Я вам буду придумывать смешные предложения, а вы будете хлопками показывать количество слов в предложении.

1. Заяц гнался за львом. (4)

2. Колобок съел лису. (3)

         -А сейчас приготовьте цветные карандаши.

(Выкладывают слова из предложения цветными карандашами любого цвета).

1.     Я увидела дятла. (3)

2.     Лягушка квакает.(2)

Физкультминутка

       -На палубе мы с вами поиграем.

(Дети встают в круг. Учитель в центре. Он кидает мяч детям и называет взрослое животное, дети, возвращая мяч- детёныша).

Лошадь-…(жеребёнок).

Овца-…(ягнёнок).

Курица-…(цыплёнок).

Волк-…

Корова-…

Медведь-…

Кит-…

Собака-…

Свинья-…

Олень-…

         -Ребята, а кто это выплывает из морских вод?(Чудо–юдо рыба кит)

         -Он спрашивает вас: а чем рыбы отличаются от других животных? (Чешуя, жабры, плавники).

Задание 4

Работа в тетради В тетради нарисован овал. Дорисовывают его до рыбки. Раскрашивание:

                                   хвост – красным 

                                   плавники – оранжевым

                                   голову – коричневым

                                  туловища - жёлтым

        - У нас получилась волшебная рыбка, которую не увидишь в море, но зато в морской глубине живёт много других интересных рыб. Например: электрический скат. В теле ската спрятано что-то вроде живых батареек. Их много. Своё электрическое оружие скат пускает в ход, если чувствует опасность или во время охоты. Удар получается такой силы, что мигом убивает рыбок, а человека может свалить с ног.

Задание 5. Графический диктант в тетради.

1 клетка вниз,1-влево,1-вниз, 1-влево, 3-вниз,2-вправо,4-вниз, 1-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 3-вверх, 1-влево, 1-вверх, 1-влево,1-вверх, 1-влево. (Получается рисунок ската).

         -Дорисуем 2 глазика. Что напоминает? (Электрического ската)

Игра на внимание «Карлики – великаны»

Стихотворение «Кто живёт в глубинах вод» (с.98 «Окружающий мир»)

          -Продолжаем наше путешествие! Впереди – рифы! Это подводные скалы, камни, опасные для кораблей. Чтобы наш кораблик не разбился, нам нужно решить задачу.

Задание 6

 «Стоит в поле дуб, на дубе 4 ветки. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать»? (На дубе сливы не растут).

          -Молодцы! Спасли кораблик. А что за странное существо нас встречает? (Осьминог).

         - У осьминога ноги растут прямо из головы. 8 ног у осьминога, но по праву говоря, это не ноги вовсе, а скорее – руки - щупальцы с присосками, которыми удобно хватать добычу. В случае опасности он плывёт очень быстро. Сложит ноги вместе – и мчится.

Игра с мячом «Назовите одним словом»

Кот, корова, собака, лошадь… – домашние животные.

Заяц, лев, лиса…- дикие животные.

Кузнечик, бабочка, муравей…

Кукла, мяч, юла, погремушка…

Ромашка, колокольчик, одуванчик…

Кукушка, сова, дятел…

Дуб, берёза, ель…

Земляника, малина…

Груша, яблоко, слива…

Петя, Лена, Наташа…

Иванов, Петров, Кузнецов…

          - У осьминога в щупальцах буквы какие-то. Какие? (Б, Ж).

Задание 7

          -Какие буквы спрятались в этих буквах? (Г, К, Ь).

Задание 8. Работа в тетради.

            -Несмотря на то, что вы не умеете многие писать, сейчас вы запишите несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков. Попробуем первое слово записать вместе: рак - о оо. (Он, дом, трава, зима)

           -Один морской обитатель захотел с вами поиграть. Это морская звезда. Морские звёзды похожи на цветы, но они не цветы. Шевелят они своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдут раковину, обхватят её, приоткроют лучами створки и выедят всё внутри у молюска. А вот навстречу нам плывёт мудрая черепаха. Она хочет вам задать несколько вопросов.

Задание 9

1. Сколько солнышек на небе?

2. Сколько глаз у совы?

3. Сколько пальцев у перчатки?

4. Сколько цветов у радуги?

(Показывают картинки с цифрами 1, 2, 5, 7. Звучат шуточные стихотворения про эти цифры:

1) Вот один, иль единица.

    Очень тонкая как спица!

2) Два похожа на гусёнка

    С длинной шеей, шеей тонкой.

3) А потом пошла плясать по бумаге цифра 5

    Руку в право протянула, ногу круто изогнула.

4) Семь точно острая коса

    Коси коса пока остра

          - Как много морских обитателей мы сегодня с вами повстречали! Возвращаемся домой, но что это? Нам дорогу преградил какой-то остров. Мы его сможем обогнуть, если внимательно прослушаем отрывок из одной сказки. (Чтение отрывка «У Лукоморья»).

         -А кто из вас знает, из какой это сказки отрывок и кто его автор?

Показ портрета Пушкина А.С.

         -Благополучно возвращаемся в класс. И у меня к вам вопрос: а людей какой профессии называют мастерами подводных дел? (Водолазов)

          -Работа водолаза трудна и опасна. Это редкая профессия. И выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные смелые и находчивые. Они строят мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей, спасают людей и корабли…Может кто-то из вас, когда вырастет, станет водолазом, а может учёным, открывающим тайны подводного мира.

5 Работа в тетрадях на печатной основе

6 Итог

        -Где мы сегодня с вами побывали?

        -Кого встретили, с кем познакомились?

       -Поднимите руку, кому сегодня было интересно?

 

 

 

 

 

 

Игра – занятие «История одного Листика»

Цель:

1.         Развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти.

2.         Выявление пространственных понятий.

3.         Воспитание бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: листок, картинка дерева, буквы: в, а, с, о, у, о, ы, э; картинки кабана, совы, медведя, белки, Лесовичка, солнышка, тучки, 8 грибов, 9 жёлудей, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», портрет А.С.Пушкина, 3 жёлтых листа, призы в виде листиков.

                             Ход занятия

1.Вводная беседа

-Прекрасная пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса!- так писал об одном времени года известный писатель А.С.Пушкин (показ портрета). А о каком времени года он так говорил? (Об осени)

       -Услышав, что сегодня мы с вами будем говорить об осени, к нам в класс залетел кто-то… А кто, угадайте! Загадка:

Летом вырастают,

Осенью опадают.

Что это? (Листья)

       - У меня в руке листочек! Он хочет вам рассказать одну историю и попросить у вас помощи.

2 Основная часть

Игра с листиком «Вспомнить имя помоги»!

(Учитель ходит по классу и задевает ребят листиком, при этом называет их  имена, а если забывает или называет неправильно, ребята помогают).

    -Родился этот Листик весной, на высоком дереве, вместе с братьями и сёстрами. Дни становились всё теплее и теплее. Пришло лето. Как он радовался теплу! За лето у него появилось много друзей. Часто к дереву, на котором он жил прилетала птица, которую называли все пернатой кошкой. А что это за птица? Из букв составьте слово – отгадку.

          В С О А (сова)

Показ картинки.

     -Она часто с ним играла.

Игра «Доскажи словечко»

1)     Пчёлка, милая пчела ты бы мёду мне…(дала).

2)     Лето, лето к нам пришло, стало сухо и …(тепло).

3)     Мы вернулись из кино дома пусто и …(темно)

4)     Но одной ноге постой-ка, будто ты солдатик…(стойкий).

5)     По тропе, шагая бодро, сами воду тащат…(вёдра)

-А почему сову называют пернатой кошкой?

Дело в том, что сова способна видеть в темноте, огромные глаза, острый слух. Она приносит лесу огромную пользу, уничтожая мышей. Живут до 20 лет. Питаются крупными насекомыми, птицами, рыбами, мелкими зверями. Таким образом, она - хищник.

Физкультминутка

Мы растём, растём, растём!

Всё о мире узнаём.

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим у пташек,

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не замутим!

    -К его дереву наведывались кабаны. А кто это такие? (Показ кабана)

   -Это лесные поросята. Кабан- зверь сильный, голова крупная, на конце морды пятачок. Крупных кабанов зовут секачами, т.к. они имеют острые изогнутые клыки. С такими клыкастыми даже волки предпочитают не связываться. И с кабанами подружился Листик, особенно с маленькими поросятами. Любил с ними играть.

(К доске выходят ребята первого ряда)

Задание 1

Чем похожи слова:

-трава и лягушка (цвет-зелёный)

-лягушка и заяц (прыгают)

-перец и горчица (приправа горькая)

-пылесос и швабра (приборы для уборки помещения)

-кошка, книга, крыша (к, а, 5 букв)

      -Однажды мимо дерева, где жил наш Листик, прошёл один страшный зверь. Загадка:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь) Показ картинки

   -Листик так его испугался, что даже чуть не упал с дерева. Но мишка оказался добрый, что даже позволил нам его раскрасить.

Задание 2

Работа в альбомах. Обводят фломастером силуэт медведя, затем его штрихуют.

Пальчиковая гимнастика

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.Проделать то же самое левой руки).

    -А однажды Листик даже подслушал случайно один разговор!

Сценка «Лиса и ёж»

Лиса: Всем ты, ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

Ёж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Л: Да не то, чтобы некрасивый…

Ё: Может, я с колючками неуклюжий?

Л: Да не то, чтобы неуклюжий…

Ё: Так какой же я такой с колючками-то?
Л: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный…

    -Ребята, почему лисе не понравились колючки ежа? (Потому что она не может его съесть).

   -А вот Листику понравились колючки ежа, да и сам ёж. Они подружились и часто играли в игру.

Игра «Четвёртый лишний» (Выходят ребята второго ряда)

-Заяц, белка, зубная щётка, медведь.

-Яблоко, груша, огурец, лимон.

-Суп, кисель, стол, картошка.

-Берёза, осина, дерево, ель.

-Курица, петух, кукушка, утка.

-Дом, сарай, изба, здание.

-Платье, юбка, шляпа, сарафан.

Физкультминутка Что ты, Ёж, такой колючий?

                                  Это я на всякий случай.

                                   Знаешь кто мои соседи?

                                  Лисы, волки и медведи…

     - Ёж Листика научил рисовать. Попробуем и мы!

Задание 3

 Графический диктант в тетради.

1 клеточка вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-ввверх, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз. 1-вправо, 2-вниз, 8-влево.

    -Кого вам напоминает этот силуэт? (Ёжика)

  -Подрисуем ему глаз, можем и колючки.

   -А однажды к дереву припрыгала, а кто…Угадайте сами. Загадка

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка) Показ картинки.

   -Белки- добрые суетливые зверюшки. Питаются желудями, сосновыми шишками, орехами и семенами, а также грибами. Белочка попросила Листика сосчитать, сколько грибов, она запасла на зиму. Листик сосчитал, а вы сможете?

Задание 4

Счёт грибов. Показ цифры 8

 -Цифру 8, цифру 8 на носу всегда мы носим.

Цифра 8 плюс крючки получаются очки.

Физкультминутка

Гриша шёл, шёл, шёл,

Белый гриб нашёл.

«Ай да грибок!» - и положил в кузовок.

     -Часто белка нанизывает грибы на сучки деревьев. Поэтому. Если вы пойдёте в лес и увидите нанизанные на куст грибы, не трогайте их, иначе без запасов зимой белка может умереть. Листику понравилось, как вы считаете и он просит вас сосчитать жёлуди.

Задание 5

Подсчёт желудей с последующим их убиранием. Показ цифры 9.

   -Цифра 9 – акробатка, то шестёрка, то девятка.

  -Так весело, припеваючи и жил Листик. Ласковое солнышко его согревало и любило ему что-либо рассказывать.

Рассказ солнышка.

« Все слова можно разделить на части. Посмотри на мой рот и сосчитай, сколько раз я его открою: ве-тер. 2 раза, 2 части. Каждая часть- это слог, значит в этом слове 2 части. А бывают слова с одним слогом? Суп, стол, пол. Сколько раз, произнося слово, мы открываем рот, столько и слогов».

 -Свежий ветерок обдувал Листика в жаркие дни и играл с ним.

Задание 6

 Учитель произносит слова, а ребята считают, сколько в них слогов, и на каждый слог хлопают в ладоши (ма-ши-на, ва-за, конь, му-ка, по-ле…)

   -Тёплый дождик из тучки не давал умереть ему – поил его дерево и тоже играл с ним.

Игра «Кто внимательный»

1.     Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р)

2.     С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с)

3.     Хлопните в ладоши, если услышите Ю в словах: Яблоко, ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.  

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

 -Но вот и закончилось лето. Всё чаще стали лить дожди, стало холоднее. Лес преобразился. Наступила осень. (Прикрепляются на дерево жёлтые листочки. Демонстрация репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»

 -Какие краски использовал художник, работая над картиной?

 -Какое настроение у вас вызвала эта картина?

 -Любите ли вы это время года?

 -И вот Листику стало грустно! Его братья и сёстры стали умирать, опадая на землю. Листик ведь не знал, что следующей весной они снова оживут. А кто из вас знает, почему осенью опадают с деревьев листья? Расскажите Листику, чтоб он не грустил!

Приход Лесовичка и его рассказ.

   -Почему же осенью деревья сбрасывают листву? Во-1: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды. Во-2: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике. В-3: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут. Успокоил Лесовичок Листика своим рассказом. Листик обрадовался и теперь не будет грустить. Он прощается с вами до будущей весны и даёт вместе с Лесовичком наказ:

Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком

Так надоим и быть!

4 Работа в тетради на печатной основе

5 Итог

 -Кому понравилось наше занятие? Расскажите дома историю про Листика. (Вручаются маленькие призы).

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по морю глубокому, по океану широкому

Интегрированный урок математики и развития речи для будущих первоклассников...

Занятие для будущих первоклассников "Путешествие в страну Знаний"

Презентация к занятию для будущих первоклассников...

Заключительное занятие Школы будущего первоклассника "Веселое путешествие"

Занятие проводится в виде конкурса с игровыми заданиями....

презентация к занятию Школы будущего первоклассника по теме "Путешествие в страну Знаний"

В материале содержится все необходимое для проведения занятия ШБП по теме "Путешествие в страну Знаний"...

Обобщающее занятие для будущих первоклассников "Путешествие в страну знаний"

Открытое занятие.Обощение знаний, полученных на занятиях при подготовке к школе....

Подготовительные занятия с будущими первоклассниками "Путешествие на кораблике"

В нашем ОУ организованы мероприятия по подготовке будущих учеников к школе. Специалисты знакомятся с особенностями контингента, знакомят детей с правилами школы, режимом работы....