Занятие для будущих первоклассников «Путешествие по морю глубокому, по океану широкому»
план-конспект урока на тему
Занятие для будущих первоклассников
«Путешествие по морю глубокому, по океану широкому»
Интегрированный урок математики и развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_budushchih_pervoklassnikov.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для будущих первоклассников
«Путешествие по морю глубокому, по океану широкому»
Интегрированный урок математики и развития речи
Цели: 1.Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.
2.Учить ориентации на бумаге.
3. Воспитывать дружбу и товарищество.
Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, кораблик, 9 маленьких корабликов, игрушка дельфин; картинки рыб: камбалы, акулы, морского конька, электрического ската, осьминога, морской звезды; схемы предложения, мяч, рисунки рифов и чудо-юдо рыбы кит, водолаза, портрет А.С.Пушкина и его сказки, цифры 1,2,5,7.
Ход занятия
1. Вводная беседа
-«На свете нет ничего лучше путешествий»,- так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн. И я предлагаю вам сегодня совершить путешествие по морю глубокому, по океану широкому. А на чём мы туда поплывём, вам нужно догадаться.
(На партах у детей предметные картинки с изображением транспорта).
-Назовите все изображенные предметы. Как назвать одним словом?
( Транспорт).
- А какой транспорт вы знаете ещё?(Показ наземного, воздушного, водного и подземного транспорта).
-А на чём мы поплывём? (На кораблике).
Матросская шапка верёвка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня:«Прокати, капитан»!
-У меня в руке, ребята, тоже кораблик, но у него есть братья и сёстры. (Показ их на доске).
-Покажите среди них кораблики плывущие вправо (влево).
-Посчитайте, в какую сторону корабликов плывёт больше.
2. Правила посадки
- Но прежде чем отправиться в путешествие, вначале давайте вспомним правила посадки.
1.Ответить хочешь, не шуми…
2.Ты сиди за партой стройно…
3.Парта- это не кровать…
4.На уроках не болтай…
-А теперь проверим вся ли команда в сборе?
3. Знакомство. Игра «Как тебя зовут?»
( К доске выходят девочки. Первая, слева направо, называет своё имя, вторая- имя первой девочки и своё, третья- имена первой, второй и своё. И так до конца. Затем выходят мальчики).
-Какое морское животное самое умное? (дельфин)
Показ игрушки дельфина.
-Сейчас мы с вами сосчитаем, сколько же нас всего членов экипажа. Передавая этого дельфина друг другу, посчитайте по порядку.
-Сколько всего вас на корабле?
-А вместе со мной?
4. Основная часть
- Плывёт наш кораблик. Не товары он везёт в страны заморские. А на борту его находимся мы, будущие ученики. И корабль наш не простой, а научный. Хотим мы выпытать тайны у моря-океана. А поможет нам батискаф. А кто знает, что это такое?
( Глубоководный аппарат. У него винты, как у корабля, круглые глаза- окошки из толстого стекла, а руки- клешни стальные).
-А вот и первый морской житель-камбала. Что вы о ней знаете? Это морской обитатель, который интересуется, умеем ли мы думать, изменять слова?
Задание 1
1) Наташа пошла гулять после того, как сделала уроки. Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или сделала уроки?
Задание 2
2) Измените слова по образцу. Например: лев - львы.
Лещ, ухо, год, дверь, крыло, дерево, кукла, сестра…
-Молодцы, с заданием справились! Ребята, впереди опасность. Нас кто-то хочет съесть. Загадка.
Кто из хищников морских
Так опасен для других,
Когда в поисках обеда
Мчится быстро, как торпеда. (Акула).
-Кто же это?
-Она нас отпустит, если мы хорошо справимся с заданием
Задание3
(Работа в альбомах. Фломастерами разных цветов обводят силуэт корабля. Штриховка его волнами).
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).
-А вот и следующий обитатель морских глубин - морской конёк. Он как волшебник может менять окрас тела: сядет на зелёную водоросль - позеленеет, сядет на бурую - станет бурым. Он интересуется, а знаете ли вы, где живут слова? (В предложениях).
Знакомство с предложением
-Любое предложение состоит из слов. Например: Тишина. Или из нескольких слов: Как вы хорошо сегодня сидите!
(Показ схемы предложения).
-Что это?
(Это схема предложения. Каждое слово обозначается в схеме чёрточкой. Первое слово в предложении отмечается уголком. Почему? А после последнего слова не забываем поставить точку).
-Хочу добавить: бывают совсем короткие слова – и, а, из…Мы их тоже будем считать за отдельные слова. Приготовьте ладошки. Поиграем. Я вам буду придумывать смешные предложения, а вы будете хлопками показывать количество слов в предложении.
1. Заяц гнался за львом. (4)
2. Колобок съел лису. (3)
-А сейчас приготовьте цветные карандаши.
(Выкладывают слова из предложения цветными карандашами любого цвета).
1. Я увидела дятла. (3)
2. Лягушка квакает.(2)
Физкультминутка
-На палубе мы с вами поиграем.
(Дети встают в круг. Учитель в центре. Он кидает мяч детям и называет взрослое животное, дети, возвращая мяч- детёныша).
Лошадь-…(жеребёнок).
Овца-…(ягнёнок).
Курица-…(цыплёнок).
Волк-…
Корова-…
Медведь-…
Кит-…
Собака-…
Свинья-…
Олень-…
-Ребята, а кто это выплывает из морских вод?(Чудо–юдо рыба кит)
-Он спрашивает вас: а чем рыбы отличаются от других животных? (Чешуя, жабры, плавники).
Задание 4
Работа в тетради В тетради нарисован овал. Дорисовывают его до рыбки. Раскрашивание:
хвост – красным
плавники – оранжевым
голову – коричневым
туловища - жёлтым
- У нас получилась волшебная рыбка, которую не увидишь в море, но зато в морской глубине живёт много других интересных рыб. Например: электрический скат. В теле ската спрятано что-то вроде живых батареек. Их много. Своё электрическое оружие скат пускает в ход, если чувствует опасность или во время охоты. Удар получается такой силы, что мигом убивает рыбок, а человека может свалить с ног.
Задание 5. Графический диктант в тетради.
1 клетка вниз,1-влево,1-вниз, 1-влево, 3-вниз,2-вправо,4-вниз, 1-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 3-вверх, 1-влево, 1-вверх, 1-влево,1-вверх, 1-влево. (Получается рисунок ската).
-Дорисуем 2 глазика. Что напоминает? (Электрического ската)
Игра на внимание «Карлики – великаны»
Стихотворение «Кто живёт в глубинах вод» (с.98 «Окружающий мир»)
-Продолжаем наше путешествие! Впереди – рифы! Это подводные скалы, камни, опасные для кораблей. Чтобы наш кораблик не разбился, нам нужно решить задачу.
Задание 6
«Стоит в поле дуб, на дубе 4 ветки. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать»? (На дубе сливы не растут).
-Молодцы! Спасли кораблик. А что за странное существо нас встречает? (Осьминог).
- У осьминога ноги растут прямо из головы. 8 ног у осьминога, но по праву говоря, это не ноги вовсе, а скорее – руки - щупальцы с присосками, которыми удобно хватать добычу. В случае опасности он плывёт очень быстро. Сложит ноги вместе – и мчится.
Игра с мячом «Назовите одним словом»
Кот, корова, собака, лошадь… – домашние животные.
Заяц, лев, лиса…- дикие животные.
Кузнечик, бабочка, муравей…
Кукла, мяч, юла, погремушка…
Ромашка, колокольчик, одуванчик…
Кукушка, сова, дятел…
Дуб, берёза, ель…
Земляника, малина…
Груша, яблоко, слива…
Петя, Лена, Наташа…
Иванов, Петров, Кузнецов…
- У осьминога в щупальцах буквы какие-то. Какие? (Б, Ж).
Задание 7
-Какие буквы спрятались в этих буквах? (Г, К, Ь).
Задание 8. Работа в тетради.
-Несмотря на то, что вы не умеете многие писать, сейчас вы запишите несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков. Попробуем первое слово записать вместе: рак - о оо. (Он, дом, трава, зима)
-Один морской обитатель захотел с вами поиграть. Это морская звезда. Морские звёзды похожи на цветы, но они не цветы. Шевелят они своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдут раковину, обхватят её, приоткроют лучами створки и выедят всё внутри у молюска. А вот навстречу нам плывёт мудрая черепаха. Она хочет вам задать несколько вопросов.
Задание 9
1. Сколько солнышек на небе?
2. Сколько глаз у совы?
3. Сколько пальцев у перчатки?
4. Сколько цветов у радуги?
(Показывают картинки с цифрами 1, 2, 5, 7. Звучат шуточные стихотворения про эти цифры:
1) Вот один, иль единица.
Очень тонкая как спица!
2) Два похожа на гусёнка
С длинной шеей, шеей тонкой.
3) А потом пошла плясать по бумаге цифра 5
Руку в право протянула, ногу круто изогнула.
4) Семь точно острая коса
Коси коса пока остра
- Как много морских обитателей мы сегодня с вами повстречали! Возвращаемся домой, но что это? Нам дорогу преградил какой-то остров. Мы его сможем обогнуть, если внимательно прослушаем отрывок из одной сказки. (Чтение отрывка «У Лукоморья»).
-А кто из вас знает, из какой это сказки отрывок и кто его автор?
Показ портрета Пушкина А.С.
-Благополучно возвращаемся в класс. И у меня к вам вопрос: а людей какой профессии называют мастерами подводных дел? (Водолазов)
-Работа водолаза трудна и опасна. Это редкая профессия. И выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные смелые и находчивые. Они строят мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей, спасают людей и корабли…Может кто-то из вас, когда вырастет, станет водолазом, а может учёным, открывающим тайны подводного мира.
5 Работа в тетрадях на печатной основе
6 Итог
-Где мы сегодня с вами побывали?
-Кого встретили, с кем познакомились?
-Поднимите руку, кому сегодня было интересно?
Игра – занятие «История одного Листика»
Цель:
1. Развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти.
2. Выявление пространственных понятий.
3. Воспитание бережного отношения ко всему живому.
Оборудование: листок, картинка дерева, буквы: в, а, с, о, у, о, ы, э; картинки кабана, совы, медведя, белки, Лесовичка, солнышка, тучки, 8 грибов, 9 жёлудей, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», портрет А.С.Пушкина, 3 жёлтых листа, призы в виде листиков.
Ход занятия
1.Вводная беседа
-Прекрасная пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса!- так писал об одном времени года известный писатель А.С.Пушкин (показ портрета). А о каком времени года он так говорил? (Об осени)
-Услышав, что сегодня мы с вами будем говорить об осени, к нам в класс залетел кто-то… А кто, угадайте! Загадка:
Летом вырастают,
Осенью опадают.
Что это? (Листья)
- У меня в руке листочек! Он хочет вам рассказать одну историю и попросить у вас помощи.
2 Основная часть
Игра с листиком «Вспомнить имя помоги»!
(Учитель ходит по классу и задевает ребят листиком, при этом называет их имена, а если забывает или называет неправильно, ребята помогают).
-Родился этот Листик весной, на высоком дереве, вместе с братьями и сёстрами. Дни становились всё теплее и теплее. Пришло лето. Как он радовался теплу! За лето у него появилось много друзей. Часто к дереву, на котором он жил прилетала птица, которую называли все пернатой кошкой. А что это за птица? Из букв составьте слово – отгадку.
В С О А (сова)
Показ картинки.
-Она часто с ним играла.
Игра «Доскажи словечко»
1) Пчёлка, милая пчела ты бы мёду мне…(дала).
2) Лето, лето к нам пришло, стало сухо и …(тепло).
3) Мы вернулись из кино дома пусто и …(темно)
4) Но одной ноге постой-ка, будто ты солдатик…(стойкий).
5) По тропе, шагая бодро, сами воду тащат…(вёдра)
-А почему сову называют пернатой кошкой?
Дело в том, что сова способна видеть в темноте, огромные глаза, острый слух. Она приносит лесу огромную пользу, уничтожая мышей. Живут до 20 лет. Питаются крупными насекомыми, птицами, рыбами, мелкими зверями. Таким образом, она - хищник.
Физкультминутка
Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
-К его дереву наведывались кабаны. А кто это такие? (Показ кабана)
-Это лесные поросята. Кабан- зверь сильный, голова крупная, на конце морды пятачок. Крупных кабанов зовут секачами, т.к. они имеют острые изогнутые клыки. С такими клыкастыми даже волки предпочитают не связываться. И с кабанами подружился Листик, особенно с маленькими поросятами. Любил с ними играть.
(К доске выходят ребята первого ряда)
Задание 1
Чем похожи слова:
-трава и лягушка (цвет-зелёный)
-лягушка и заяц (прыгают)
-перец и горчица (приправа горькая)
-пылесос и швабра (приборы для уборки помещения)
-кошка, книга, крыша (к, а, 5 букв)
-Однажды мимо дерева, где жил наш Листик, прошёл один страшный зверь. Загадка:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь) Показ картинки
-Листик так его испугался, что даже чуть не упал с дерева. Но мишка оказался добрый, что даже позволил нам его раскрасить.
Задание 2
Работа в альбомах. Обводят фломастером силуэт медведя, затем его штрихуют.
Пальчиковая гимнастика
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.Проделать то же самое левой руки).
-А однажды Листик даже подслушал случайно один разговор!
Сценка «Лиса и ёж»
Лиса: Всем ты, ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
Ёж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Л: Да не то, чтобы некрасивый…
Ё: Может, я с колючками неуклюжий?
Л: Да не то, чтобы неуклюжий…
Ё: Так какой же я такой с колючками-то?
Л: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный…
-Ребята, почему лисе не понравились колючки ежа? (Потому что она не может его съесть).
-А вот Листику понравились колючки ежа, да и сам ёж. Они подружились и часто играли в игру.
Игра «Четвёртый лишний» (Выходят ребята второго ряда)
-Заяц, белка, зубная щётка, медведь.
-Яблоко, груша, огурец, лимон.
-Суп, кисель, стол, картошка.
-Берёза, осина, дерево, ель.
-Курица, петух, кукушка, утка.
-Дом, сарай, изба, здание.
-Платье, юбка, шляпа, сарафан.
Физкультминутка Что ты, Ёж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи…
- Ёж Листика научил рисовать. Попробуем и мы!
Задание 3
Графический диктант в тетради.
1 клеточка вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-ввверх, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз. 1-вправо, 2-вниз, 8-влево.
-Кого вам напоминает этот силуэт? (Ёжика)
-Подрисуем ему глаз, можем и колючки.
-А однажды к дереву припрыгала, а кто…Угадайте сами. Загадка
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка) Показ картинки.
-Белки- добрые суетливые зверюшки. Питаются желудями, сосновыми шишками, орехами и семенами, а также грибами. Белочка попросила Листика сосчитать, сколько грибов, она запасла на зиму. Листик сосчитал, а вы сможете?
Задание 4
Счёт грибов. Показ цифры 8
-Цифру 8, цифру 8 на носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки получаются очки.
Физкультминутка
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
«Ай да грибок!» - и положил в кузовок.
-Часто белка нанизывает грибы на сучки деревьев. Поэтому. Если вы пойдёте в лес и увидите нанизанные на куст грибы, не трогайте их, иначе без запасов зимой белка может умереть. Листику понравилось, как вы считаете и он просит вас сосчитать жёлуди.
Задание 5
Подсчёт желудей с последующим их убиранием. Показ цифры 9.
-Цифра 9 – акробатка, то шестёрка, то девятка.
-Так весело, припеваючи и жил Листик. Ласковое солнышко его согревало и любило ему что-либо рассказывать.
Рассказ солнышка.
« Все слова можно разделить на части. Посмотри на мой рот и сосчитай, сколько раз я его открою: ве-тер. 2 раза, 2 части. Каждая часть- это слог, значит в этом слове 2 части. А бывают слова с одним слогом? Суп, стол, пол. Сколько раз, произнося слово, мы открываем рот, столько и слогов».
-Свежий ветерок обдувал Листика в жаркие дни и играл с ним.
Задание 6
Учитель произносит слова, а ребята считают, сколько в них слогов, и на каждый слог хлопают в ладоши (ма-ши-на, ва-за, конь, му-ка, по-ле…)
-Тёплый дождик из тучки не давал умереть ему – поил его дерево и тоже играл с ним.
Игра «Кто внимательный»
1. Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р)
2. С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с)
3. Хлопните в ладоши, если услышите Ю в словах: Яблоко, ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
-Но вот и закончилось лето. Всё чаще стали лить дожди, стало холоднее. Лес преобразился. Наступила осень. (Прикрепляются на дерево жёлтые листочки. Демонстрация репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»
-Какие краски использовал художник, работая над картиной?
-Какое настроение у вас вызвала эта картина?
-Любите ли вы это время года?
-И вот Листику стало грустно! Его братья и сёстры стали умирать, опадая на землю. Листик ведь не знал, что следующей весной они снова оживут. А кто из вас знает, почему осенью опадают с деревьев листья? Расскажите Листику, чтоб он не грустил!
Приход Лесовичка и его рассказ.
-Почему же осенью деревья сбрасывают листву? Во-1: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды. Во-2: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике. В-3: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут. Успокоил Лесовичок Листика своим рассказом. Листик обрадовался и теперь не будет грустить. Он прощается с вами до будущей весны и даёт вместе с Лесовичком наказ:
Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надоим и быть!
4 Работа в тетради на печатной основе
5 Итог
-Кому понравилось наше занятие? Расскажите дома историю про Листика. (Вручаются маленькие призы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по морю глубокому, по океану широкому
Интегрированный урок математики и развития речи для будущих первоклассников...
Открытый урок для будущих первоклассников «Путешествие в сказку»
День открытых дверей...
Занятие для будущих первоклассников "Путешествие в страну Знаний"
Презентация к занятию для будущих первоклассников...
Заключительное занятие Школы будущего первоклассника "Веселое путешествие"
Занятие проводится в виде конкурса с игровыми заданиями....
презентация к занятию Школы будущего первоклассника по теме "Путешествие в страну Знаний"
В материале содержится все необходимое для проведения занятия ШБП по теме "Путешествие в страну Знаний"...
Обобщающее занятие для будущих первоклассников "Путешествие в страну знаний"
Открытое занятие.Обощение знаний, полученных на занятиях при подготовке к школе....
Подготовительные занятия с будущими первоклассниками "Путешествие на кораблике"
В нашем ОУ организованы мероприятия по подготовке будущих учеников к школе. Специалисты знакомятся с особенностями контингента, знакомят детей с правилами школы, режимом работы....