«Применение мультимедийной презентации на уроках математики в начальной школе.»
статья на тему

Реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат

 «Применение мультимедийной презентации на уроках математики в начальной школе.»

Выполнила:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ села Ташёлка

Дуняшина Татьяна Геннадьевна

2017 год

Содержание:

     1.Введение                                                                                                     3

2.Определение понятия

«информационно - коммуникационные технологии                                     4

3. Цели использования ИКТ на уроках математики

    в начальной школе                                                                                           5-6

     4.Заключение                                                                                                  7

     5.Список литературы                                                                                     8

«Детская природа ясно требует наглядности.

Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»

К.Д.Ушинский

1.Введение. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности  у учащихся познавательных интересов. Именно это и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и школьное образование. Это обращает нас к поиску путей формирования учебной деятельности в условиях компьютеризации образования.

Информатизация процесса образования предполагает компьютеризацию образования; внедрение информационных технологий в образовательный процесс; подготовку кадров в области информационных коммуникационных технологий (ИКТ); управление процессом, то есть создание корпоративной сети системы образования, классов открытого доступа к сети Интернет, автоматизацию управленческой деятельности.

Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий.

2. Определение понятия «информационно - коммуникационные технологии»

Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.

        Существует другой взгляд на информационные технологии. Алборова С.З. считает, что информационные технологии в обучении в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков».

        Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений. Ориентированный на усреднённого индивида подход сменяется индивидуальным психологическим подходом к обучаемому.

Словари коммуникацию определяют как процесс общения, линию связи, пути сообщения, следовательно, коммуникационные технологии – это технологии общения, связи, то есть совокупность методов, устройств и механизмов обработки информации, используемых обществом для обмена информацией.

Понятием обобщающим «информационные технологии» и «коммуникационные технологии» является термин «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ), который описывает различные устройства и механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. На сегодняшний день самым важным современным устройством ИКТ является компьютер, который снабжён необходимым программным обеспечением, а также средства коммуникаций вместе с размещённой на ней информацией.

        Современные исследователи, проанализировав учебную деятельность, обеспечивающую условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ и направленную на достижение образовательных целей, - это одно из её определений. Другое определение говорит о том,  что информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности – регистрацию, сбор, накопление, хранение.

3. Цели использования ИКТ на уроках математики в начальной школе

Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие. Практический опыт свидетельствует, что педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием возможностей мультимедиа на своих уроках.

Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями, однако не будем забывать о том, как живо реагируют ученики на всё новое. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками.

Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить и поддержать которую – одна из важнейших творческих задач учителя.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: форма, величина, число и многие другие. Здесь на помощь ученику и учителю может прийти мультимедиа со всеми возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают значительно более высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.

Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. Роль практической деятельности учащихся на этих уроках особенно высока.

Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них одного, но самого главного – движения. Анимированный дидактический материал «Задачи на движение» не только поможет детям понять разницу между движением с отставанием и движением вдогонку, но и даст возможность учителю использовать его как конструктор, так как на основе готовых слайдов можно создавать собственные варианты задач, заменяя лишь числовые данные.

Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий мышью, клавиатурой.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, которые он должен был бы выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.

Детям с особенностями в развитии компьютер может оказаться помощником: выполняя индивидуальное задание (возможно, с дополнительной наглядностью, со справочным материалом), ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует дальнейшим успехам. Отдельные модули-тренажёры могут быть использованы не только на уроке, например во время устного счёта, но и предложены отдельным учащимся на дополнительных занятиях или для работы дома, если они по тем или иным причинам не усвоили материал вовремя или нуждаются в дополнительных упражнениях. Подобные задания позволяют мотивировать ученика и собственно работой с компьютером, и разнообразными игровыми сюжетами, и возможностью получить «помощь», «подсказку» от компьютера и, что на мой взгляд самое важное, возможностью самостоятельно, в индивидуальном темпе, продвигаться в овладении математическими навыками.

Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких ребят к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью ИКТ.

Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счёт разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося. Обучение в игре – не об этом ли мечтают дети? Такая возможность есть. Разработанные дидактические игры («Поймай золотую рыбку», «Приключения Ушастика», «Футбол» и т.д.) полностью адаптированы к возможностям младшего школьника, не требуют помощи взрослых, непродолжительны по времени. Эти игры с равным успехом можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.

Особое внимание на уроке с применением ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение санитарно-гигиенических  требований к уроку. Проведение физминутки, зарядки для глаз на таких уроках желательны. Следует чередовать  формы деятельности обучающихся при работе  с ИКТ-средствами. Например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с ПК или интерактивной доской.

4.Заключение 

Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решаются не только задачи урока математики, но и общеучебная задача формирования ИКТ компетенций младшего школьника. При условии, что мультимедийные уроки проводятся в системе. И каждый ученик класса время от времени выполняет индивидуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций мышью в первом классе до создания буклетов и презентаций в четвёртом. Одновременно идёт формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать; развитие творческого мышления.

Список литературы:

1.Архипова О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 1-4 классы. – М.: Издательство «Глобус», 2010

        2. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и  «против». - М.: Аркти, 2006.

3. Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения. -Волгоград:Учитель,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"

Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...

Применение компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе.

Краткое описание распространенных форм применения компьютерных технологий на уроках математики....

Статья "Применение этнокультурологического компонента на уроках математики в начальной школе"

В статье рассматривается значение развития интереса к уроку математики, используя элементы занимательности, игровые формы на основе этнокультурологического и краеведческого материала. Связь математик...

Некоторые особенности применения развивающих игр на уроках математики в начальной школе

Пособие предназначено учителям начальной школы, родителям младших школьников и учащимсяначальной школы для самостоятельной подготовки....