Рекомендации дефектологу по работе с детьми, имеющими нарушения слуха и интеллекта.
методическая разработка по теме

Сапожникова Екатерина Владимировна

В данном материале изложены рекомендации учителю-дефектологу коррекционной школы, которые помогут ему взаимодейтсвовать с ребенком,имеющим нарушение слуха и интеллекта. Эти рекомендации помогут педагогу правильно строить образовательный процесс, а также лучше понять особенности ребенка со сложным дефектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_defektologu.docx13.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации дефектологу по работе с детьми, имеющими нарушения слуха и интеллекта.

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Такая категория детей имеет специфические отличия от нормально развивающихся школьников, поэтому при работе с детьми с нарушением слуха и интеллекта необходимо учитывать следующее:

1.Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.

2. Адекватно оценивайте возможности ребенка, не требуйте от него более того, что он может.

3. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка. (должны  учитываться психофизические, речевые особенности и возможности детей)

4.Если ребенок в процессе интеллектуальной деятельности проявляет двигательное беспокойство - это свидетельствует о наступлении утомления. Постарайтесь переключить его на другой вид деятельности (например, предложите поиграть в мяч или дайте другую возможность расслабиться.)

5.Соблюдайте чередование видов деятельности (смена ведущего анализатора:  остаточный слух, зрение)

6.Не давайте одновременно несколько поручений. Предлагайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. При этом обязателен контроль качества выполнения задания.

7.Старайтесь вырабатывать навык самоконтроля:

а) выполнять задания по подражанию,

б) выполнять задания по образцу,

в) самостоятельно.

8.  Особое внимание уделяйте развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием имеющегося дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

9.  Дефектолог должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

10.    Речь  дефектолога должна служить образцом для детей с нарушениями слуха и интеллекта: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи  дефектолога детьми.

11. При проведении любого вида занятий или игр дефектолог должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

12. В коррекционной работе с детьми с  нарушениями слуха и интеллекта дефектолог должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

13. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.

14. Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

15. Занятия с дефектологом  должны быть регулярными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи....

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более ре...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны, без закрепления изученного мат...

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющие нарушение слуха

Дидактическая система обучения глухих и слабослышащих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учеб...

Буклет по теме «Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющие нарушение слуха»

Дидактическая система обучения глухих и слабослышащих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учеб...