Конспект уроков по шахматам по темам "Слон", "Ладья"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Масич Наталия Петровна

Цели уроков:

Образовательная – знакомство шахматными фигурами – ладьей, слоном. 

Развивающая – развивать логику и мышление, память

Воспитательная – воспитывать интерес  к  игре в шахматы, волю  к победе в игре.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ladya.doc701.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_slon.doc2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по курсу  «Шахматы» 1 год обучения 2 класс 

Тема: «ЛАДЬЯ»

Составители:

                                                    Масич Н.П. учитель начальных классов  МКОУ «Средняя

                                                    общеобразовательная  школа № 4» г. Шадринск, первая категория

                                   Смирнова И.В. . учитель начальных классов МКОУ «Средняя

                                               общеобразовательная  школа № 4» г. Шадринск,первая категория

Курган, 2012

Тема урока: Ладья

Цели:

Образовательная – знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

Развивающая – развивать логику и мышление, память

Воспитательная – воспитывать интерес  к  игре в шахматы, волю  к победе в игре.

УУД

 Регулятивные - учиться высказывать свои предположения.

Познавательные - делать предварительный отбор  источников  информации,

                                  - ориентироваться в учебнике, добывать новые знания,

                                  - находить ответы на вопросы,  используя учебник,  свой

                                     жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке.

Предметные - знать названия шахматных фигур, ходы фигур, взятие фигур.

Коммуникативные -  оформлять свою мысль в устной и письменной речи,

                                      - поддерживать диалог, отстаивать свое мнение.

   Планируемые результаты:

Личностные - осознание себя жителем планеты Земля. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, раскрыть свои творческие способности. Развивать и совершенствовать в себе внимание, память, воображение, мышление, волевое управление поведением.

Метапредметные - моделирование ситуаций, при которых  необходимо действовать решительно и четко.  Анализировать ситуации, при которых нужно действовать  правильно и быстро. Использовать  знания  в различных жизненных ситуациях.

Предметные - освоить правила игры в шахматы.

Литература:

1. Примерная рабочая программа и планируемые результаты по предмету «Шахматы».

2. Учебник  «Шахматы» 1 класс, 1 часть. И.Г.Сухин. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.

3. Поурочные разработки по курсу «Шахматы  первый год или учусь и учу» пособие для учителя. Обнинск «Духовное возрождение 2011 г.

Оборудование:

1. Рабочая тетрадь «Шахматы» ч.1  1 класс. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.

2. Тетрадь для проверочных работ  1 класс. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г..

3. Раздаточные шахматные доски.

4. Магнитная шахматная доска.

План.   

1. Организационный момент.  - 2 мин.

2. Актуализация знаний. Сообщение  темы и цели урока.  7 мин.

3. Новый материал. - 5 мин.

4. Практическая работа .- 10 мин.

5. Закрепление   нового материала. - 8 мин.

а) По учебнику.

б) По тетради

6. Рефлексия.  – 7 мин.

7.Итог урока. - 1 мин.

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент.  

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые

Чудес и тайн полны

- О какой игре идёт речь?

- А для чего нам нужна эта игра?

-А на каких уроках шахматы помогут нам решать логические задачи? (учитель рекомендует книгу о шахматах.)

Шахматы - игры названье,

В шахматы мы держим путь!

Повторим всё что учили,

Поиграем, и конечно новое узнаем.

- Шахматы.

-Чтобы мы лучше думали на уроках, считали, решали  логические и математические задачи.

-Умники и умницы, Информатика

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

На доске поставлены все фигуры.

Задание 1. Игра «Волшебный мешочек»

-Я предлагаю  сыграть в «Волшебный мешочек».  А  знаете ли вы фигуры на ощупь. (В мешочке  лежат объёмные фигуры, отсутствует ЛАДЬЯ)

- А сколько всего пешек? Слонов? (перечисляются все фигуры)

-А какой фигуры не хватает на шахматной доске?

- Как вы думаете, почему её не было в мешочке?

 

- Кто назовет тему урока?

- На что она  похожа?

- А вот почему её назвали ладьёй, постарайтесь узнать из дополнительной литературы.

Дети на ощупь отгадывают  объёмные фигуры, и одновременно  плоские фигуры расставляют  на магнитную  шахматную  доску -Ладьи

- Потому что мы её будем изучать.

Ладья

На башню

3.Новый материал.

Показ на  доске

- Где занимает ладья свое место изначально?

-Покажите.

-Сколько ладьей на доске?

- Ладья передвигается с одного шахматного поля на другое только по  вертикали и по горизонтали. За  один ход ладья может переместиться на любое поле своей горизонтали или вертикали. Каждый раз ладья должна останавливаться только посредине  какого-либо шахматного поля. Она может сделать 7 ходов по вертикали и 7 ходов по горизонтали.

-Угловые поля шахматной доски.

Четыре.2 белые и 2 черные.

4. Практическая работа

-Уберите со своих досок все фигуры, кроме белой ладьи. Сделайте каждый по три хода белой ладьей.

-Кто покажет на шахматной доске?

- Следующее  задание: На одной линии белая и черная ладьи        объясняется  и показывается правила взятия.    Выигрывает тот, чья очередь хода. Если ход белых, то белая  ладья берет черную, встав на ее место. А если ход черных, то черная ладья берет белую ладью, встав на ее место.    

Вывод: - Как ходит ладья?

Как происходит взятие ладьи?

Физминутка:

Я солидная  Ладья

Я хожу, как попадья

Вперёд, назад, налево, вправо.

Прямолинейно, пусть, но здраво!

-Ученики выполняют задания по одному желающему у доски: Белая ладья на одном из угловых полей ходит  налево по горизонтали, вниз по вертикали.

Один ученик работает на шахматной доске у доски. Ладья делает три хода по  вертикали и по горизонтали. Рассматриваются все варианты.

Дети выполняют практическое задание по взятию  ладьи.

-По вертикали и по горизонтали.

-Тот, кто ходит первым берет и встает на место  взятой ладьи

Дети встают  с высоко поднятой головой

Выполняются шаги вперёд, назад, влево, вправо.

5. Закрепление   нового материала .

а) По учебнику.

б) по тетради

-Откройте учебник стр. 22.  Рассмотрите диаграммы, на которых изображены белая и черная ладьи (ход ладьи), ниже взятие ладьи.

-Выполним дидактические задания по учебнику стр. 23 «Один в поле воин»

 -Белая ладья должна побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре. Ходит только белая ладья, черные  фигуры как бы «заколдованы», они не могут ни ходить , ни бить.

   

 Аналогично рассматриваются и выполняются  дидактические задания    «Кратчайший путь»  «Лабиринт и «Перехитри часовых».

 

Откройте тетради на стр.14.Выполняем задания №1,2,3. Затем выполняются задания №3,4.

 

Дети работают по учебнику стр.23-26.

-Дети глазами  «следят» за ходом ладьи, один выполняет задание на доске.

Дети, кто выполнил задания первыми, отвечают у доски.

Взаимопроверка тетрадей и оценивание. (!- если нет ошибок, «+»- 1-2 ошибки, «-»   - если задание выполнено с ошибками- 3 и более)

6.Рефлексия

-Откройте тетрадь для  проверочных работ, работа   №3  ,стр7. Выполняем 1 и 2 задания.

Ответьте на вопросы:

1. Ходит ли ладья по белым и черным полям?

2. Может ли ладья пойти с белого поля на белое?

3. Может ли ладья прыгнуть чрез одно поле?

4. Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную?

5. Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

6. Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля?

7. Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья  из углового поля?

8. Сколько различных ходов может сделать ладья из углового поля?

9. На сколько сторон может пойти ладья из углового поля?

10. За сколько ходов ладья обежит вокруг шахматной доски?

11. Может ли ладья вычертить своим ходом на доске квадрат?

12. Может ли ладья своим ходом вычертить на доске треугольник?

13. Может ли в начальном положении  одна из ладей сделать ход?

14. Может ли ладья обойти всю доску, проходя над каждым полем только дин раз?

15. Расставь на шахматном поле 8 ладей так, чтобы ни одна из них не стояла на пути другой.

Дети сдают тетради после выполнения задания.

Да

Да

Да

Нет

Нет

7

Ни одного

14

На 2

За 4

Да

Нет

Нет

Да

Решений много.

7.Итог урока

-Что вам показалось интересным на уроке?

-В чем были затруднения?

Урок окончен спасибо.

Д\з №6,7  в рабочей тетради.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по шахматам "Ладья", 1 класс, с презентацией

Тема: Ладья, 1 класс.1.                Организационный моментСегодня мы будем изучить новую тему. Будем играть, решать шахмат...

Конспект урока по шахматам "Защита фигур и пешек от нападения"

В конспекте наглядно показано как защитить  фигуры от нападения....

конспект урока по шахматам на тему "Шах или не шах" (1 класс)

На уроке обучающиеся  в игровой форме повторяют названия фигур и их игровые возможности,  знакомятся с понятием "шах", узнают о способах защиты от шаха, работая в паре решают дидак...

Конспект урока по шахматам по теме "Ладья"

Тема урока: ЛадьяЦели:Образовательная – знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей.Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.Развивающая – развивать логику и мышление, ...

Конспект урока технологии. Тема: "Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Цели деятельности учителя: повторение знаний об оригами, ознакомление новому приему оригами, изготовление новой аппликации....