МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРАВОСЛАВНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья на тему

Светлана Михайловна Некрасова

Статья "Музыкально-ритмическое воспитание детей в образовательном православном учреждении"  актуальна для учителей, педагогов дополнительного образования и родителей учащихся, обучающихся ритмике в православном образовательном учреждении. О том, что у человека душа и тело составляют единое целое, взаимосвязаны и нуждаются в развитии, говорят святые отцы, подвижники православного благочестия.  Особенно важно заниматься детям игрой на  музыкальном инструменте, классическими  танцами, так как они требуют особого, серьезного труда и важны для развития всех психических процессов, становления духовно-эстетического сознания и развитии  .музыкально-творческих способностей детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРАВОСЛАВНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Некрасова С.М.,

 педагог дополнительного образования по ритмике.

    Музыкально-ритмическое воспитание в настоящее время становится все более актуальным в развитии детей. Это объясняется его важным значением в формировании как психических процессов ребенка, так и в становлении его духовно-эстетического сознания, развитии музыкально-творческих способностей.

      В христианской жизни музыка органично воздействует на умы и сердца людей.  Глубокое восприятие духовных песнопений и активное участие в богослужении требует от православного христианина развития музыкальных способностей. Кроме того, для формирования духовности и эстетического сознания личности необходимо знание культуры своего народа.

     В России первые школы были открыты с возникновением христианства и преследовали религиозно-нравственные цели. В программу церковных школ входили Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание, русские и церковные истории, иногда имели место иконопись, переписывание богослужебных книг, устраивались хоры, религиозно-нравственные чтения, открывались библиотеки.

     Одной из главных задач православного образования является достижение как духовного, так и эстетико-физического развития личности. Именно поэтому такая дисциплина, как ритмика нашла свое место в начальных классах НОЧУ СОШ «Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского в городе Москве.

     Младший школьный возраст особенный, поскольку в этот период  закладываются основы не только фундаментальных теоретических знаний, но и, что особенно важно, развиваются творческие способности учащихся. «Обучение... должно стать для ребенка благом, радостью, основной формой выражения детской жизни» (1). Этому условию отвечают дисциплины духовно-эстетического характера, включенные в  учебный процесс, в Православном Центре непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского: Основы духовной культуры, Музыка, Ритмика, Духовная музыка, Хор, Изобразительное искусство.

     Ритмика в образовательную программу включена в 2003 году. Это было обусловлено рядом причин. В последнее время у многих учащихся наблюдаются проблемы со здоровьем, недостаточная координация движений, слабое чувство ритма. Возникает сложность работы с хоровым ансамблем, так как часто у детей существует проблема чистоты интонации из-за отсутствия координации между слухом и голосом.

    Именно ритмика поможет ученикам:  в процессе занятий дети глубже понимают музыку, начинают чувствовать ритм, крепнут физически, учатся координировать движения, и, как следствие, гармонично развиваются. При создании программы занятий ритмикой педагоги опирались на знание психологии и физиологии детского организма. Гармоничное развитие всего организма поможет так же развитию певческого аппарата.

     Для православного христианина большая честь петь на клиросе, поэтому мы должны максимально активно приложить усилия, чтобы развить этот Божий дар – благозвучно петь в хоре.

     Рассмотрим связь ритма с психическими процессами организма человека, которые воздействуют на его умственную деятельность.

     Великий русский физиолог И.М.Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» (1866) подчеркивал, что слуховое восприятие, как  и мышечное, связано с временными ощущениями. А ученый невролог и психиатр В.М.Бехтерев, отмечая значение музыки в эстетическом восприятии ребенка, установил, что «вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр, поэтому музыкальное развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хороводах, плясках),  путем постепенного усложнения музыкального материала» (2).

     Известный психолог Б.М.Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» объясняет, что процесс восприятия музыки организмом человека непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, передающими временной ход музыкального движения. Поэтому психолог придает особенное значение развитию у детей музыкально-ритмического чувства. «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в движении» (2).

     В трудах святых отцов, подвижников благочестия мудро разъясняются христианам слова Священного Писания, где говорится: «прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» (1Кор. 6:20), а также прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость души и тела. Подвижник благочестия, религиозный мыслитель Н.Е.Пестов трактует эту мысль так: «Нам надо помнить всегда, что человек состоит из тела и души. Они тесно связаны между собою и взаимно влияют друг на друга. Но тело гораздо доступнее для нас в смысле воздействия на него. Душа таинственна и не поддается нашему воздействию, если только через благодать нам не дано подчинить ее Духу Святому Божию... Путь к душе идет через тело».(3)

     «В Библии так ясно показано, что тело – партнер на равных началах с духом. Мы привыкли прославлять Бога в наших телах, так же как в наших душах: Бог достигает нас через наши тела, и наши тела имеют равное значение с душами в деле спасения».(3)

     Преподобный Серафим Саровский обращал внимание на то, что «человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных – из деяния и умосозерцания... Всякому, желающему проходить жизнь духовную должно начинать от деятельной жизни, а потом уже приходить в умосозерцательную: ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно». (3)

     Глубокий психолог и знаток человеческой души о. Александр Ельчанинов отмечал: «Телесные и психические процессы тесно вязаны между собой и взаимно влияют друг на друга и ничего унижающего духовную жизнь нет в том, что не всякие, а святые и символические позы и жесты влияют на духовную жизнь, все наше тело в его формах и линиях не случайно – образ есмь неизреченные Твоея славы и священные, и символические  выражения и жесты влекут за собой духовно-высокие состояния в душе и духе». (3)

     Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Если бы наше тело  не было Богу дорого, также дорого и нежно любимо Им, как и вечная наша душа, Бог не стал бы исцелять тело или заботиться о его вечной жизни после воскресения мертвых... Разве мы не получаем все наши знания о Боге или о тварном мире через тело?

     С младенчества, с самого рождения нашего мы познаем нежность и любовь посредством нашего тела задолго до того, как можем постичь что-либо умом. А затем мы возрастаем в познании, мудрости, опытности, все, чем владеет наш ум, все, что делает наши сердца такими богатыми, достигает нас через наши чувства. Ап. Павел сказал: «вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим.10:17). Красоту человеческого лица и окружающего мира, все, что человек сумел создать прекрасного и значительного, мы воспринимаем через зрение. И можно перечислить и дальше все наши чувства, которые, как дверь, открываются к созерцанию красоты и смысла тварного мира, а через него – к созерцанию вечности: вечной красоты Божией, сияющей во всем Его творении.

     ...Первоначально тело свято: оно призвано к вечному общению с Богом, так же, как и душа. Оно любимо Богом. Не напрасно Павел говорит: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1Кор.6:20). Прославляйте: дайте Богу сиять через ваше тело, как Он может сиять через вашу душу; пусть тело ваше будет таким, что соприкосновение с ним было бы соприкосновением с Воплощением, с тайной Бога, ставшего Человеком. Задумаемся над этим, потому что часто – о как часто мы не отдаем себе отчета о вечной красоте и величии нашего тела!» (4)

     И еще слова Н.Е.Пестова: «С душой не может случиться ничего, в чем бы ни приняло участие тело. Восприятие этого мира – и не только его, но мира божественного, частично происходит через тело. Каждое таинство – дар Божий, сообщаемый душе посредством физических действий: крещальные воды, масло миропомазания, хлеб и вино причащения – все взято из материального мира. Мы не можем сделать ничего хорошего или дурного иначе, как в союзе с телом. Тело существует не только для того, чтобы душа родилась, созрела и затем ушла, покинув его, с первого дня и до последнего тело было соработником  души во всем и вместе с душой  составляет целостного человека. Оно навсегда остается как бы отмеченным печатью души и общей жизнью, которую они провели вместе... Как говорит Исаак Сирин, даже к вечному блаженству нельзя принудить человека без согласия тела». (3)

     О взаимозависимости тела и души с точки зрения развития психических процессов  пишет митрополит Антоний Сурожский следующее:

     «Параллельно с дисциплиной умственной мы должны научиться иметь мирное тело. На всякую нашу психическую деятельность созывается тело, и с  другой стороны, наше телесное состояние, в известной степени определяет тип и характер нашей психической деятельности. В своих советах желающим приступить к духовной жизни,  Феофан Затворник говорит, что «одно из непременных условий успеха – никогда не  допускать телесного размягчения, будьте как струна скрипки, настроенная на определенную ноту, без расслабления или перенапряжения, держите тело выпрямленным, плечи отведенными назад, посадка головы пусть будет свободной, все мышцы держите напряженными к сердцу».

     Многое написано и сказано о том, как можно пользоваться телом, чтобы развить способность к вниманию, но на общедоступном уровне совет Феофана представляется простым, точным и практическим. Надо научиться быть собранным без напряжения. Мы должны владеть своим телом так, чтобы оно не мешало нашей собранности, а способствовало ей».(5)

     Очень интересно высказывались святые отцы и подвижники благочестия и о важности здоровья физического и духовного.

     Н.Е.Пестов: «Тело – прежде всего друг, его надо ценить и о нем надо заботиться. От этого друга зависит способность к труду и, что очень важно, состояние тела для громадного большинства людей и сильной степени влияет на состояние души человека. Человек (неочищенный сердцем) может быть бодр и радостен лишь при здоровом теле. И наоборот, мы  обычно бываем печальны и унылы, когда тело болеет. Поэтому преподобный Серафим предупреждал: «Не должно предпринимать подвигов сверх меры, и стараться чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей... Надо духу давать духовное, а телу – телесное, потребное для поддержания временной жизни.

     Правда, Господь говорил: «дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41). Но такое противопоставление состояний духа и тела может быть только у святых: «Когда я немощен, тогда я силен», - говорил ап. Павел, но для среднего христианина, находящегося в  стадии борьбы за возрождение своей души, состояние плоти в сильной степени влияет на состояние духа».(3)

      Старцы пр. Варсонофий и Иоанн говорят: «Если мы заботимся о животных, которые служат нашим потребностям, тем более должны заботиться о теле, как орудии души. Когда орудие притупится, то это затрудняет скульптора, хотя он был и талантлив».(3)

     Священник Артемий Владимиров в книге «Учебник жизни» пишет: «Тело, как и душа, сотворено Богом, и служит инструментом, орудием, посредством которого разумная человеческая душа действует в этом мире. Искупительный подвиг Христа послужил освящению и тела, и души человеческой, соделав их храмом Духа Святого. Следовательно, мы должны проявлять разумную заботу о теле, которое святые отцы называют не врагом, а другом разумной души, и прежде всего это относится к данному Богом здоровью. Иногда приходится наблюдать у молодых христиан совершенно неразумное пренебрежение к этому дару Создателя. А ведь повредив телу собственным нерадением, запустив болезни, которые на начальной стадии могли бы быть уврачеваны или вовсе предотвращены, мы совершаем грех, за который Господь может взыскать с неразумных и нерассудительных своих учеников. Никто не вправе своевольно сокращать Богом данную ему земную жизнь.

     Между прочим, святитель Феофан Затворник рекомендует по утрам заниматься гимнастикой, конечно, не в ущерб утреннему молитвенному правилу. И тот, кто полюбил с юности туристические походы или совершал регулярно утренние пробежки, занимался ради укрепления легкой атлетикой, греблей, плаванием, ничуть не погрешит против благочестия. Только все хорошо в меру. «Что не в меру, то от лукавого» - говаривали подвижники благочестия».(6)

     «Здоровье – дар Божий, его беречь надо», говорил Преподобный Серафим Саровский.(7)

     Итак, о взаимосвязи души и тела, о физических и духовных ценностях человеческого естества мы узнали из богословских трудов, а что касается пользы движений под музыку, о танцах, мы находим у священника Артемия Владимирова следующие наставления: «...А позволительно ли искать досуга в танцах? Танцы танцам рознь. И каждое занятие приличествует своему возрасту... Так называемые классические танцы, доставшиеся нам в наследство от ушедшей эпохи 19 века, требовали определенного умения, искусства вальсирования, грации, а значит, и подготовки, осознанного труда. Такие пластические занятия весьма полезны в детском, и отчасти, в подростковом возрасте, когда формируется осанка и многие дети страдают неуклюжестью движений, угловатостью, косолапостью и прочими недостатками...».(6).

     «Что касается музыки, то великие по мудрости наставники духовной жизни, Оптинские старцы благословляли занятия классической музыкой. Овладевание музыкальной гармонией располагает душу к духовным ощущениям. Юноша, научившийся ценить прекрасную музыку, а тем паче овладевший игрой на рояле, скрипке или виолончели вряд ли сможет увлечься разрушительными ритмами тяжелого рока, убивающего в человеке все человеческое... Игра на струнном инструменте десятиструнной Псалтири помогала пророку Давиду отгонять демона уныния и печали от несчастного царя Саула».(6).

     В основе планирования программы по ритмике в НОЧУ СОШ «Православном Центре непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского» используется программа Т.Ф.Кореневой «В мире музыкальной драматургии», которая органично сочетается с основной общеобразовательной программой и внеклассной работой православной школы, и дает положительный результат в работе с детьми.(8)

     Часто подходят родители учащихся детей и говорят о том, что детям нравится та или иная музыка, они чувствуют себя увереннее: распрямляются плечи, устраняются дефекты стопы и позвоночника. Учителя отмечают улучшения в развитии у детей психических процессов, так как это отражается в усвоении материала других предметов: дети быстрее схватывают информацию, удерживают ее в памяти, и творчески проявляют себя в других дисциплинах.

     На уроках ритмики дети с радостью переживают музыку в движении, приобщаются к лучшим образцам мировой и русской музыкальной культуры. Все большая часть детей поступает в музыкальную школу. Преподаватели хоровых дисциплин отмечают у детей благозвучность интонации и уменьшение ритмических проблем в пении: «Музыка начинает звучать не только в движениях, но и в речевых интонациях» (8)

     Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки на детей! Радость от общения с прекрасным: с музыкой, танцем, - остается в памяти на всю жизнь. Формирование культуры тела, красивой осанки, свободы, пластики движений окажут неоценимую услугу для здоровья растущего детского организма. Таким образом, музыкально-ритмическое  воспитание  детей способствует гармоничному физическому и духовному развитию учащихся и помогает заложить и укрепить  в них нравственные основы жизни.

     Список использованной литературы:

  1. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. Москва: «Научное издательство БРЭ», 1993 г., Том 2, стр. 34.
  2. Г.Франио, И.Лифиц. Методическое пособие по ритмике для 1-го класса музыкальной школы. Москва: «Музыка», 1995 г.
  3. Н.Е.Пестов. Современная практика православного благочестия в 2-х томах. Санкт-Петербург: «Сатисъ Держава», 2005 г.
  4. Митрополит Антоний Сурожский. Труды. Москва: Издательский дом «Практика», 2002 г.
  5. Митрополит Антоний Сурожский. Школа молитвы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000 г.
  6. Артемий Владимиров. «Учебник жизни», Москва: «Дрофа», 2001 г.
  7. Угодник Божий Серафим. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1992 г.
  8. Фольклор – музыка – театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. Под редакцией С.И. Мерзляковой. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах

Календарно-тематический план  работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в  соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...

Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

Проблема гендерного воспитания и обучения детей в условиях дошкольного учреждения...

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Статья "Из истории музыкально-ритмического воспитания и его значение в развитии ребенка"  освещает историю предмета ритмики и особенности развития ребенка посредством ритмики. Ритмика - достаточн...

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Статья посвящена вопросам профилактики, лечении и коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии. Особое внимание обращается на особенности музыкально - ритмических занятий, которые помогают вовлек...

Музыкально-ритмическое занятие "Знакомство с музыкальными инструментами "Весёлый бубен".

Достаточно внимания уделено формированию умения слушать музыку, определять средства музыкальной выразительности музыки (характер, динамику, темп). Методы и приемы работы были направлены на развитие мы...

Доклад на тему: «Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по коррекционной ритмике»

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ОВЗ.Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизировать мышле...

Методическая разработка музыкально-ритмического занятия для слабослышащих обучающихся 4 класса 2 отделения по теме: "Музыкальные распевки".

Конспект фронтального музыкально-ритмического занятия для слабослышащих обучающихся 4 класса 2 отделения по теме: "Музыкальные распевки"....