проект «Пластиковая бутылка: как вред обратить в пользу»
проект (3 класс) по теме
В работе рассматривается одна из современных экологических проблем – загрязнение окружающей среды пластиковым мусором. Мы выяснили историю происхождения и применения пластиковых бутылок, провели опыты по утилизации этого мусора и выяснили, что ни сжигать, ни выбрасывать эти изделия не рекомендуется, потому, что они загрязняют атмосферу и почву. Так как на территории нашего города нет заводов по переработке пластикового мусора, мы нашли своё применение пластиковым бутылкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_plastikovaya_butylka_-_vred_ili_polza.docx | 580.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
«Пластиковая бутылка: как вред обратить в пользу»
Авторы: учащиеся 3 «Б» класса,
МОУ « СОШ № 12
ЗАТО Шиханы Саратовской области»
Руководитель:
Щербакова Ирина Ильинична,
учитель начальных классов
Оглавление:
Введение ………………………………………………… … с. 5
Глава 1. Пластиковая бутылка. Общие сведения.
1.1 История создания бутылки ……………………… . … ….. с.6
1.2 История появления пластиковой бутылки ……………… с.6
1.3 Экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками….с.7
1.4 Вторая жизнь пластиковой бутылки …………………… .с. 7-8
Глава 2. Анализ социологического опроса …………………… с. 8
Глава 3 Практическая часть
3.1. Результаты наблюдений «Количество бутылок на улицах станицы» с. 8
3.2. Результаты экспериментальной работы ………………… …. с. 8-9
3.3.Практическое применение использованных бутылок. …… …с.9-11
Заключение ………………………………………… ……… … с. 12
Список литературы ….…… ……………… с. 13
Приложение …………………………………………………………… с. 14
Приложение I с.14
Приложение II с.15
Приложение III с.16
Приложение IV с.17
Приложение V с.18
Приложение VI с.19
Приложение VII с.20
Приложение VIII с.21
Приложение IX с.22
Приложение X с.23
Приложение XI с.24
Приложение XII с.25
Приложение XIII с.26
Приложение XIV с.27
Приложение XV с.28
Краткая аннотация.
В работе рассматривается одна из современных экологических проблем – загрязнение окружающей среды пластиковым мусором. Мы выяснили историю происхождения и применения пластиковых бутылок, провели опыты по утилизации этого мусора и выяснили, что ни сжигать, ни выбрасывать эти изделия не рекомендуется, потому, что они загрязняют атмосферу и почву. Так как на территории нашего города нет заводов по переработке пластикового мусора, мы нашли своё применение пластиковым бутылкам.
Аннотация.
В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут на 20%. Огромное количество мусора на улицах города заставило нас задуматься над вопросом: что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред?
Проблема: все улицы города, все дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки. Цель исследования: выявить условия и способы вторичного использования пластиковых бутылок. Задачи: выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок; изучить химические свойства пластиковых бутылок;
разработать рекомендации по вторичному применению пластиковых бутылок. Методы исследования: изучение литературных источников; эксперимент; социологический опрос; наблюдение.
В результате проделанной работы мы выяснили историю возникновения бутылок: от первых стеклянных до современных пластиковых. Она удобна в применении, благодаря таким свойствам как лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимает всё большее место в жизни человека, но её невозможно уничтожить после использования. На уроке технологии, мы узнали, что пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу: пластиковая упаковка действительно засоряет землю и наносит вред природе. Результат эксперимента подтвердил, что ни пластик, ни полиэтилен в почве не разлагаются, а лишь захламляют её. Экскурсия по городу и организованный нами конкурс «Её Величество – Пластиковая бутылка» показали, что если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке.
Введение.
Актуальность темы.
41 год назад человечество изобрело пластиковую бутылку. Первые образцы весили 135 г (на 96% больше, чем сейчас). Сейчас она весит 69 граммов. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок. И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут на 20% [5]. Огромное количество мусора на улицах города заставило нас задуматься над вопросом: что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред? Проблема: все улицы станицы, все дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки.
Цель нашего исследования: выявить условия и способы вторичного использования пластиковых бутылок.
Задачи:
- выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок;
- изучить химические свойства пластиковых бутылок;
- разработать рекомендации по вторичному применению пластиковых бутылок.
Объект исследования: ненужные пластиковые бутылки. Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок. Гипотеза: предположим, что пластиковая упаковка засоряет землю и наносит вред природе. Методы исследования: изучение литературных источников; эксперимент; социологический опрос; наблюдение. Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей.
Ожидаемый результат:
- узнаем, кто и когда придумал пластиковые бутылки;
- выясним, пользу или вред они приносят;
- найдём способы вторичного применения пластиковых бутылок
1.Пластиковая бутылка. Общие сведения.
1.1. История создания бутылки
Бутылка — ёмкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Большие бутылки иногда именуются бутылями. Изготавливается преимущественно из стекла, часто тёмного, в последнее время распространены бутылки из полимерных материалов. Реже встречаются бутылки из керамики, металла и других материалов. Известны также натуральные «тыквенные бутылки»— калебасы. Изучив разные источники, мы выяснили, что история происхождения бутылки уходит в далекое прошлое. Первая стекольная мастерская была найдена археологами в Тель-эль-Амарне (Египет), и датирована 1370 г. до нашей эры. Древние египтяне придавали большое значение форме бутылок, делали фигуры человека или какого-либо овоща. Постепенно благодаря техническому прогрессу бутылка превратилась из предмета роскоши в удобный сосуд, пригодный для торговли разными продуктами.
1.2. История появления пластиковой бутылки
В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой бутылки. Такие бутылки, как правило, имеют больший объём по сравнению со стеклянными, и более безопасны за счёт упругости. Впервые пластиковая бутылка Pepsi появилась на рынке США в 1970 году. На территории России пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок безалкогольных напитков западных корпораций «Кока-Кола» и ПепсиКо. Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в СССР открыла компания «ПепсиКо» в 1974 году в Новороссийске. В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков и пива, но и косметические и парфюмерные фабрики [4].
1.3. Экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками.
Наши бабушки и дедушки помнят то время, когда даже в нашем городе стеклянные бутылки собирали и сдавали в магазины в обмен на деньги, и эти бутылки увозили на переработку и изготовление новых бутылок. А теперь? Теперь и стеклянные и пластиковые бутылки засоряют наши улицы! И не только! Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. Ученые бьют тревогу: в Тихом океане скопились гигантские залежи мусора. (Приложение I ). Это в основном пластик и нефтепродукты. В начале августа из Сан-Франциско к месту так называемой воронки отправились 2 корабля с учеными. Они намереваются изучить масштабы загрязнения и попытаются найти способы его удаления. На производство пластиковых бутылок в одних только США уходит около 18 миллионов баррелей нефти в год [6]. Заглянув в интернет, мы обнаружили, что: бумага разлагается в земле в течение 1 месяца, банановая кожура – 6 месяцев, шерсть – 1 год, деревянные столбы – 4 года, бумажные чашки – 5 лет, крашеное дерево – 13 лет, консервная банка – 100 лет, а пластиковая бутылка – от 500 лет до 1000 лет, а время распада стеклянной бутылки занимает 1 миллион лет [7]. Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши отцы, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные».
1.4. Вторая жизнь пластиковой бутылки.
Многим людям эти факты не дают спокойно спать, и они придумывают весьма оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады. Вешают на забор в качестве пугала от ворон, а также используют в качестве водонепроницаемых колпаков на верхушках столбов. В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники, а в Индонезии — стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам. В Монголии их сжигают в качестве жертвоприношения духам. В Эфиопии использованные бутылки продаются прямо на рынках. В странах Африки из сплющенных полуторалитровых бутылок делают сандалии. Бутылки с записками внутри использовались спасшимися мореплавателями для посылки сообщений о кораблекрушениях, в настоящее время такие бутылки используют учёные для исследования морских течений. Собирание коллекций бутылок является одним из видов коллекционирования упаковки. Мы обнаружили много сайтов, на которых люди делятся своими изобретениями и поделками из бутылок. (ПРИЛОЖЕНИЕ I, II, III, IV)
2. Анализ социологического опроса
Мы решили провести опрос учащихся нашей школы.
Цель: выяснить, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.
В анкетировании приняли участие 48 семей учащихся младших классов нашей школы. Участникам анкетирования были заданы вопросы. (Приложение V). Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают или сжигают, а также используют в домашнем хозяйстве.
3.Практическая часть
3.1. Результаты наблюдений «Количество бутылок на улицах города»
Изучив полученные данные, мы решили выяснить, кто виноват в том, что на наших улицах валяется так много пластикового мусора. Для начала мы отправилась в магазин для того, чтобы изучить количество товаров, выпускаемых в пластиковой упаковке. Мы зашли в магазин «Магнит». Этот магазин был выбран потому, что в нем представлен самый большой выбор товаров в нашем городе. Результаты впечатлили. В магазине в пластиковой упаковке имеются более 20 видов шампуней разных производителей, жидкое мыло и дезодоранты, обнаружили 7 сортов растительного масла, несколько видов майонеза, питьевых йогуртов и огромный выбор минеральной, сладкой газированной воды и пива. Это ещё раз подтверждает информацию о том. Что пластиковая упаковка очень удобна в использовании. (Приложение VI)
Мы подсчитали количество брошенных бутылок на тех улицах, где мы часто ходим. Получили следующий результат: ул. Молодежная - 11 бутылок; ул. Ленина – 13 бутылок. В основном брошенные бутылки были от минеральной или газированной воды, от пива, редко из-под растительного масла. Вывод: жители нашего города, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают за территорию своей улицы, не беспокоясь о их чистоте. (Приложение VII)
3.2. Результаты экспериментальной работы
Далее мы решили проверить, действительно ли пластиковая бутылка имеет такой длительный период разложения. Конечно, мы не можем ждать 500 лет, но проверить сведения мы можем с помощью такой науки, как химия. За помощью мы отправились к учителю химии Пилясову Андрею Николаевичу. Вместе с ним, после повторения правил работы в кабинете химии, мы провели следующие опыты. (Приложение VIII , Приложение IХ)
Опыт 1 Разложение веществ под действием химических реактивов.
Фрагменты пластиковой бутылки, капроновой и атласной ленты, воздушного шарика и бумаги мы поместили в раствор серной кислоты и в гидроксид натрия (щёлочь) и наблюдали результат в течение недели. Через пять минут после начала опыта начался процесс разложения капроновой ленты в растворе серной кислоты. Через неделю мы увидели, что в растворе серной кислоты от капрона остались мелкие крупинки, бумага при помешивании рассыпалась на мелкие части. В щёлочи данные фрагменты изменились слабо. Зато ни пластик, ни резина не изменились, ни в растворе серной кислоты, ни в щелочи. Вывод. Проведённый эксперимент доказывает, что пластиковая бутылка, резина не разрушаются под воздействием даже химических реактивов. Следовательно, при попадании в землю они не будут разлагаться, и перегнивать, а будут лишь захламлять почву.Если пластик в земле не разлагается, то, может быть, пластиковые бутылки безопаснее сжигать? Проверим это на опыте.
Опыт 2. Горение.
Мы взяли фрагменты тех же предметов, по очереди сжигали их и наблюдали за результатом. Работа проводилась в вытяжном шкафу при искусственной тяге. При сжигании фрагментов мы почувствовали приятный запах жжёных перьев при горении бумаги, но резкий неприятный запах и чёрный дым при горении пластика и резины. Вывод: при сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека. Мы убедилась, что ни сжигать, ни выбрасывать пластиковые бутылки нельзя. (Приложение Х)
Мы решили провести такой опыт. В своём дворе 1 октября 2016 г. мы закопали в землю пластиковую бутылку, полиэтиленовый пакет и лист бумаги (газету). (Приложение ХI ). А через пол года – 1 апреля 2017 г мы перекопали клумбу и обнаружили, что ни бутылка, ни полиэтиленовый пакет не пострадали за это время. А вот остатков газеты мы так и не обнаружили (Приложение ХII ). С результатами своего исследования мы выступили на классных часах перед учащимися 3классов. Наше выступление как раз совпало с проведением в школе Экологической недели. (Приложение ХIII ).
3.3.Практическое применение использованных бутылок
Результат нашего исследования удручающий. Тогда мы прошли по городу в надежде найти не только мусор, но и примеры применения пластиковых бутылок. И мы нашли! В детском саду на участках, где играют дети, много приспособлений и украшений из пластиковых бутылок, выполненных руками воспитателей и родителей. (Приложение ХIV ). Также, И красиво. И полезно! Но это, к сожалению, лишь единичные случаи применения использованных бутылок в нашем городе! В связи с тем, что в школе проходит экологическая неделя, я предложила своим одноклассникам проявить выдумку и фантазию, и стать участниками конкурса поделок «Её Величество – Пластиковая бутылка!». Каких только поделок не сотворили ребята! (Приложение ХV ).
Выводы:
В результате проделанной работы мы выяснили историю возникновения бутылок: от первых стеклянных до современных пластиковых. Она удобна в применении, благодаря таким свойствам как лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимает всё большее место в жизни человека, но её невозможно уничтожить после использования.
Результат эксперимента по закапыванию пластиковой бутылки, полиэтиленового пакета и бумаги подтвердил, что ни пластик, ни полиэтилен в почве не разлагаются, а лишь захламляют её.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: пластиковая упаковка действительно засоряет землю и наносит вред природе.
Экскурсия по нашему городу и конкурс «Её Величество – Пластиковая бутылка» показали, что если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке.
По результатам нашего исследования мы наметили следующие шаги:
1. Выступить с результатами нашего исследования перед учащимися 1-2 классов.
2. Написать статью-листовку и расклеить в общественных местах, чтобы ещё раз обратить внимание жителей на проблему загрязнения окружающей среды в нашем посёлке и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту и красоту нашего села.
Список литературы:
1. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс] Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%B8
2. Детский портал bebi.lv [электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.bebi.lv/otdih-i- dosug-s-detjmi/podelki-iz-plastikovih-butilok.html
3. Наука, известия. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inauka.ru/technology/article40009
4. Ответы mail.ru [электронный ресурс] Режим доступа: http://otvet.mail.ru/question/26708805/
5. Сайт «Экология» [электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.ecology.md/section.php?section=tech&id=2220
6. EcoVoise [электронный ресурс] Режим доступа: http://ecovoice.ru/blog/eco/37.html
7. «Нappy English», «Счастливый английский», для 7-9 классов общеобразовательной школы, издательство «Титул», г. Обнинск, 1995
8. LiveInternet [электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.liveinternet.ru/users/enigmatica/rubric/1469026/
Приложения I
Гигантские залежи мусора скопились в Тихом океане.
Бутылки – это экологичный солнечный нагреватель воды
Приложения II
Фантастическое пластиковое судно
Миллион бутылок на постройку храма
Приложения III
Новый уникальный и экономичный способ застеклить теплицу.
Земной шар из пластиковой бутылки.
Приложения IV
Слон из пластиковой бутылки.
Различные поделки для украшения интерьера, и даже кровати и диваны для дачи.
Приложения V
Вопросы для анкетирования.
1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Итоги анкетирования:
Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
Да – 38 человек Нет – 10 человек.
Минеральная вода – 22 человека Газированная вода, соки, напитки – 20 человек
Подсолнечное масло – 20 человек Майонез – 7 человек
Кетчуп – 4 человека Питьевой йогурт – 5 человек
Творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва – по 1 человеку.
Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
Выбрасываем -22 человека Сжигаем в печке – 10 человек
Используем в хозяйстве – 14 человек Закапываем – 2 человека
Вопрос 3.. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Для посадки рассады – 14 Для хозяйства – 6 человек
Используем под молоко, квас, варенье – 5 человек
Делаем сток для воды, используем для полива овощей – 4
Делаем поделки – 3 человека
Приложение VI
Результаты наблюдений «Количество пластиковых бутылок на прилавках магазинов»
Приложение VII
Результаты наблюдений «Количество пластиковых бутылок на улицах города»
Приложение VIII
Опыт 1 Разложение веществ под действием химических реактивов.
Приложение IХ
Опыт 1 Разложение веществ под действием химических реактивов.
предмет | Раствор серной кислоты | Гидроксид натрия (щёлочь) | ||
18 февраля | 25 февраля | 18 февраля | 25 февраля | |
Пластиковая бутылка | - | - | - | - |
Капрон (лента) | через 5 минут начался процесс разложения | Остались мелкие, почти не заметные крупинки | - | изменился, но не сильно |
Атлас (лента) | - | незначительные изменения | - | незначительные изменения |
Резина (шарик воздушный) | - | - | - | - |
бумага | - | при помешивании рвётся на части, стала похожа на кусочки ткани | - | слабо разрушается |
Приложение Х
Опыт 2. Горение.
Предмет | Запах при сгорании | Цвет дыма | Скорость горения |
Пластиковая бутылка | резкий неприятный запах | чёрный | долго плавится, прежде чем загорится |
Капрон (лента) | приятный сладковатый запах | серый, слегка темноватый | быстро плавится |
Атлас (лента) | неприятный | чёрный | загорается быстро |
Резина (шарик воздушный) | неприятный, как у бутылки | чёрный | плавится и загорается |
бумага | приятный запах (запах жжёных перьев) | сероватый | вспыхивает |
Приложение ХI
Проведение опыта в своем дворе ( 1 марта 2012 года)
Приложение ХII
Проведение опыта в своем дворе ( 1 марта 2013 года)
Приложение ХIII
Выступление на неделе Экологии.
Приложение ХIV
Практическое применение использованных бутылок.
Приложение ХV
Конкурс поделок «Её Величество – Пластиковая бутылка!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Пластиковая бутылка - вред или польза"
В работе исследуется история создания пластиковой бутылки, её роль в жизни современного общества. Мы выяснили, где и когда появились такие бутылки, как они попали на рынок в России, какие предпр...
Презентация к исследовательской работе "Пластиковая бутылка:вред или польза"
Презентация составлена из слайдов-опытов, проведенных учащейся...
Презентация"Польза и вред пластиковой бутылки"
Данную презентацию использовали при защите проекта на областном конкурсе. Заняли 3 место...
Сочиально - значимый проект по теме: "Охота за пластиковой бутылкой"
Цель проекта:Сформировать сознательное отношение детей к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении. Задачи проекта:v Научить детей использовать твердые бытовые отх...
Экологический проект "Вторая жизнь пластиковой бутылки"
Экологический проект "Вторая жизнь пластиковой бутылки" раскрывает проблемы экологии. Ученица поднимает вопрос о переработке мусора и вторичном использовании пластиковой тары....
Творческий проект "Вторая жизнь пластиковой бутылки"
Этот групповой проект на тему "Вторая жизнь пластика".В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Огромное количество мусора на улицах посёлка заставило нас ...
Использование проектной технологии на занятиях в группе продлённого дня. Методическая разработка проекта «Вторая жизнь пластиковой бутылки»
Проектная деятельность – это современная образовательная личностно – ориентированная технология, способствующая развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленн...