рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл
рабочая программа (4 класс) на тему
рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской
Рамонского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО Руководитель Приказ № _____от
Протокол №___ от методического совета «___»________2016 г «__»_________2016г «___»____________2016г
Руководитель _________И.В. Кувшинкина
________И.А. Радченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«МИР ПРОФЕССИЙ»
4 б класс, возраст обучающихся 10 лет
2016-2017 учебный год
Разработчик программы:
Тарарыкова Татьяна Вячеславовна
учитель начальных классов, первая квалификационная категория
р.п. Рамонь
2016 г
1 . Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 4 класса
Количество недельных часов -2.
Количество часов в год-68.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир профессий» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Журкова, А.Я. ,Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - М,: ВАКО, 2015
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
-от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);
- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:
- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13
«О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от
25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
- Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего
образования, программы отдельных учебных предметов;
- Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.
Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.
Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
-формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;
-обогащение представлений о различных сторонах профессий;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Срок реализации: один год.
Режим занятий: два раза в неделю по 40 минут.
Ведущими формами организации занятий является групповая, практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, экскурсии, презентации, занимательные беседы, творческие встречи.
Занятия состоят из теоретической и практической части. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека (рисуночные методики), выполняющего эту работу. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.
Игры, связанные с профессией. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.
Итак, рассмотрены основы проектирования профориентационного занятия для начальных классов. Но дополнительными структурными элементами могут быть:
Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.
Оформление уголка профессий. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсий на предприятия и в учебные заведения города или области. Причем речь не идет только о больших заводах. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.
Ведение в личное портфолио учащегося раздела «Мир профессий», в который они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио мы время от времени возвращаемся – детям нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Метапредметные УУД
Предполагаемый результат
Учащиеся должны:
-владеть информацией о разнообразии мира профессий в сфере «Человек- природа», «Человек- человек», «Человек- техника»;
-владеть специальной терминологией;
-понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;
-выделять иерархиюпонятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связимежду родовыми и видовыми понятиями;
-объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;
-устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;
-самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;
-устанавливать отношения в трудовых группах;
-организовывать свою работу и работу товарищей;
-самостоятельно подготовить развёрнутое описание профессии, определить способности, которые необходимы людям данной профессии.
Реализация: блиц-опрос, выставки, презентации, защита мини-проекты, коллективный практикум, публичные выступления. Участие в олимпиадах, творческих конкурсах, предметных неделях.
2. Содержание учебного курса
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Введение в мир профессий | 10 | Понятия: труд, профессия, ремесла, плотник, столяр, профессия - работа. Какие профессии ты знаешь? Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. Произведение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Произведение В. Маяковского «Кем быть?». | Дискуссия Заседание клуба | Анкетирование Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Анализ проблемных ситуаций. | |
Из истории одной профессии | 6 | Забытые профессии: глашатаи, тапер, шарманщик
| Работа в группах КВН Викторина Заседание клуба | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. Поиск информации в интернете, справочниках | |
Разнообразие мира медицинских профессий. | 8 | У истоков медицины, или Клятва Гиппократа. Люди в белых халатах. Разнообразие медицинских специальностей. Главные помощники врача: медицинская сестра, лаборант, санитар. Профессия фармацевт. | Работа в группах Экскурсия Викторина Заседание клуба | Письменные работы: мини-сочинения, синквейны. Собирать и оформлять информацию | |
4 | Профессии сельской местности. | 8 | Профессия: фермер. Профессия: агроном. Профессии: животновод, пчеловод. | Работа в группах Экскурсия Викторина Заседание клуба | Встречи с людьми разных профессий Собирать и оформлять информацию |
5 | Мир юридических профессий. | 6 | Профессии: адвокат, прокурор. Профессии: юрист, нотариус. | Работа в группах Экскурсия Викторина Заседание клуба | Чтение (пересказ) обучающимися статей из ХрестоматииСобирать и оформлять информацию |
6 | Творческие профессии. | 8 | Профессии: художник, дизайнер, флорист Профессии: композитор, музыкант, актер. | Работа в группах Экскурсия Викторина Заседание клуба | Поиск информации в Интернете, справочниках |
7 | Проект «Азбука профессий» | 22 | Представление мини-проектов на буквы. Работа над проектами «Профессии на букву…» и их защита. Создание папки «Азбука профессий». | Игры-викторины Защита мини –проектов Заседание клуба | Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий,презентаций. |
ИТОГО | 68 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Примерные сроки изучения | Фактическая дата проведения | Примечание |
1-2 | Зачем человек трудится? | 05-09.09.2016 | ||
3-4 | Какие профессии ты знаешь? | 12-16.09.2016 | ||
5-6 | Мир интересных профессий | 19-23.09.2016 | ||
7-8 | Чем пахнут ремесла? | 26-30.09.2016 | ||
9-10 | Кем я хочу стать? | 03-07.10.2016 | ||
11-12 | Профессия – глашатаи | 10-14.10.2016 | ||
13-14 | Профессия – тапер | 17-21.10.2016 | ||
15-16 | Профессия - шарманщик | 24-28.10.2016 | ||
17-18 | Профессия -врач | 31.10.2016- 04.11.2016 | ||
19-20 | Помощники врача: медицинская сестра, лаборант, санитар. | 14-18.11.2016 | ||
21-22 | Профессия фармацевт. | 21-25.11.2016 | ||
23-24 | Работа творческой группы. | 28.11.2016-02.12.2016 | ||
25-26 | Профессия -фермер. | 05-09.12.2016 | ||
27-28 | Профессия-агроном. | 12-16.12.2016 | ||
29-30 | Профессии - животновод, пчеловод. | 19-23.12.2016 | ||
31-32 | Работа творческой группы | 26-28.12.2016 | ||
33-34 | Профессии: адвокат, прокурор. | 16-20.01.2017 | ||
35-36 | Профессии: юрист, нотариус. | 23-27.01.2017 | ||
37-38 | Работа творческой группы | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
39-40 | Профессии: художник, дизайнер, флорист | 06-10.02.2017 | ||
41-42 | Профессии: композитор, музыкант, актер. | 13-17.02.2017 | ||
43-44 | Работа творческой группы | 20-24.02.2017 | ||
45-46 | Организационное занятие. Знакомство с проектом. | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
47-48 | Представление мини-проектов на буквы А- Б -В | 06-10.03.2017 | ||
49-50 | Представление мини-проектов на буквы Г-Д -Е | 13-17.03.2017 | ||
51-52 | Представление мини-проектов на буквы Ж-З - И | 20-24.03.2017 | ||
53-54 | Представление мини-проектов на буквы К – Л – М | 03-07.04.2017 | ||
55-56 | Представление мини-проектов на буквы Н – О - П | 10-14.04.2017 | ||
57-58 | Представление мини-проектов на буквы Р - С-Т | 17-21.04.2017 | ||
59-60 | Представление мини-проектов на буквы У – Ф-Х-Ц | 24-28.04.2017 | ||
61-62 | Представление мини-проектов на буквы Ч – Ш - Щ | 02-05.05.2017 | ||
63-64 | Представление мини-проектов на буквы Э – Ю - Я | 10-12.05.2017 | ||
65-66 | Оформление результатов проекта | 15-19.05.2017 | ||
67-68 | Защита Мини – проектов «Мир профессий» | 22-26.05.2017 |
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
Класс | Учебно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, средства контроля) |
4 | Журкова, А.Я.Чистякова, С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я. Журкова, С.Н. Чистякова. –М,: ВАКО, 2015.- 105с |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Цветные карандаши и ручки, простой карандаш.
- Классная доска с магнитами.
- Компьютер.
- Презентационное оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир профессий"
Рабочая программа "Мир профессий"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"
Внеурочная деятельность "Мир профессий" образовалась для формирования представлений о различных профессиях и знакомства мира с трудом. Программа разработана с целью развития общих научных на...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий" для 1-4 классов...