Статья на тему "Особенности работы в классах с раздельным обучением детей "(современный взгляд на проблему)
статья на тему

Ягудина Яна Мяруфовна

Данная статья помогает узнать об особенностях  работы в классах с раздельным обучением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ягудина Я.М. учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №413

 Петродворцового района

Особенности работы в классах с раздельным обучением детей

(современный взгляд на проблему)

           С давних пор и до сегодняшнего дня педагоги всего мира разрабатывают методики, которые способны помочь полноценному развитию ребенка, умственному и физическому. Одним из самых обсуждаемых является вопрос раздельного обучения детей, преимущества и недостатки которого вызывают много споров и противоречий.

           Раздельное обучение в России начинает свой путь еще в дореволюционное время. В дореволюционной России школы назывались начальными училищами и делились на две большие группы: городские и сельские. В городских школах мальчики и девочки учились раздельно, однако лишь потому, что считалось: детям разного пола требуются разные знания. Мальчики изучали больше предметов и готовились к продолжению обучения. Девочки готовились стать мамами, хозяйками, поэтому они изучали словесность, иностранные языки, домоводство, рукоделие, танцы и этикет. [1] Шло время и при советской власти, которая провозгласила всеобщее равенство, в том числе и полов, обучение стало совместным. Занятия проходили в одних и тех же классах.  Отмечался заметный прогресс в отношениях между детьми: девочки и мальчики общались больше, формировалось чувство товарищества и взаимовыручки.

             Смешанное обучение твердо обосновалось до нынешнего времени и нашло большое количество сторонников. Несмотря на особенности развития мальчиков и девочек, совместное обучение помогает детям перенимать поведение друга друга, формирует навыки, помогающие успешно усваивать программу. У мальчиков появляется желание быть старательными, терпеливыми, у девочек – воля, решительность. Однако, многие педагоги и психологи нашли недостатки в данной форме обучения. Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологическое восприятие.[2,стр.28] Следовательно, целесообразно принимать во внимание особенности детей и создавать благоприятные условия для их обучения. А также, в классах   для мальчиков с профильным обучением, это делать необходимо, так как на уроках нужно использовать те методы и приемы, которые неприменимы в работе с девочками. Если мальчики от природы более подвижны, им нужны эксперименты и открытия, то девочки более усидчивы, собраны, аккуратны и внимательны. Они готовы тратить большое количество времени на подготовку домашнего задания, аккуратное письмо и т.п. Мальчики, в свою очередь, делают тот же объем работы быстрее, но не так аккуратно и правильно. Теоретические вопросы не вызывают у них огромного интереса. На фоне этого, в классах, где есть девочки и мальчики, девочек чаще хвалят, ставят в пример, что вызывает чувство разочарования и неудовлетворения от собственной работы у мальчиков.  Не исключено развитие комплекса неуспешности.

           Во многих школах сегодня создаются специализированные классы, с раздельным обучением. В частности - спортивные классы. Целью создания подобных классов является:

  • обеспечение условий для рационального сочетания учебы с
    углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе и
    осуществление подготовки спортивного резерва,
  • достижение учащимися определенных спортивных результатов,
  • создание условий для формирования здорового образа жизни, развития физических, морально - этических и волевых качеств учащихся.

Спортивные классы формируются в зависимости от вида спорта, которым занимаются дети.

Одним из видов спортивного класса являются хоккейные классы, где обучающиеся -мальчики.

        Перед учителем стоит непростая задача - обеспечение благоприятного психологического климата в классе в условиях плотного тренировочного процесса. Необходимо грамотно чередовать учебную нагрузку с физической.  Большая утомляемость и психологическое напряжение после тренировок могут отрицательно сказываться на учебно-воспитательном процессе. И здесь необходимы новые педагогические решения.    

           Психологические особенности первоклассника обычного класса выглядят иначе, нежели первоклассника-спортсмена.  Дети хоккейного класса не только принимают условия спортивной школы, в которой занимаются с трех лет, но и общеобразовательной, посещение которой является их основной задачей.

В обычных классах учитель - второй главный человек после мамы, который помогает и направляет их и мотивирует в учёбе, способствуя их всестороннему развитию. У детей хоккейного класса, помимо родителей и тренера при поступлении в 1 класс, появляется еще и учитель, правила и рекомендации которого, тоже нужно соблюдать. В связи с этим, процесс адаптации к школе проходит у этих детей по-другому. Мальчикам-хоккеистам легче находиться в коллективе, который им знаком. Общие интересы детей-спортсменов дают им возможность пройти процесс адаптации быстрее и мягче.  Роль учителя в данном случае заключается в том, что детям необходимо показать значимость школы и завоевать у них бесспорный авторитет. Обучение в спортивном классе проходит при высокой мотивации детей и родителей к успешной учёбе. Мальчики с раннего детства привыкают к строгому режиму и большим физическим нагрузкам. Они нацелены на результат, причем высокий. Работая в спортивном классе, учителю важно понимать, что ученики-спортсмены, в первую очередь - дети, которые любят играть, рисовать, петь и т.д. Поэтому учебный процесс спортсменов необходимо строить в творческом направлении, мальчикам нужно помогать раскрыть себя всесторонне. Это необходимо для того, чтобы повзрослев, ребенок чувствовал себя комфортно в обществе среди активных и творческих людей, в любом коллективе.

         Сегодня на уроках широко применяются проблемные и поисковые методы. Здесь как раз ярко выражается предрасположенность детей к поиску ответа на тот или иной вопрос через эксперименты, нестандартные решения. В работе с мальчиками-спортсменами, физическая и умственная активность которых повышена, учитель может чаще применять различные формы работы в парах, группах, мобильно их перестраивая, что сегодня очень востребовано. Это поможет детям сформировать коммуникативные навыки для работы в команде, что поможет им в дальнейшем достичь более высоких результатов в их хоккейной жизни. результата в спорте. Командный дух, дух товарищества помогает им и в учебной деятельности: они всегда готовы прийти на помощь однокласснику и учителю. Ученики-хоккеисты активно и самостоятельно применяют приобретенные знания. Задания творческого характера вызывают у них большой интерес, благодаря чему качество их выполнения высоко. Следовательно, повышается самооценка и желание добиваться успеха в деятельности, отличной от спорта.

         Для педагога, работающего в спортивных классах с раздельным обучением, главное привить ребёнку понимание того, что процесс обучения является ведущим в жизни. И организация этого процесса должна способствовать умственному, творческому и физическому развитию ребенка наиболее оптимально.

Литература

1.Раздельное обучение: плюсы и минусы //https://ros-obrazovanie.ru/articles/razdel-noe-obuchenie-pljusy-i-minusy.html

2. РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Болотов М. А.

Журнал Вестник Башкирского университета № 1 / том 15 / 2010




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа 5 класс первый год обучения

1. перевести на русский язык:You can sing.   Your friend  can`t play tennis.2.напиши верный ответ:Can I help you?Yes, you must.No, he isn`tYes, I can.3. перепиши предложения, используя must ...

Особенности проведения уроков математики в классе девочек при параллельно-раздельном обучении

Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики развиваются по-разному. Девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций.  И педагог должен, с одной...

Особенности обучения мальчиков при раздельном обучении

Отличие обучения и воспитания мальчиков в отдельности от девочек. В чем секрет мальчиков. Какие они мальчики? Первый опыт работы....

Статья из опыта работы. "Мастер-класс - эффективная форма объединения и обучения учителей"

              В статье рассказывается о мастер-классе, как  одной из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в ...

Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии.

Нарушения в  формировании письменной речи отрицательно отражаются  на успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в форм...

Диагностическая работа 1 класс 1 полугодие (обучение грамоте )

Диагностическая работа 1 класс 1 полугодие (обучение грамоте )...