Методическая копилка вожатого
методическая разработка на тему

Коренькова Анастасия Сергеевна

Методическая копилка вожатого

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx63.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка вожатого

Содержание

Игры на знакомство _____________________________________________________ 3

Игры с залом ___________________________________________________________ 5

Подвижные игры ________________________________________________________8

Игры в кругу ___________________________________________________________10

Отрядные дела _________________________________________________________12

Названия и девизы отрядов ______________________________________________ 22

Игры на знакомство

  1. Алфавит

Вожатый называет одну из букв алфавита. Те, чьи имена начинаются на эту букву, встают и представляются. Вожатый перечисляет разные буквы до тех пор, пока не будут представлены все участники. В ходе игры может оказаться, что некоторые участники представятся два-три раза.

Чтоб ваши имена узнать, Буду буквы называть. Чье имя с этой буквы, Поднимите быстро руку. Начинаем. Буква …

  1. Расскажи о себе

Вожатый дает игрокам любой предмет и отворачивается. Участники передают предмет по кругу. Через какое-то время вожатый хлопает в ладоши. Тот, у кого в руках оказался предмет, называет свое имя и рассказывает о своих увлечениях.

  1. Зеркало

В течение 15 минут участники, разбившись на пары и встав лицом  друг к другу, повторяют движения под музыку, меняясь через определенное время.

  1. Интервью по кругу

Вожатый бросает мяч одному из участников, говоря его имя, и задает вопрос (Например: «Твой любимый цвет?»), участник отвечает и бросает мяч другому, называя его имя, со своим вопросом. Вопросы должны быть короткими и задаваться доброжелательно. Если кто-то не хочет отвечать на вопрос, он говорит: «Нет ответа», и группа задает ему другой вопрос. Важно, чтобы в роли рассказчика побывали все участники.

  1. Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя 

Ребята собираются в группы по именам. Им нужно представить свое имя более креативно. Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.

  1. Лицом к лицу

Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.

  1. Назови имя

Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.

  1. Рассказать о себе в трех словах.

Каждый ребенок придумывает 3 слова, характеризующие его. Например: Я Петя – веселый танцующий футболист.

  1. Нарисовать на листе бумаги что-то характеризующее ребенка.

Ребенок рисует на листе бумаги то, что характеризует его, по его мнению. После этого каждый ребенок представляет свои рисунки, рассказывает о своих увлечениях или о своих делах.

  1.  «Здравствуйте!»

Участники становятся в круг. Командор предлагает поздороваться со своими соседями способом, принятым в некоторых странах. При этом командор называет страну и форму приветствия:

В РОССИИ принято пожимать друг другу руки.

В ИТАЛИИ - горячо обниматься.

В БРАЗИЛИИ - хлопать друг друга по плечу.

В ЗИМБАБВЕ - трутся спинами.

В МАКЕДОНИИ - здороваются локтями.

В НИКАРАГУА - приветствуют друг друга плечами

У АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ принято тройное приветствие: хлопнуть по ладоням, подпрыгнуть, толкнуть бедром.

Игры с залом

  1. «Мы охотимся на льва»

Ведущий говорит слова и показывает движения. Ребята повторяют за ним.

- Мы охотимся на льва, Не боимся мы его, Будем биться в схватке с ним, (машет кулаками) И, конечно, победим.(бьет себя в грудь) А что это там впереди? (прикладывает козырьком руку к голове) А, это гора. (показывает руками гору) А над ней не пролетишь, и под ней не проползешь, и ее не обойдешь... А, надо напрямик! Топ-топ-топ-топ.

Повторяет четыре раза, меняя только препятствия. Далее могут быть следущие препятствия: река (буль-буль-буль-буль), кусты (шурх-шурх-шурх-шурх), болото (чоп-чоп-чоп-чоп).

 В последний раз: А что это там впереди? А, это нора. А что это там в норе? А, это хвост. А чей это хвост? А, это лев. Это лев? Ой, это лев. Бе-жи-м! И в обратном порядке все препятствия очень быстро: чоп-чоп, шурх-шурх, буль-буль, топ-топ. Уф!

  1. «Театр»

Зал делится на четыре части.

Первая выполняет роль правой кулисы (правой рукой как будто отодвигают шторку со словами: «Вжик. Вжик».

Вторая – левая кулиса (тоже самое, только левой рукой).

Третья группа будет оркестром. Каждый изображает какой либо инструмент. Звучат фанфары.

Четвертая группа – это зрители. Бурные аплодисменты. Итак, все готовы? Начинаем. Правая кулиса открылась. Левая кулиса открылась. Оркестр – фанфары. Аплодисменты зрителей. Представление начинается!

  1. «Ракета хорошего настроения»

Ведущий произносит реплику, сопровождая ее движением, а зал отвечает, повторяя то же самое движение:

- К запуску ракеты хорошего настроения приготовиться! (выставляет большой палец).

- Есть приготовиться!

- Надеть скафандры! (делает вид, что надевает на голову шлем)

- Есть надеть скафандры!

- Пристегнуть ремни! (хлопает в ладоши)

- Есть пристегнуть ремни!

- Включить контакт! (прикасается указательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)

- Есть контакт!

- Ключ на старт! (поднимает правую руку вверх)

- Есть ключ на старт!

- Включить моторы!

- Есть включить моторы!

- Раз, два, три, вжик! (делает вращательные движения рук около груди)

- Вжик, вжик, вжик.

- Начать отсчет времени! (все вместе считают: "10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1")

- Пуск!

- Ура! (бурные аплодисменты)

  1. "Летит, летит по небу шар"

(говорить слова и показывать движения руками):

Летит, летит по небу шар, По небу шар летит, Но знаем мы, до неба шар, Никак не долетит (постепенно убирать слова и заменять их движениями рук)

  1. "Раз, два" (музыкальная игра)

Действия выполняются под музыку. Играет фонограмма, на каждую фразу дети выполняют движения:

- Раз, два - руки к пяткам, три, четыре - и к плечам, раз, два - на колени, три, четыре - и к ушам. Хлоп, хлоп - в стороны, шлеп, шлеп - вверх, топ, топ - здорово (показываем большой палец вверх) и веселый смех! Все мальчишки "ха-ха-ха", а девчонки "хи-хи-хи", все мальчишки "ха-ха-ха", а девчонки "хи-хи-хи". (зал смеется - девочки и мальчики отдельно, кто громче) дальше на проигрыше выполняем танцевальные движения вокруг себя.

И дальше заново на ускорение темпа.

  1. «Три движения»

Ведущий показывает три движения. Например: первое - руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч; второе - вытянуты вперед; третье - руки подняты вверх. Ребята должны запомнить номер каждого движения. Ведущий показывает одно движение, при этом называет номер другого. Играющие должны делать только те движения, которые соответствуют названому номеру (а не те, которые показывает ведущий).

  1. «Кукушка»

Ведущий: повторяем за мной слова:

Ой-ля-тарира! (ударяем ладошками по коленям)

Ой-ля-ку-ку!

Ой-ля-тарира!

Ой-ля-ку-ку!

(при произнесении слов «ку-ку» щелкаем пальцами рук. Кукушка может куковать 10 и более раз, при этом темп возрастает).

  1. «День рождения»

Ведущий: «Мой друг приехал из Индии и привез в подарок веер (обмахивается воображаемым веером, зал повторяет). Мой друг приехал из Индии и привез в подарок веер и швейную машинку (изображает сначала веер, потом машинку, зал повторяет). Постепенно прибавляя все новые и новые предметы, например: лыжи, мясорубка, духовое ружье, саксофон...» Играющие должны не сбиться.

  1. «Обсерватория»

Ведущий: «Для того что бы наблюдать за звездами, астроном должен открыть купол обсерватории.».

Играющие разводят согнутые в локтях руки, находящиеся перед лицом, в разные стороны: «Вжих - вжих».

Ведущий: Выдвигаем телескоп.

Играющие вытягивают вперед шею, руки остаются в прежнем положении: «У-у-у!!».

Ведущий: «Протираем объектив мягкой тряпочкой».

Играющие: делают вращающие движения перед лицом: «Ших - ших - ших».

Ведущий: Наводим на цель.

Играющие: Правой рукой имитируют вращение маховика, корпус поворачивается то вправо, то влево: «З-з-з-з».

Ведущий: «Смотрим в окуляр».

Играющие: смотрят в кольцо, образованное большим и указательными пальцами: «О-о-о-о».

Ведущий: «А там звезды загораются».

Играющие: раскрывают перед собой в распорку ладони, попеременно правой и левой рукой: «Чпок - чпок - чпок».

Ведущий: «Летают астероиды, проносятся кометы».

Играющие: взмахивают правой и левой рукой: «Бж - ж - ж. Трых!».

Ведущий: «Летит буран».

Играющие: руки разводят в стороны плавно покачиваясь: «Ш-ш-ш-ш».

Ведущий: «Космонавт из люка выпал».

Играющие: Валятся на бок со стоном: «А-а-а-а».

Ведущий: «Летающие тарелки прямо косяками летают».

Играющие: Указательными пальцами делают вращательные движения около плеч: «Улю-лю-лю-лю».

Ведущий: «Падают метеориты. Пошел метеоритный дождь».

Играющие: Аплодируют, аплодисменты плавно переходят в овации

  1.  «Регулятор громкости»

Встаёте на сцене лицом к залу и объявляете, что ваши вытянутые руки являются своеобразным регулятором громкости в зале. Горизонтальное положение (руки в стороны) - тишина, вертикальное (одна вверх, другая вниз - максимум). В печении полминуты крутите руки, поднимая и опуская громкость зала, обязательно дав возможность вдоволь покричать "с разрешения" вожатого. Потом резко ставите руки в горизонтальное положение, и в результате полная тишина в зале.

Подвижные игры

  1. «Передай по цепочке»

Две команды выстраиваются друг напротив друга. Участники команд должны взять своих соседей под руки. По сигналу они поднимают камешки и передают соседям, которые передают их дальше по цепочке. Руки играющих должны быть соединены на протяжении всей игры. Если кто-то уронит камешек, то должен его поднять, не разрывая цепи. Первый участник, передав первый камешек, может сразу же поднимать другой. Выигрывает команда, первой передавшая все камешки последнему игроку.

  1. «Похитители»

Две команды выстраиваются друг напротив друга на расстоянии 10 метров. В центре между командами поместите какой-нибудь предмет (кеглю, булаву или клюшку). Участники каждой команды должны рассчитаться по порядку. Руководитель называет номера, а играющие с соответствующими номерами выбегают в центр. Их задача - схватить предмет и вернуться к своей команде, стараясь это сделать так, чтобы участник противоположной команды не успел его задеть. За удачное "похищение" начисляется по 2 очка. Если соперник сумел его запятнать - 1 очко.

  1. «Мертвая зона»

Свяжите концы длинной веревки. Все дети берутся за эту веревку двумя руками и образуют круг, внутри которого на полу, или на земле рисуется еще один круг, раза в три поменьше. Это “мертвая зона”. По сигналу каждый начинает тянуть веревку на себя, стараясь заставить других играющих вступить в малый круг. Тот, кто туда наступит, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий.

  1.   «Медведь в западне»

Играющие образуют круг. Один из них внутри круга - медведь. В то время, как остальные играющие крепко держатся за руки, медведь пытается, силой разорвав кольцо или проскочив между игроками, выбраться из круга, но ему не разрешается использовать для этой цели руки. Когда ему все-таки удастся вырваться, остальные игроки бросаются в погоню. Задевший первым становится новым медведем.

  1. «Летучая мышь и мотылек»

Играющие образуют круг 3-5 метров в диаметре. В центре один из играющих с завязанными глазами - это “летучая мышь” и трое из “мотыльков”. “Летучая мышь” старается поймать “мотыльков”. Когда она кричит: “летучая мышь”, то мотыльки отвечают: “мотылек”. Их голоса помогают определить их местоположение в кругу. Перед игрой объясните играющим как подобным образом, используя ультразвук, ориентируется в пространстве летучая мышь.

  1. «Хвост дракона»

Группа стоит колонной, крепко держась за талию друг друга. Задача первого - поймать последнего, а задача того - увернуться.

  1. «Французские салки»

Участвуют: охотник – водящий, собаки – помощники водящего, утки – убегающие. Охотник стоит в небольшом кругу с мячом. Его задача – сбить летающих вокруг уток. Мяч ему приносит собака, которая гуляет по большой окружности. Сбитые утки становятся собаками.

  1. «Сантики-сантики-лим-по-по»

Играющие стоят в круге. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние... За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим». Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. Ему нужно определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры произносятся хором слова: «Сантики-сантики-лим-по-по». Незаметно для водящего показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У ведущего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

  1. «Пройти бесшумно»

Нескольким игрокам завязывают глаза, они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует ворота. Остальные играющие, разбившись на группы (по числу ворот), стараются по одному пройти сквозь ворота. Проходить надо бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь, задержать проходящего, но тут же должны их опустить.

Побеждают игроки, сумевшие благополучно пройти через ворота.

  1.  «Заколдованный замок»

Играют 2 команды. 1 должна расколдовать «замок», а 2 — помешать им в этом. «Замком» может служить дерево или стена. Около «замка» находятся главные ворота — дворе ребят из 2-ой команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать «замок» по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача — незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до «замка». При этом игра считается оконченной. Но задача 2-ой команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к «замку». Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями. Оговорить условие: будут ли ребята из 2-ой команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.

Игры в кругу

  1. «Почта»

Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий - в середине круга.

По выбору ведущего, кто-то из детей произносит фразу:  «Я передаю письмо: (и называет имя одного из детей, стоящих в круге)». После чего одной рукой пожимает руку соседу, по цепочке дети незаметно передают рукопожатие.

Как только пожмут руку игроку, которому передавалось письмо, он должен сказать: «Письмо получил». Только после этого он получает право передать письмо. Водящий должен заметить момент передачи рукопожатия и указать: «Здесь». Если он прав, то передававший рукопожатие ребенок становится водящим, а водящий занимает его место и получает право передать письмо.

  1. «О-ей-ей-ей»

Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий стоит в центре круга. Он называет любые два номера. Игроки, которым достались эти номера, должны ударить по коленкам со словами «о-ей-ей-ей» и быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Если ему это удалось, то оставшийся без места игрок становится ведущим.

  1. «Мигалки»

Дети встают в два круга: внутренний и внешний, лицом в центр круга, образуя пары (один из внутреннего круга стоит спиной к напарнику, смотрит на водящего; другой из внешнего круга стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной). Водящий стоит в общем кругу без пары, он подмигивает кому-либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящего, а упустивший напарника игрок становится водящим.

  1. «Хлопок-имя»

Образуется круг. Задаётся ритм (хлопок, удар руками по коленам, хлопок, удар руками по коленам...). На хлопок ведущий называет своё имя, на следующий хлопок он называет имя кого-нибудь из круга. Тот, кого назвали на хлопок, называет своё имя, на следующий хлопок он называет имя кого-нибудь из круга и т.д.

  1. «Встреча»

Формируется внешний и внутренний круги. Внутренний - статический, внешний - подвижный. Каждая пара (один человек из внутреннего круга и один - из внешнего) должны разыграть встречу людей, которые:

• Были очень близкими друзьями в детстве, но их разлучили, и они встретились;

• Сделали друг для друга хорошее и непростое;

• Поддержали друг друга перед очень важным разговором, от которого зависит последующая жизнь;

• До встречи когда-то давно были в не очень близких отношениях.

После каждой инсценировки происходит переход внешнего круга.

  1. «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»

Образуется круг. Каждый по кругу соседа: целует, обнимает, гладят по голове, говорят комплимент, показывают язык и т.д.

  1. «Себе-соседу»

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед вверх ладошкой, правую вниз ладошкой щепоткой. На слова «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слова «соседу» - правой рукой делают движение, как будто вкладывая что-то в левую руку соседа, стоящего с правой стороны. Все одновременно произносят: «Себе-соседу» и выполняют движения. Но кругу передается небольшой предмет (монетка или др.). Ведущий в центре круга должен заметить, у кого монетка, тогда он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

  1. «Взгляд»

Образуется круг. Все закрывают глаза. На 3,4 все открывают глаза, и каждый смотрит на одного человека из круга. Те, чьи взгляды совпали, выходят из игры, и игра начинается заново.

  1. «Движение по кругу»

Все стоят в кругу. Первый начинает – показывает движение. Второй подхватывает, затем третий и т. д. по кругу. Когда очередь доходит до первого, он меняет движение, а все продолжают повторять первое. Когда первый сменил – меняет движение второй, затем третий и так до первого, который опять меняет движение.

  1.  «Делай как я»

Группа танцует в кругу. Кто-нибудь (из данного круга) говорит: «Делай как я!», и все должны повторять за ним движения. После этого кто-нибудь другой говорит: «Делай как я!». И все начинают повторять уже за ним. И так далее.

Отрядные дела

  1. «Гномы»

Цель: создание доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

Период смены: Основной

Начало игры: каждый пишет свое имя и фамилию на листочке, сворачивает в трубочку и опускает в шляпу. В игре обязательно должны участвовать и инструктора, чтобы подхлестывать фантазию ребят. Они могут играть в своем кругу или с детьми вместе.

После того, как шляпа наполнилась, записки в ней перемешивают, и каждый достает себе из нее записку. Человек, имя которого написано в записке становится Великаном, для того, что ее вытянул. А он для него становится добрым Гномом.

Гном должен в течение игры делать своему великану добрые сюрпризы, но так чтобы тот не мог догадаться о том, кто он.

Игра идет параллельно с остальными мероприятиями, но о ней надо помнить и рассказывать всему лагерю о самых забавных проделках Гномов (ну, например, порядок навели в комнате Великана, платье на люстру повесили, букет цветов через третьих лиц передали и т.д.)

В конце игры устраивается бал, на котором каждый Гном дарит своему Великану подарок лично. Этот бал плавно переходит в дискотеку.

  1. «Разведка»

Группа разбивается на две команды - спецслужбы враждующих  государств. Каждая команда выбирает по одному представителю на роль агента или курьера. Остальные участники - это сотрудники контрразведок, которым предстоит вести допрос. Из трех предложенных ведущим имен (их можно просто написать на доске, например, Иван, Петр и Семен, или Джон, Билл и Дормидонт) команды выбирают по одному и, написав на бумажке, передают ведущему - это имена резидентов на вражеской территории, к которым             направляются курьеры.

Итак, история стара, как мир: агентов, естественно, ловят. Задача каждой из команд - выяснить имя резидента 'вражеской' спецслужбы. Задача курьеров - эти имена 'не раскрыть'. После того как дана инструкция и группа разбита на команды, уточняются правила - игры, затем команды рассаживаются так, чтобы не  мешать друг другу, и приступают к работе. Игра проходит в пять  этапов. На подготовительном этапе команды раздельно вырабатывают единую стратегию и тактику допроса, а также стратегию поведения своего агента. Второй и третий этапы - собственно допросы (команды это делают поочередно), четвертый - обсуждение и выработка общего решения в угадывании имени агента, которое сообщается ведущему, заключительный этап - обсуждение результатов.

В общей сложности игра может проходить час-полтора, но можно задать и жесткие временные рамки. Пятнадцать минут на подготовку, столько же на каждый из допросов, десять минут - на выработку решения и двадцать минут - на последующее обсуждение. Игра может быть использована в тренинге умений, особенно для развития навыка             калибровки, наблюдательности, коммуникативных качеств. Она также позволяет исследовать процесс принятия группового решения, однако не стоит ставить перед собой слитком много задач одновременно. Игра проходит достаточно живо, в ней присутствует элемент соревнования. Лучше проводить ее с юмором. Командам разрешается задавать любые вопросы и производить любые действия, за исключением физического насилия. Курьеры тоже могут вести себя каким угодно образом, кроме физического самоустранения. Общее Обсуждение можно начать с вопросов к допрашиваемым. Как они чувствовали себя в этой роли? Что, на их взгляд, выдавало правильный ответ? Какие вопросы заставали врасплох? Какова была их стратегия? Затем стоит поговорить о том, что увидели следователи. Какие проявления поведения курьеров подталкивали к выдвижению тех или иных версий? Какие стратегии использовали команды и допрашиваемые? На какие невербальные сигналы можно было обратить внимание? Как проходило принятие решения? Чье мнение было решающим и почему? Были ли правильные  версии?

  1. «Автопортрет»

Период смены: организационный.

Задача: познакомить детей друг с другом.

Материал: 5 карточек.

Отряд делится на 5 групп. Каждая изучает свой отряд с точки зрения 2-3 заданных вопросов и представляет по ним обобщенный вариант. Потом производится совместный анализ данных каждой группы и создается обобщенный автопортрет отряда (можно сделать и в конце смены и потом сравнить их).

Вопросы:

1.Какой рост нашего отряда?

2.Какой вес нашего отряда

3.Сколько нам лет, месяцев, дней, часов, минут …..?

4.Сколько у нас серых, голубых, …глаз?

5.Сколько у нас носов, ушей, ртов?

6.Какие прически любит наш отряд?

7.Сколько у нас родных братьев и сестер?

8.Какие у нас домашние животные?

9.Чем мы увлекаемся?

10.Кого у нас больше: оптимистов, пессимистов, реалистов?

11.Что мы лучше всего умеем делать?

  1. Творческий конкурс «Ромашка талантов» (для старших отрядов)

Период смены: основной

Задачи: провести творческое отрядное дело, выявить талантливых, инициативных детей

Цели: развить в детях творческие способности, помочь им избавиться от комплексов и самоутвердиться

Форма проведения: отряд делится на 2 части, в каждой из которых выбирается название, командир, возможно, девиз. Затем один за другим проводятся несложные конкурсы (предложены ниже), по результатам которых жюри (дети или вожатый другого отряда) выбирают команду-победителя.

1. Изобразите скульптуры "Жертвы спорта": - штангист, не успевший вовремя отпрыгнуть от штанги; - вратарь, поймавший шайбу зубами; - парашютист, забывший за что нужно дернуть; - гимнаст, не вышедший вовремя из тройного пируэта; - горнолыжник, не убежавший от лавины.

2. Написать письмо Ваньки Жукова из: - группы продленного дня, - музыкальной школы, - детской больницы, - спортивной секции, - турпохода.

3. Перед вами - картины. Изобразите, как развивались события, спустя 3 минуты. Картины: - "Бурлаки на Волге", - "Опять двойка", - "Иван Грозный убивает своего сына", - "Охотники на привале", - "Три богатыря".

4. Назовите 5 видов товаров в магазине: - "Все для двоечников", - "Все для прогульщиков", - "Все для нерях", - "Все для второгодников", - "Все для злостных неносильщиков сменной обуви".

5. Создайте прическу: - Атака левым флангом, - Не сжатая полоса, - Взрыв на макаронной фабрике, - Бахчисарайский фонтан, - Сход снежной лавины.

6. Продемонстрируйте изготовление, применение и название лекарства для: - врунов, - лентяев, - плакс, - ябед, - драчунов.

7. Досочините рассказ:

а) "Дождь смыл все следы...

 ... На кровати лежал отбойный молоток".

б) "Костер давно потух...

 ... Балкон выкрасили в зеленый цвет".

г) "Кактус сбросил колючки...

 ... Начиналось лунное затмение".

д) "Айсберг возвышался над морем...

 ... Мухи попрятались в щели".

8. Придумайте головной убор для: - Винни Пуха, - Пятачка, - Совы, -

Кролика, - Ослика Иа.

8. Памятник и речь на открытие: - "Первому собирателю утильсырья в России" - Плюшкину, - "Первому активисту ОСВОДа" - деду Мазаю, - Первому представителю общества Красного Креста в Африке" - доктору Айболиту, - "Первому организатору спортивных соревнований" - Балде, - "Передовику ткацкой промышленности" - Царевне-лягушке.

9. Расшифруйте название отряда:

- РОМБ, КРУГ, ЗИГЗАГ.

- ЧУР, ОХ, УРА.

- ПОЛЕНО, КРЯЖ, БРЕВНО.

10. Комплекс гимнастики для: - регулировщика дорожного движения, - сторожей вневедомственной охраны, - дирижеров оркестров народных инструментов, - проводников поездов дальнего следования, - крановщиков башенных кранов.

11. Названия и правила игры, где одновременно используются:

- шайба, ракетка и акваланг;

- баскетбольный мяч, ядро, штанга;

- боксерские перчатки, велосипед, хоккейная клюшка;

- мотоцикл, теннисный мяч, лыжи;

- шест для прыжков в высоту, футбольный мяч, легкоатлетический барьер.

12. Этикетка (нарисовать):

- гусиные перья, бланшированные в масле;

- желуди в томатном соусе;

- паштет редисочный с мускатным орехом;

- бычки табачные в чесночной заливе;

- крылышки майского жука в собственном соку.

13. Изобрести способ:

- предотвращения замерзания носа в зимнее время,

- снятия лака с ногтей,

- предотвращения чихания,

- определения температуры тела без градусника,

- открывания банки консервов.

  1. «Спортландия»

Период смены: основной

Сегодня мы с вами оказались в прекрасной стране, которая называется «Спортландия». Эта страна необычная, в ней все люди занимаются спортом. Итак, начинаем наши спортивные игры. В них может участвовать каждый. Та команда, которая наберет больше всех медалей, получает звание абсолютного чемпиона.

1 конкурс. «С мешочком на голове».

С мешочком песка на голове, руки на поясе.

1.Пройти от старта до линии, как можно быстрее. Взяв мешочек в руки добежать до старта и передать другому.

2.Обойти препятствие.

2 конкурс. «Обруч».

Дети бегут за крутящемся обручем, подгоняя его рукой, кто быстрее.

3 конкурс. «Догони».

Hа одной стороне площадки стоят друг за другом два ребенка (из 1 и 2 команды), между ними расстояние 2-3 метра. По сигналу бегут на другую сторону, сзади стоящий старается догнать первого.

4 конкурс. «Кто скорее намотает шнур».

К дереву привязывают два шнура, каждый длиной 2-3 метра. На концах шнура гладкие деревянные палочки. Двое детей берут палочки, отходя с ними на всю длину шнура (он при этом натягивается). По сигналу дети начинают вращать палочку поворотами кисти, наматывая шнур. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

5 конкурс. «Пять кеглей».

На полу ставят пять кеглей. Четыре человека танцуют вокруг с завязанными глазами. По команде каждый старается взять две кегли.

6 конкурс. «Бег с препятствиями».

Пробежать по узкой дорожке между двух линий (расстояние 15-20см), перепрыгнуть через ручеек (шириной 40-50см), разбежаться и достать рукой до ветки.

Подсчет очков. Награждение победителей.

  1. «Я люблю животных»

Период смены: основной

Ребята делятся на команды, по 5 человек. На каждую команду выдается ватман, фломастеры, краски, карандаши.

Задание таково: Известный английский фотограф Дэвид Бэйсон выпустил серию плакатов в защиту животных, чья кожа используется для изготовления одежды. Плакаты были снабжены оригинальными надписями и картинками, после просмотра которых у многих модниц пропало желание носить меховые шубы, кожаные пальто и сумочки. Предложите варианты таких плакатов.

Командам дается время для разработки плакатов. После этого они защищают свои плакаты.

  1. «Знакомство в цифрах»

Период смены: организационный

Отряд делится на 3-4 команды. Каждой команде выдается записку, в которой написан математический пример (для каждой команды свой, но одинаковый по размеру).

Цифры им нужно найти самим, вставить в пример и подсчитать.

Например:

* количество поваров + количество лавочек на лобном месте

* количество минут, отведённых в расписании на обед

* количество полных лет координатора по мальчикам Петра

* количество окон в здании столовой + сумма цифр на номере машины лагеря

* количество кроватей в комнате девочек третьего отряда … +

* количество столбушков в заборе вокруг клуба = ?

Каждая команда открывает свою записку с примером по свистку. Во время свистка засекается время. Задача каждой команды как можно быстрее решить свой пример. Но только при условии, что все они будут бегать по лагерю и искать нужные цифры все вместе, то есть всем отрядом (за этим должен смотреть вожатый, который бегает вместе с ребятами).

Победителем становится та команда, которая первой принесла правильный ответ.

Каждая цифра должна быть каким-то образом связана с лагерем, чтобы расшифровывая цифры ребята знакомились с сотрудниками лагеря, с историей лагеря, с территорией и т.д.

  1. «Карта лагеря»

Период смены: основной

Отряд делится на группы. Каждая группа за определенное время составляет карту определенного участка лагеря. Группы прячут кусочки мозаики на своем участке, а потом их обозначают на карте.

Группы меняются картами. Им надо как можно быстрее найти спрятанные кусочки мозаики и сложить их в единое целое! Можно составить единую карту лагеря в конце, а ребята могут обозначить себя в том месте, которое им больше всего нравится в лагере.

  1. «Утренняя зарядка»

Период смены: основной

Отряд делится на группы. Каждая группа готовит комплекс из 10 упражнений для тематической зарядки (2 темы). Можно использовать музыкальное сопровождение. Темы повторяться не должны.  

- морская зарядка,

- пожарницкая зарядка,

- кухонная зарядка,

- строительная зарядка,

- космическая зарядка и т.д.

Это отрядное дело можно проводить, когда на улице идет дождь.

  1.  «Новый Архимед»

 Отряд делится на команды. Каждой команде нужно будет решить актуальные проблемы. Команды готовятся, а затем защищают свое представление.

Как известно, Архимед, великий учёный древности, прославился тем, что измерил объём короны сиракузского царя, погрузив её в ванну.

Это было гениально простое решение труднейшей задачи. С тех пор про всех учёных, сумевших найти простое решение сверхсложной проблемы, говорят, что они - наследники славы Архимеда.

Проверьте, а вдруг вы тоже достойны этого звания?

Задание: Найдите решение следующей актуальнейшей проблемы:

- Как определить возраст кошки?

- Как измерить вес облака?

- Как определить количество мяса в котлете?

- Как измерить температуру тела таракана?

- Как определить численность муравьёв в муравейнике? и т.д.

  1.  «Картина из отпечатков пальцев»

Ребята делятся на команды по 4-5 человек. У каждой команды есть гуашь, листы А4.

Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:

- «Моя семья»;

- «Моя квартира»;

- «Мой автомобиль»;

- «Моя дача»;

- «Мои любимые домашние животные» и т.д.

Стоить отметить, что в каждой команде нужно назначить дежурного, кто после этого дела приберет свое рабочее место.

  1.  «Газета»

Отряд делится на команды по 10-12 человек(2-3 команды). Вожатый (главный редактор) объясняет задание и засекает время. Лучше, если задание будет ещё и написано,

на отдельном листе у каждой команды. Дальнейшая работа вожатых (ред. коллегия) наблюдать. Дети могут обращаться за советом.

30 мин. Дети придумывают название газеты (пишут на козырьке), рубрик. Делятся в соответствии с заданием.

1час. Дети выполняют задание.

1час 30мин. Оформление газеты, редактирование. Статьи лучше сопровождать рисунками, фотографиями. Объём газеты можно увеличивать (минимум-4листа).

Затем готовые газеты сдаются вожатому. Лучшей газете полагается приз.

Далее можно размножить газету и отдать другим отрядам, ст. вожатому, директору. Если такой возможности нет, то можно её повесить на видное место в лагере (в этом случае статьи следует писать с одной стороны листа).

За лучшую статью можно также определить приз (для этого в конце каждой статьи должен быть указан автор).

После проведения мероприятия все газеты нужно вывесить в отрядном уголке.

Задание:

1-ый лист (2-3человека) - Взять интервью у кого-нибудь из обслуживающего персонала, ст. вожатого, директора и т.д.

2-ой лист (3 человека) - Написать статью о мероприятии лагеря, после которого дети получили заряд положительной энергии (если останется место можно заполнить его анекдотами).

3-ий лист (3 человека) - Собрать информацию в рубрику: «Завтра в нашем лагере» (название дети могут придумать своё).

4-ый лист (3 человека) - Последний лист команды оформляют по-своему усмотрению на свободную тему (кроссворд, анекдоты или любую другую рубрику).

  1.  «Час чего-то»

В течение дня каждый час меняются правила игры, каждый новый час становится часом чего-то.

Чего же именно? Вот один из вариантов:

• 8.00-9.00 час спорта

• 9.00-10.00 час бантиков

• 10.00-11.00 час пения

• 11.00-12.00 час пантомимы

• 12.00-13.00 час правды

• 13.00-14.00 час шиворот-навыворот

• 14.00-15.00 час тишины

• 15.00-16.00 час отдыха

• 16.00-17.00 час наоборот

• 17.00-18.00 час попрыгунчиков

• 18.00-19.00 час вежливости

• 19.00-20.00 час комплиментов

• 20.00-21.00 час признаний в любви

• 21.00-22.00 час поцелуйчиков

• 22.00-8.00 часы сновидений

  1.  «Я террорист Петров»

Игра запускается: один из играющих подходит, кладет руку на плечо другому и говорит "Я террорист Петров" (он осален), и должен сделать заранее оговоренное действие (например: нужно сесть на корточки и кричать "Пик-пик-пик, я японский броневик! Тра-тра-тра-тра (изображая автомат)".

Задача, осаливать так, чтобы действие приходилось совершать в нелепых ситуациях Играется целый день, можно и бегать друг за другом, можно просто подходить и неожиданно осаливать, как угодно и где угодно, важно прикоснуться и сказать "я террорист Петров"

  1.  «Синий квадратик»

Цель: поднятие эмоционального фона, своеобразное сплочение коллектива. Играть можно в течение всей смены.

Каждому человеку выдается небольшой синий квадрат (или любого другого цвета). Главное условие - квадрат всегда должен быть при тебе. Люди спрашивают друг у друга в любое время - "Покажи свой синий квадратик". Если его у ребенка его нет - он исполняет желание того, кто его "поймал".

Интересно играть в длительный период, когда про него забываешь.

  1.  «Комплименты»

Период смены: завершающий

Каждому ребенку на спину прикрепляется лист А4, выдается фломастер. Ребенок подходит к человеку и пишет на листе комплименты. Может подписываться, а может и нет, это дело каждого.

Главное – это сразу установить правила, что мы пишем только комплименты, никаких плохих слов, что пишем каждому человеку из отряда.

  1.  «Домик для сосны» (для младших отрядов)

Задача: творческое развитие детей, сплотить коллектив.

Период смены: основной

Ребята, наверное, у каждого из вас есть свой любимый уголок в мире. Это то место, где вам хорошо, уютно, приятно находится. Это может быть и уголок в лесу, и ваша комната, и городская лавочка. И, конечно же, вам хочется видеть это место чистым и красивым. Я прав? А теперь давайте посмотрим на наши сосны. Им не из чего выбирать, даже если бы они хотели расти в другом месте, ничего не получится. Они навсегда привязаны к этому лесу, к этому лагерю. Давайте сделаем приятное соснам, доставим им радость, украсив участок земли вокруг них и сами сосны. Для этого нам нужно разбиться на группы и у каждой будет своя сосна. Вы можете использовать любые природные материалы (не нарушая закон зелени), бумагу, краски, и всё, что найдёте. Можете сделать костюм сосне, надеть бусы, создать вокруг неё маленький садик.

      Затем мы узнаем, какая из групп, наиболее ответственно отнеслась к заданию, кто лучше позаботился о сосне. (Далее дети разбиваются на группы и начинают выполнять задание).  

         Дерево можно выбрать другое, каких много на территории лагеря.

  1.  «Творческая викторина»

Конкурсы для команд:

1.        Из журналов вырезать как можно больше ног и наклеить их на лист бумаги.

2.        Подписать (найти в журнале), чьи это ноги.

3.        Составить идеального человека, т.е. вырезать различные части тела и склеить их.

4.        Из заголовков (вырезать и наклеить) составить рассказ.

5.        Из вырезок составить любого героя, персонажа, конкретного человека.

6.        Составить город и придумать про него историю.

7.        На один лист наклеить верхнюю часть человека (несколько), а на другой листок наклеить нижнюю часть этого человека (нескольких). Другая команда должна правильно состыковать обе части.

8.        Наклеить часть тела на листок, а другая команда должна найти в журнале того, кому она принадлежала.

  1.  «Мисс отряда»

Выборы мисс отряда могут включать в себя различные конкурсы.

1.Рассказать о себе, представиться. (Вопросы: Какие любишь цветы? Любимое блюдо? Любишь ли танцевать? спорт? гулять? Какое время суток больше всего нравиться?)

2.Реверанс.

3.Нарисовать икебану.

4.Пройтись как: манекенщица; идешь первый раз на свидание, вредная Шапокляк, спортсменка.

5.Хозяйки:

- Если нет горячей воды в кране, в какой послед-ти мыть посуду в тазике (ложки, чашки, тарелки)?

- В какой последовательности убираться? (стирать пыль, подметать, мыть пол).

6. Спеть песню.

7. Станцевать танец: быстрый и медленный.

8. Салат (фруктовый, оливье, винегрет, с краб-ми палочками).

9.Сделать торт из цветной бумаги.

10.Слепить графин или кувшин.

11.Сервировка стола салфетками.

12.Прически.

  1.  «Паспорт»

       Каждый ребёнок получает задание изготовить паспорт (картонная карточка), по которому смогут все участники игры больше узнать, и познакомится друг с другом.

       В паспорте содержится небольшая информация о владельце паспорта (5-8 фактов). Каждый факт (внешность, интересы, детали из жизни) описывается в одном предложении. Готовые паспорта складываются в большую шляпу или коробку  и перемешиваются. Каждый участник вытягивает один паспорт и по данным, которые в нём описаны, старается узнать о ком идёт речь.  

  1. «День рождения отряда»

Заранее обговорить с детьми, раз в сколько дней будет день рождения отряда. Например, через каждые 7 дней. В день рождения отряда, ребята украшают корпус, готовят какие-то подарочки вожатым, друзьям, директору и т.д., желательно, сделанные своими руками. В этот день можно устраивать чаепития, тем самым съедая всю еду, которую привезли родители. Каждая комната готовит по 2-3 конкурса за столом. Закончить все можно отрядной дискотекой.

Названия и девизы отрядов

Младший возраст:

  • «Смурфики»

«Наш веселый коллектив излучает позитив!»

  • «Звёздочки»

«Мы маленькие звездочки,

Но в лагере сияем.

Мы маленькие звездочки

Во всём всех побеждаем»

  • «Перцы»

«В каждом перце бьется сердце»

  • «Ералаш»

«Утром пользуйся девизом: Будь готов к любым сюрпризам»

  • «Улыбка»

«Жизнь без улыбки – ошибка»

Средний возраст:

  • «Skittles»

«Skittles не кисни, в лагере зависни!»

  • «Stand up»

«Выше нас только звезды»

  • «Стробоскоп»

 «Светим быстро, светим жарко, зажигать мы будем ярко»

  • «Бикини Боттом»

«Наш отряд Бикини Боттом. Мы живем в краю далеком. Нет погоды, нет тепла. Все равно мы здесь, ура!»

  • «Маркеры»

«Мы пишем историю своих побед»

  • «К звездам»

«Радость взлёта, боль падений - ждут нас в поиске мечты,

Но без страха и сомнений - мчимся к звездам, я и ты!»

Старший возраст:

  • «Гуашь»

«У нас особенный типаж, мы разноцветны, как гуашь»

  • «Green Day»

«Называют нас Green Day. We have party everyday»

  • «Пиши как надо»

«Хоть стой, хоть падай, хоть пляши

 Хоть плачь и смейся до упада.  

 Но день сегодняшний сохрани

 В архив побед ПИШИ КАК НАДО»

  • «Стиляги»

«Мы «Стиляги» – мы крутые. Да! Да! Да! Дружба, смелость, стойкость, доблесть навсегда. Да!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка вожатого

Для учителей начальных классов и студентов...

Методическая копилка вожатого

В методической копилке собран материал, который пригодится на протежении всей смены. От самого момента знакомства до прощальных свечей. Надеюсь материал будет для вас полезным....

Методическая копилка вожатого

Материал разработан и может быть использован педагогами - вожатыми в детском лагере дневного пребывания на базе школы....

Методическая копилка вожатого

Методическая копилка вожатого содержит все основыне игры (по категориям), ктд, дивизы, речёвки и прочее. Неоценимая мопощь вожатому или воспитателю в лагерь....

Методическая копилка игр вожатого

Игры на знакомство, выявление лидера, сплочение коллектива, доверие и подвижные игры для младшего, среднего и старшего возрастов....