Программа духовно-нравственного развития, воспитания.
рабочая программа (1 класс) на тему

Решетникова Ирина Михайловна

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной умственной отсталостью в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,  в  совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания.

Основой для разработки  программы являются следующие нормативные документы:

 I. Международные акты в области защиты прав и законных интересов ребенка

- Всеобщая декларация прав человека

- Декларация о правах умственно отсталых лиц

- Декларация о правах инвалидов

- Конвенция о правах ребенка

II. Федеральные документы

- Конституция РФ

- ФЗ "Об образовании"

- ФЗ "О персональных данных"

- ФЗ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"

          - Письма Министерства образования и науки  РФ от 11.08.2016 г. №ВК- 1788107 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью»

III. Локального уровня

- Устав школы

- Образовательная программа ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной умственной отсталостью в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,  в  совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающегося нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт,  общаться и взаимодействовать с                людьми.  Поддержание у ребенка        положительных        эмоций        и        добрых                чувств        в        отношении        окружающих        с использованием                        общепринятых                        форм   общения, как вербальных, так                и невербальных.                Независимо                от                внешних        проявлений                инвалидности,                взрослые, сопровождающие  обучение  и   воспитание  ребенка,                общаются  с  ним  как   с  обычным ребенком,                без        проявлений        жалости,        которая        унижает                человеческое        достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным   требованием   ко   всем работникам  школы.                Взрослый,        являясь  носителем нравственных ценностей,  будет эталоном,  примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в  то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно»,  в то,  что «мне помогут,  если у  меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации  успеха,  мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности.  В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их  усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость,  доброжелательность.  От  реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойных реакций, проявлениям терпения и уважения  к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.

Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы,  являются: экскурсии,  праздники, походы и др.

Ожидаемые личностные результаты

Способность замечать и запоминать происходящее, замечая какие события, изменения происходят в жизни;

Умение выражать свои желания, делая выбор; Контроль своих эмоций и поведения;

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе.

Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающегося с умеренной умственной отсталостью вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

-Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

-Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены,  здоровьесбережения,  режима дня;

-Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающегося с учетом его возрастных, психофизических особенностей;

-Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

Цель и задачи программы реализуются на уроках по предмету: «Окружающий природный мир»,  в ходе коррекционных занятий, а также в рамках внеурочной деятельности.

Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, спортивно- развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, поездки и др.

Ожидаемые личностные результаты

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;

Интерес и бережное отношение к природе;

Готовность        безбоязненно обращаться        к врачу        по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

      Программа внеурочной деятельности

Основными организационными формами внеурочной деятельности,  на  основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия,  дни здоровья,  беседы, походы.

Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающегося путем организации проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность ребенка с умственной отсталостью и  детей,  не имеющих каких-либо нарушений развития.

Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии и участие в общешкольных мероприятиях, в рамках рабочих программ, разработанных школой  по  разным  направлениям внеурочной деятельности: выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники.

Задачи

  1. Создавать условия для развития социально-эмоциональных, общекультурных умений.
  2. Расширять контакты обучающегося с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.

Виды работы

Организация и проведение школьных праздников, утренников, концертов. Экскурсии в парк, театр.

Занятия на базе реабилитационного центра.

Включение родителей в организацию внеурочной деятельности.

Ожидаемые личностные результаты

Наличие:

- мотива к общению с разными людьми;

-повышения речевой активности;

-наличие адекватных реакций и действий на обращения знакомых и незнакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой, кивнуть головой);

-выполнять с окружающими людьми игровые действия;

-умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства.

Возможные предметные результаты

Наличие умения:

-пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, жалости, радости, указательные. Пиктограммы: хорошо, грустно, спасибо.

-подавать коммуникативному партнеру карточку, чтобы получить желаемый предмет.


Содержание программы

Название мероприятия

Планируемая        деятельность ребенка в мероприятии

Ответственный

«1 сентября – День Знаний»

присутствие        на        торжественной линейке, концерте

Учитель        и/о,        педагог- организатор

Родители

Экскурсии в осенний парк

Наблюдения        за        сезонными изменениями в природе

Учитель, родители

Посещение бассейна

Учитель, родители

«Новый год»

подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки;

присутствие на новогоднем празднике

Учитель        и/о,        педагог- организатор

Учитель        и/о,        педагог- организатор

«Масленица»

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии.

Учитель        и/о,        педагог- организатор

Родители

23-февраля

знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия»

Учитель        и/о,        педагог- организатор

Родители

8 –е марта

знакомство с атрибутами праздника, разучивание стихотворения для поздравления мамы.

Учитель        и/о,        педагог- организатор

Родители

«Пасха»

подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений

Учитель        и/о,        педагог- организатор

Родители

Игра

игры с мячом, куклой, настольные дидактические        игры        «Лото»,

«Домино».

Учитель, родители

Прогулки на улице Экскурсии в весенний парк

игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк.

Учитель и/о Родители

День Победы.

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии.

Учитель        и/о,        педагог- организатор

Родители

До свидания, первый класс!

подготовка к мероприятию: участие  в мероприятии.

Учитель и/о Родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...