Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
статья на тему

 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.Под понятием коммуникативные качества речи понимается  объективное существующие свойства и признаки речи, определяющие степень её коммуникативного совершенства. Важными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, уместность, чистоту, выразительность, точность и логичность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc93.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Выполнил:

 учитель начальных классов

Каюмова Эльвира Мазгаровна

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения.

Под понятием общения понимается специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членов единого общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Можно сказать, что любое взаимодействие между людьми - это и есть общение. В процессе передачи информации в общении осуществляется с помощью различных знаковых систем. Выделяют два вида коммуникации: вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т. п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации. Главным средством вербальной коммуникации является язык. Система знаков, выражений, действий и правил, используемых для передачи мысли другим людям является язык. Общение для партнеров доступно лишь тогда, когда используется один и тот же язык. Основной единицей языка является слово. Слово - это знак, символ, значение, посредством которого обозначаются все явления реального мира, встречающиеся в жизнедеятельности человека. Язык реализуется в речи. Речь - это язык в действии, исторически сложившаяся в ходе взаимоотношений и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком [1].        

Под понятием коммуникативные качества речи понимается  объективное существующие свойства и признаки речи, определяющие степень её коммуникативного совершенства. Важными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, уместность, чистоту, выразительность, точность и логичность.

Многочисленные неоправданные заимствования иноязычных слов и выражений, увлечение неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка — все это приводит к неясности, путаности, нелогичности высказываний [2].

Было показано, что в теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества близкими родственниками.

         Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Именно с самого раннего возраста ребенок начинает общаться и говорить. При поступлении в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Большое внимание в психологии и педагогике уделяется развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативной речевой стороне при традиционной подготовке школе. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнёра, ради которых ребёнок вступает в общение с ним [3].

Процесс общения младших школьников  всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением  встать на точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности. Способность к общению включает в себя:

Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)

Знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)

Умение организовать общение («Я умею»)

Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности младших школьников [2].

В новом проекте стандартов коммуникативные действия включают в себя следующие особенности:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения, реализация.

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств  коммуникации [3].

        В ходе изучения проблемы формирования была проведена экспериментальная работа, с целью выявления сформированности коммуникативных уровней у младших школьников. Данное исследование показало, что у младших школьников средний уровень формированности коммуникативных универсальных учебных действий. Дети мало сотрудничают, организуют совместную деятельность при поиске информации, так же недостаточно владеют монологическими и диалогическими формами речи и.т.д.

Таким образом, учителям начальных классов необходимо  для реализации выше поставленных условий  использовать:

- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними;

- проблемные ситуации. В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учётом интересов сверстников;

- на уроках групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности  к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.

- оценивание друг друга и себя (сопоставление работы с образцом;  вырабатывание критерии оценки учебной работы; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека; умение давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулирование предположения о том, как искать недостающий способ действия).

Литература:

1.Васильева,  А.Н. Основы культуры речи. [ Текст] / А.Н. Васильева  -М., 2010

2. Ипполитова, Н. А. и др. Русский язык и культура речи.  [ Текст] / Н. А. Ипполитова, О.Ю. Князева , М.Р. Савова – М., 2004.

3. Алексеева, С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. [Текст]/ Ипполитова, Н. А., Анашенкова, С.В., Биболетова, М.З.   -М: Просвещени, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»

Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...

Статья на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению».

Статья на тему  «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению»....