Рабочая программа кружка "Начальное техническое моделирование"
рабочая программа (2 класс) по теме

Пояснительная записка и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_nachalnoe_tehnicheskoe_modelirovanie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           За основу данной программы взята типовая программа А.П.Журавлевой «Кружок начального технического моделирования» («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся»: - М.Просвещение.1988.) и является модифицированной и предусматривает дополнительное образование, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в области техники и художественного конструирования.

Целью данного курса является обучение учащихся основам конструирования моделей из бумаги и ознакомление их с принципами моделирования.

Задачи:

1. Помочь каждому ребёнку выявить и осознать свои потенциальные возможности в области технического творчества.

2. Привить интерес к технике и пробудить творческую инициативу.

3. Сформировать необходимые умения и навыки в сфере технического творчества.

4. Сформировать умение самостоятельно решать технические задачи в процессе изготовления моделей.

5. Содействовать социальной адаптации личности к жизни в окружающем мире.

           Программа кружка «Начальное техническое моделирование» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа построена по принципу постепенного усвоения содержания, способствует развитию творческого потенциала ребенка, одаренности. С целью развития пространственного представления у детей в соответствующих темах предложены поделки, сложность которых позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их практическую подготовленность. Содержание программы тесно связано с учебными программами по трудовому обучению для начальных классов. Ведущей идеей программы является способствование выявлению и развитию творческого потенциала ребенка с раннего возраста. Содержание программы направлено на формирование материальной и духовной культуры ребенка. Кроме познавательной информации и практических навыков по техническому моделированию и художественному конструированию, ребенок получит возможность почувствовать себя мастером, испытать гордость за свою работу.

           Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал - бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

• формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;

• формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,

• бережному отношению к труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать последовательность действий;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

• учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;

• учиться корректировать, вносить изменения в работу;

• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

• учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;

• выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.

Коммуникативные УДД:

• учиться выражать свои мысли;

• учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.

Предметные результаты:

  • знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами»,
  •  уметь соблюдать правила техники безопасности;
  •  иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
  •  уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
  • уметь конструировать изделия по готовым развёрткам;
  •  уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «оригами»;
  •  уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

работа с шаблонами;

творческое конструирование;

показ образца выполнения последовательности работы.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.

Содержание программы

1. Вводное занятие. (1ч)

План и порядок работы объединения.  Материалы, инструменты, их применение.

Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.

 2. Оригами: знакомство с техникой «оригами», базовые формы оригами. (8 ч)                        Условные обозначения, принятые в оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».

Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами». Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм.

3. Модульное оригами. (8ч.)

 Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу фигур насекомых, растений, животных.

4. Графическая подготовка. (2ч)

Понятие о линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого и невидимого контура, линия сгиба и центровая линия, сплошная, тонкая. Понятие об осевой симметрии и симметричных фигурах. Параллельные и перпендикулярные линии. Деление круга на 2, 4, 8 частей. Понятие о геометрические фигурах и телах. Их развертка.

5. Объемные поделки на основе квадратов и прямоугольников. (3ч)

Изготовление простейших разверток геометрических тел. Изготовление по ним макетов мебели, домов, беседок.

6. Простейшие авиамодели (4 ч)

Понятие о техническом рисунке (наглядное изображение без точного соблюдения размеров объекта), эскизе (построение от руки с приблизительным сохранением размеров). Перевод на бумагу эскизов при помощи копировальной бумаги.

Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести. Способы запуска модели. Устройство планеров (фюзеляж, крыло, хвостовое оперение). Изготовление силуэтных моделей планеров и самолетов на рейке (дельта, утка). Изготовление объемных моделей самолётов "УТ-2", "МИГ-23". Соревнования на дальность полета.

7. Простейшие силуэтные и объемные автомодели.(4ч)

Понятие о простейшем чертеже - построение с линейкой с соблюдением размеров. Чтение простейшего чертежа.

Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения. Детали модели: рама, корпус, кабина, двигатель, руль, колеса. Изготовление силуэтных моделей легкового автомобиля, объёмных моделей.

8. Изготовление моделей из бросового материала (3ч)

Беседа "Бросовый материал и его волшебные превращения". Изготовление по собственному замыслу роботов, легковых машин, грузовых машин, космических кораблей, гоночных автомобилей, весов, тачки из коробок разных форм и размеров и спичечных коробков, металлических и пластмассовых банок и бутылок, полиэтиленовых пробок, кусков про во токи, исписанных стержней, карандашей без грифеля и т.д.

9. Заключительное занятие. (1ч)

Подведение итогов за год. Перспективы работы в следующем году.

Литература

1. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,

2. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.

3. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
  2. http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
  3. http://planetaorigami.ru/
  4. http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
  5. http://stranamasterov.ru

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

Оригами: знакомство с техникой «оригами», базовые формы оригами.

1

7

8

3

Модульное оригами.

1

7

8

4

Моделизм. Графическая подготовка.

1

1

2

5

Объемные поделки на основе квадратов и прямоугольников.

1

2

3

6

Простейшие авиамодели

1

3

4

7

Простейшие силуэтные и объемные автомодели.

1

3

4

8

Изготовление моделей из бросового материала.

1

2

3

9

Заключительное занятие.

1

1

Итого:

9

25

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Начальное техническое моделирование"

Программа дополнительного образования детей "Начальное техническое моделирования"    способствует всестороннему развитию личности: воспитывает трудолюбие, стремление учиться, раскрыва...

ЮНЫЙ ТЕХНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 ГОДА по образовательной программе начального технического моделирования «ХОЧУ ВСЁ УМЕТЬ»

   Данная рабочая тетрадь позволит обучающемуся в интересной, увлекательной форме познакомиться с приемами работы с чертежными инструментами,  научиться использовать различный ин...

ЮНЫЙ ТЕХНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 ГОДА по образовательной программе начального технического моделирования «ХОЧУ ВСЁ УМЕТЬ»

   Данная рабочая тетрадь позволит обучающемуся в интересной, увлекательной форме познакомиться с приемами работы с чертежными инструментами,  научиться использовать различный ин...

Рабочая программа по техническому моделированию

     Начальное техническое моделирование - это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов....

Дополнительная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование"

Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» имеет научно-техническую направленность с элементами спортивно-технической направленности. Программа ориентир...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Образовательная программа «Начальное техническое моделирование»

Образовательная программа  "Начальное техническое моделирование" технической направленности разработана на основе программ по начальному техническому  конструированию и техническом...