Рабочая программа кружка "Начальное техническое моделирование"
рабочая программа (2 класс) по теме
Пояснительная записка и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_nachalnoe_tehnicheskoe_modelirovanie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
За основу данной программы взята типовая программа А.П.Журавлевой «Кружок начального технического моделирования» («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся»: - М.Просвещение.1988.) и является модифицированной и предусматривает дополнительное образование, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в области техники и художественного конструирования.
Целью данного курса является обучение учащихся основам конструирования моделей из бумаги и ознакомление их с принципами моделирования.
Задачи:
1. Помочь каждому ребёнку выявить и осознать свои потенциальные возможности в области технического творчества.
2. Привить интерес к технике и пробудить творческую инициативу.
3. Сформировать необходимые умения и навыки в сфере технического творчества.
4. Сформировать умение самостоятельно решать технические задачи в процессе изготовления моделей.
5. Содействовать социальной адаптации личности к жизни в окружающем мире.
Программа кружка «Начальное техническое моделирование» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа построена по принципу постепенного усвоения содержания, способствует развитию творческого потенциала ребенка, одаренности. С целью развития пространственного представления у детей в соответствующих темах предложены поделки, сложность которых позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их практическую подготовленность. Содержание программы тесно связано с учебными программами по трудовому обучению для начальных классов. Ведущей идеей программы является способствование выявлению и развитию творческого потенциала ребенка с раннего возраста. Содержание программы направлено на формирование материальной и духовной культуры ребенка. Кроме познавательной информации и практических навыков по техническому моделированию и художественному конструированию, ребенок получит возможность почувствовать себя мастером, испытать гордость за свою работу.
Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал - бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
• формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
• бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
• учиться корректировать, вносить изменения в работу;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
• выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
- знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами»,
- уметь соблюдать правила техники безопасности;
- иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
- уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
- уметь конструировать изделия по готовым развёрткам;
- уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «оригами»;
- уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
работа с шаблонами;
творческое конструирование;
показ образца выполнения последовательности работы.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.
Содержание программы
1. Вводное занятие. (1ч)
План и порядок работы объединения. Материалы, инструменты, их применение.
Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.
2. Оригами: знакомство с техникой «оригами», базовые формы оригами. (8 ч) Условные обозначения, принятые в оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».
Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами». Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм.
3. Модульное оригами. (8ч.)
Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу фигур насекомых, растений, животных.
4. Графическая подготовка. (2ч)
Понятие о линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого и невидимого контура, линия сгиба и центровая линия, сплошная, тонкая. Понятие об осевой симметрии и симметричных фигурах. Параллельные и перпендикулярные линии. Деление круга на 2, 4, 8 частей. Понятие о геометрические фигурах и телах. Их развертка.
5. Объемные поделки на основе квадратов и прямоугольников. (3ч)
Изготовление простейших разверток геометрических тел. Изготовление по ним макетов мебели, домов, беседок.
6. Простейшие авиамодели (4 ч)
Понятие о техническом рисунке (наглядное изображение без точного соблюдения размеров объекта), эскизе (построение от руки с приблизительным сохранением размеров). Перевод на бумагу эскизов при помощи копировальной бумаги.
Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести. Способы запуска модели. Устройство планеров (фюзеляж, крыло, хвостовое оперение). Изготовление силуэтных моделей планеров и самолетов на рейке (дельта, утка). Изготовление объемных моделей самолётов "УТ-2", "МИГ-23". Соревнования на дальность полета.
7. Простейшие силуэтные и объемные автомодели.(4ч)
Понятие о простейшем чертеже - построение с линейкой с соблюдением размеров. Чтение простейшего чертежа.
Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения. Детали модели: рама, корпус, кабина, двигатель, руль, колеса. Изготовление силуэтных моделей легкового автомобиля, объёмных моделей.
8. Изготовление моделей из бросового материала (3ч)
Беседа "Бросовый материал и его волшебные превращения". Изготовление по собственному замыслу роботов, легковых машин, грузовых машин, космических кораблей, гоночных автомобилей, весов, тачки из коробок разных форм и размеров и спичечных коробков, металлических и пластмассовых банок и бутылок, полиэтиленовых пробок, кусков про во токи, исписанных стержней, карандашей без грифеля и т.д.
9. Заключительное занятие. (1ч)
Подведение итогов за год. Перспективы работы в следующем году.
Литература
1. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,
2. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.
3. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.
Интернет-ресурсы:
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
- http://planetaorigami.ru/
- http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
- http://stranamasterov.ru
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Оригами: знакомство с техникой «оригами», базовые формы оригами. | 1 | 7 | 8 |
3 | Модульное оригами. | 1 | 7 | 8 |
4 | Моделизм. Графическая подготовка. | 1 | 1 | 2 |
5 | Объемные поделки на основе квадратов и прямоугольников. | 1 | 2 | 3 |
6 | Простейшие авиамодели | 1 | 3 | 4 |
7 | Простейшие силуэтные и объемные автомодели. | 1 | 3 | 4 |
8 | Изготовление моделей из бросового материала. | 1 | 2 | 3 |
9 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 9 | 25 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Начальное техническое моделирование"
Программа дополнительного образования детей "Начальное техническое моделирования" способствует всестороннему развитию личности: воспитывает трудолюбие, стремление учиться, раскрыва...
ЮНЫЙ ТЕХНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 ГОДА по образовательной программе начального технического моделирования «ХОЧУ ВСЁ УМЕТЬ»
Данная рабочая тетрадь позволит обучающемуся в интересной, увлекательной форме познакомиться с приемами работы с чертежными инструментами, научиться использовать различный ин...
ЮНЫЙ ТЕХНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 ГОДА по образовательной программе начального технического моделирования «ХОЧУ ВСЁ УМЕТЬ»
Данная рабочая тетрадь позволит обучающемуся в интересной, увлекательной форме познакомиться с приемами работы с чертежными инструментами, научиться использовать различный ин...
Рабочая программа по техническому моделированию
Начальное техническое моделирование - это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов....
Дополнительная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» имеет научно-техническую направленность с элементами спортивно-технической направленности. Программа ориентир...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
Образовательная программа «Начальное техническое моделирование»
Образовательная программа "Начальное техническое моделирование" технической направленности разработана на основе программ по начальному техническому конструированию и техническом...