Программа "Начальное техническое моделирование"
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Ломоносова Ольга Николаевна

  Программа дополнительного образования детей "Начальное техническое моделирования"    способствует всестороннему развитию личности: воспитывает трудолюбие, стремление учиться, раскрывает внутренние резервы и творческие способности учащихся. 

  Занятия начальным техническим моделированием являются  одним из вариантов активного отдыха детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к образовательной программе

 дополнительного образования детей

«Начальное техническое моделирование»

        Задачи трудового воспитания школьников определяются интересами дальнейшего общественно-экономического развития нашей страны и общей целью формирования нового человека. Они состоят главным образом в том, чтобы воспитать у детей трудолюбие, потребность трудиться, формировать творческое отношение к труду. Всё это в конечном результате способствует всестороннему развитию личности. Побудить личность к поиску, активному труду, раскрыть её внутренние резервы, дать школьникам практическую направленность в развитии творческих способностей целесообразнее в рациональном сочетании уроков и занятий в творческих объединениях различной направленности.

      Занятия начальным техническим моделированием являются одним из вариантов содержательного отдыха детей.

        Программа дополнительного образования детей «Начальное техническое моделирование» была спланирована на три года обучения. Практика работы показала, что дети с удовольствием посещают занятия творческого объединения, участвуют в выставках, конкурсах и других мероприятиях. По просьбе родителей было решено продолжить работу т.о. и разработать программу обучения для четвёртого года обучения.

         Особенности программы 4 года обучения

         Программа  4 года обучения расширяет задачи третьего года, систематизируя и углубляя технологические знания, совершенствуя полученные умения и навыки. Виды практической деятельности и предложенная последовательность выполнения заданий определяются возрастными особенностями четвероклассников. В ходе обучения постепенно возрастает степень сложности конструкции изготавливаемых изделий, предоставляя возможность обучающимся проявлять творческую инициативу и самостоятельность. В программу введено бисерное рукоделие, т.к. поделки и сувениры из бисера радуют глаз сочными красками и ярким блеском; эти изделия – прекрасный подарок на любой праздник; в бисероплетении фантазия и возможности детей не ограничены.

       Программа 4 года обучения рассчитана на 72 учебных часа – по 2 часа в неделю.

       Школьники будут использовать материалы, с которыми они уже знакомы и новые. Это пластическая масса из солёного теста, ватман, крепированная и бархатная бумага, вельвет, тонкое сукно, трикотаж, синтепон, канва, шпагат, пластиковые ёмкости, бисер и др.

       В процессе обучения дети будут пользоваться теми же инструментами, которыми пользовались предыдущие годы.

  Основные учебно-воспитательные задачи 4 года обучения.

  1. Развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
  2. Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека ;
  3. Овладение начальными техническими знаниями, трудовыми умениями и навыками, способами планирования и организации трудовой деятельности; объективной оценки своей работы; практическим применением правил сотрудничества в коллективной деятельности;
  4. Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.

        Содержание программы  4 года обучения

  1. Вводное занятие. Цели и задачи, режим работы. Правила обучения обучающихся. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Инструктаж по ОТ и ТБ. Презентация работы т.о.

  1. Изготовление изделий из природного материала.

        Краткая характеристика операций обработки соломы: уметь разрезать соломины вдоль ножом, разглаживать их для получения соломенных лент, наклеивать соломенные ленты на бумагу для получения соломенного полотна, наклеивать ленты на изображения вдоль или поперёк.

п/р. Изготовление плоских изделий из соломенных лент: выбор материала с учётом его поделочных качеств; соединение деталей изделия клеем. Создание декоративных композиций по собственному замыслу: создание декоративных композиций в технике аппликационных работ. Создание рамок для картин и фотографий , украшенных в технике аппликационных работ из соломки.

Объекты труда: изготовление декоративных композиций, рамок.

  1. Изготовление изделий из бумаги и картона.

        Характеристика операций обработки бумаги и картона: уметь изгибать заготовку по жёсткому ребру, скручивать, отрывать. Основные способы соединения деталей изделия: склеивание, соединение в «надрез», встык, внахлёст, переплетением.

       Практические работы. Изготовление плоских и объёмных изделий из бумаги и картона по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовок с учётом свойств материалов и размеров изделия; разметка заготовок, деталей циркулем; резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, надрезание ножницами и ножом; изгибание по жёсткому ребру, скручивание на оправке, отрывание, прокалывание шилом, соединение деталей клеем, «в надрез», внахлёст, переплетением, встык; сборка изделия; декоративное оформление изделия аппликацией, окрашиванием.

         Создание изделий по собственному замыслу: моделирование из геометрических тел.

         Варианты объектов труда: открытки, игрушки, изделия в технике оригами, головоломки, декоративные композиции, маски.

4.  Изготовление изделий из пластичных материалов.

           Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: уметь подготавливать однородную массу, примазывать детали, прилеплять мелкие детали.

          П/р. Изготовление изделий из пластичных материалов: формообразование деталей изделия; соединение деталей примазыванием; приёмы создания фактурной поверхности; использование разных материалов для оформления изделия. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

         Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой и неживой природы.

        Объекты труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы, сказочные образы), изготовление декоративных рельефов.

5. Изготовление изделий из текстильных материалов.

       Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: уметь размечать детали по выкройкам, смётывать и сшивать детали с прямыми и кривыми срезами, набивать детали игрушки. Натягивать нитки на картонную основу, обматывать нитками картонные кольца. Способы выполнения ручных швов: «строчка», «простой крест», «потайной шов», тамбурный шов и его варианты, стебельчатый шов.

П/р. Изготовление плоских и объёмных изделий из текстильных материалов: подбор ткани и ниток с учётом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; ниточное соединение деталей; соединение деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями из бумаги, вышивкой, фурнитурой.

       Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из ткани и ниток.

       Объекты труда: вышитые закладки, ленты, мини – панно, изготовление мягкой игрушки, изделия в нитяной графике.

6. Изготовление изделий из проволоки и бисера (бисероплетение)

       Краткая характеристика операций обработки проволоки и бисероплетения: уметь различать заготовки из проволоки нужной длины, плести по схемам, сгибать и скручивать заготовки; скреплять части между собой; правила хранения бисера, закрепления заканчивающейся нити, бисероплетения по схемам. Методы низания на проволоку: низание петлями, дугами, метод параллельного низания.

       П/р. Правка и резание заготовок, плетение проволокой и бисероплетение по схемам, сгибание и скручивание на оправке, способы соединения частей из проволоки, плетение сувениров и игрушек из бисера.

       Объекты труда: изготовление брелков, брошек, игрушек и сувениров из бисера.

     В конце 4-го года обучения учащиеся должны знать/понимать:

  1. Область применения и назначения ручных инструментов, простейших материалов;
  2. Правила организации труда;
  3. Элементарные свойства бумаги, картона, некоторых тканей, их использование, применение, доступные способы обработки;
  4. Способы применения шаблонов;
  5. Способы склеивания деталей;
  6. Способы соединения деталей из бумаги, картона, ткани.
  7. Правила сборки макетов и моделей;
  8. Методы низания на проволоку;
  9. Необходимые правила Т.Б. в процессе всех этапов работы.

Уметь:

  1. Выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности; контроль за её ходом и результатами;
  3. Осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль, соотносить результаты деятельности с образцом;
  4. Получать необходимую информацию об объектах деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;
  5. Изготавливать изделия из доступных материалов; выбирать материалы с учётом их свойств, определяемых по внешним признакам;
  6. Осуществлять декоративное оформление изделий;

Тематический план

4-й год обучения

    тема

Кол-во

 часов

 всего

В том

 числе

 теория

В том

числе

 практика

Вводное занятие

2

2

Изделия из природного материала

6

1

5

Изделия из бумаги и картона

20

4

16

Изделия из пластичных материалов

8

1

7

Изделия из текстильных материалов

22

3

19

Изделия из проволоки и бисера

14

3

11

                                         Всего часов                    72            14            58

Календарно-тематическое  планирование творческого объединения «Начальное техническое моделирование»

 МОУ ДОД Монастырщинского Центра внешкольной работы на 2009-2010 учебный год


п/п

тема

Кол-во

 часов

Сроки

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ОТ и ТБ.

2

2-3

Изделия из природного материала.

Декоративные композиции из соломки.

4

4

Изготовление рамок для фотографий, украшенных аппликацией из соломки.

2

5

Изделия из бумаги и картона.

Поздравительная открытка

2

6-7

Объёмные игрушки: лошадь, котёнок.

4

8

Бусы из бумаги в технике оригами.

2

9

Конструирование по типу оригами. Композиция «Медведи в лесу».

2

10

Конструирование по типу оригами. Композиция «Слон и Моська».

2

11-12

Декоративные композиции по собственному замыслу детей. Беседа «Свойства и назначение крепированной бумаги».

4

13-14

Маски из бумаги.

4

15

Изделия из пластичных материалов.

Фигурки из глины: животные, птицы.

2

16-17

Сказочные образы из солёного теста.

4

18

Декоративные рельефы из солёного теста.

2

19

Изделия из текстильных материалов.

Швы «через край», потайной шов. Закладка.

2

20

Стебельчатый шов. Лента.

2

21-22

Мини – панно. Тамбурный шов и его варианты.

4

23

Оформление изделий вышивкой простым крестом.

2

24

Мягкая игрушка. Игольничек – мышка.

2

25-26

Мягкая игрушка. Лягушонок.

4

27-28

Мягкая игрушка «Девочка Смоляночка». Оформление игрушки вышивкой простым крестом.

4

29

Нитяная графика. Цветы.

2

30

Изделия из проволоки и бисера.

Брелок из проволоки.

2

31-32

 Бисероплитение. Брошь.

4

33

Бисероплетение. Рыбка.

2

34-35

Коллективный проект «Цветы»                                                    

4

36

Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

2

                                                                    Всего часов

72



Предварительный просмотр:

Тематический план 3 – го года обучения

     тема

кол-во

часов

в том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Экскурсия

2

-

2

3

Изготовление изделий из бумаги, картона и природного материала

*

38

17

21

4

Изделия из проволоки и фольги

*

2

1

1

5

Изделия из текстильных материалов

*

18

7

11

6

Изготовление изделий из полуфабрикатов

*

8

3

5

7

Итоговое занятие

2

-

2

8

Всего часов

72

29

43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"

Авторская программа дополнительного образования по НТМ на один год обучения....

Творческий отчет «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины»

Мой опыт по организации системы работы в объединении по начальному техническому моделированию по теме  «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей...

Программа технического моделирования

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие УУД: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отно...

Программа внеурочной деятельности обучающихся технической направленности «Начальное техническое моделирование»

С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в двухлетнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше управляют радио - и электрифицированными игрушками....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направлен...

Выступление на РПМО на тему: «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования»

Одной из педагогических задач для педагога дополнительного образования сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают обучающимся не только овладев...


 

Комментарии

Ломоносова Ольга Николаевна

Задачи трудового воспитания школьников определяются интересами дальнейшего общественно-экономического развития нашей страны и общей целью формирования нового человека. Они состоят главным образом в том, чтобы воспитать у детей трудолюбие, потребность трудиться, формировать творческое отношение к труду. На всё это направлена программа дополнительного образования детей "Начальное техническое моделирование"