Выступление на РПМО на тему: «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования»
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Марамыгина Елена Анатольевна

Одной из педагогических задач для педагога дополнительного образования сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают обучающимся не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать свой творческий потенциал, а в частности свои творческие и технические способности. «Творчество – это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное» (М.А. Москвина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpmo2022.docx139.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РПМО

Слайд1

Хочу представить вашему вниманию тему:                         «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования»

Слайд2

        Одной из педагогических задач для педагога дополнительного образования сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают обучающимся не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать свой творческий потенциал, а в частности свои творческие и технические способности. «Творчество – это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное» (М.А. Москвина)

Слайд3

Творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда дети учатся самостоятельно применять свои раннее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Творческие идеи появляются, когда личность испытывает потребность что-то изменить, усовершенствовать. Процесс творчества сочетает традиции и новаторство.

Слайд4

Развитие творческих способностей личности является важным условием культурного прогресса общества и воспитания человека. Ученый П.К. Енгельмеер утверждал, что творчество - характеристика организма, имеет склонность к развитию, а действие творческого потенциала человека рассматривал как не просто совокупность соответствующих качеств личности, а их сложная взаимосвязь.

Слайд5

В наше время высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека.  Мы наблюдаем информационный бум.  Растёт потребность в людях, умеющих самостоятельно  ставить  задачи,  принимать  решения,  инициативных, изобретательных, способных нестандартно мыслить, адаптироваться к социальным условиям. Поэтому, приоритетной целью образования становиться человек с развитым инновационным мышлением, который мог бы быстро гибко взаимодействовать с изменяющейся реальностью.

Слайд6

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. Ведь по мнению одного из ведущих исследователей проблем творчества (одаренности), П.Торренса, «творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Слайд7

Психологи и педагоги утверждают, что техническое творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех отраслях его деятельности. Все без исключения люди в определенной степени обладают творческим потенциалом, поэтому мы можем подчеркивать необходимость привлечения всех учеников к творческой деятельности с раннего возраста, иначе ребенок испытывает невосполнимые потери. Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть свои творческие способности. Сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Выполняя задание, учащийся должен не только и не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

 В основу обучения заложен принцип не загружать ребёнка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, черчения, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

 Подход к получению теоретических знаний в процессе практической работы.  Обучение через творчество.

Слайд8

Техническое моделирование и конструирование - один из популярных видов конструкторско- технологической деятельности учащихся.

 В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

Техническое моделирование - создание макетов и действующих моделей автомобилей, судов, самолетов, ракет по готовым чертежам, рисункам, образцам и описаниям. это обогащение детей общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Этот род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность.

Слайд9

На протяжении  более 20 лет  свою  педагогическую  деятельность  планирую  от простого к сложному, от плоского к объемному,  спираль обучения через творчество (вообразить- сделать-испытать и поиграть со сделанным- поделится с другими- обдумать результаты-вообразить по новой). Умение экспериментировать, развивать свои идеи и заимствовать чужие, чтобы генерировать собственные.

Развиваю технические и творческие способности, креативность и мышление учащихся на занятиях по программе «Юный конструктор» (возраст учащихся 7-10 лет). Способствует этому интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества:

аппликация, оригами, скрапбукинг, кардмейкинг, папье-маше,  пейп – арт, бумагопластика, паперкрафт, декупаж, айрис фолдинг, квиллинг.

Слайд10

На занятиях, по программе «Юный конструктор», учащиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с ручными и чертежными инструментами (ножницы, циркуль, канцелярский нож, шило и т.п.) изготавливая поделки по образцу, шаблону, техническому рисунку, собственному замыслу.

Конструируя и моделируя из бумаги получают наличие суммы сведений из различных областей: умение читать простейшие чертежи и схемы, что необходимо при изготовлении выкроек различной степени сложности.

Знакомятся с назначением, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и проектировать разноуровневые технические объекты и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавая оригинальные поделки ручной работы из бумаги и нетрадиционного и бросового материала (шкатулки, игрушки, рамки, открытки и т.п.) совершенствуют их внешний вид, оформляют ими помещения, развивая навыки дизайнерского искусства.

 Детям предоставляется возможность ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в творчестве, в том числе и в техническом (радиотехника, авиамоделирование, судомоделирование, робототехника).

На примере поделки

Спасибо за внимание, есть вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство с...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Игра «Что? Где? Когда?» 3 класс».

Данная публикация содержит сценарий игры "Что? Где? Когда?" .Его можно использовать во внеурочной деятельности для развития интеллекутуальных и творческих способностей учащихся....

Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...