Классный час на тему: «Права и обязанности школьника»
классный час (4 класс) на тему

Кокорюкина Кристина Владимировна

Включены стихотворения, различные задания для того, чтобы учащиеся соблюдали права и обязанности в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Права и обязанности школьника»

Цель и задачи:
1. Обобщить все права и обязанности школьника, скорректировать представление о правах и обязанностях школьника.

2. Совершенствовать навыки работы в группе, микрогруппе.

3. Вызвать желание (потребность) соблюдать права и обязанности в школе.

Ход работы

Этапы

Содержание воспитательного занятия

УУД

Организационный момент

Учитель:

Поэтесса Ирина Токмакова написала такие строки:

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть.

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

И он читать старается,

То значит он (вернее – я),

То значит он (вернее – я),

Он в школу собирается.

О чем говорится в стихотворении?

Ученики: О школьнике, который собирается в школу
Учитель: Верно! С  такой нотой мы открываем наш классный час на тему «Права и обязанности школьника»

Вводная беседа

Учитель: Школа это уже не детский сад и здесь каждый имеет свои права и обязанности. Давайте поговорим о том, что школьник имеет права, а что не имеет

Школьник не имеет права:

- опаздывать без уважительной причины;

- не выполнять домашние задания;

- плохо учиться;

- пропускать уроки без уважительной причины;

- врать старшим;

- обижать младших и своих сверстников;

- драться;

- молчать, если его обижают.

Школьник имеет права:

- право на учебу;

- право на каникулы;

- право на занятии в кружках и секциях;

- право на общение друг с другом;

- право на помощь в учебе;

- право на жизнь;

- право на медицинский уход.

Основная часть

Учитель: Сегодня поговорим о правах и обязанностях ученика в школе, но сначала разберемся. А что такое школа?
Ученики: Школа – общеобразовательное учреждение, которое дается государством для обучения учеников. Там они получают знания и воспитание.  

Учитель:  В школе есть столовая, куда мы ходим каждый день. И там нужно соблюдать правила.  Послушайте стихотворение, и скажите какие правила нужно соблюдать в школьной столовой?

Хорошо веди себя в школьной столовой

Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой.

А здесь есть правила свои,

Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел – и убери, друг мой,

Свою посуду за собой.

Учитель: Как вы считаете, в этом стихотворении указаны права или обязанности школьника?
Ученики: Обязанности. Т.к. ученик обязан в школьной столовой, которую предоставляет школа, вести себя спокойно и правильно. Не бегать, не мусорить и убирать за собой.
Учитель: Конечно! Также в школе присутствуют уроки физкультуры, которые вы тоже посещаете. И сейчас рассмотрим самые важные правила поведения на уроке физкультуры. А для начала, давайте проверим ваши знания о форме, которую нужно брать с собой на этот урок. Посмотрите на слайд, вам представлены предметы одежды. Выберите из них предназначенные на урок физкультуры.
Ученики: Футболка с короткими рукавами, спортивные штаны (или шорты) и удобные кроссовки.
Учитель: Верно! Теперь давайте прочтем правила поведения на уроке.

Учитель по выбору просит прочитать с доски правило.

Ученики:

  1. Приходите в той форме, которая принята в школе;
  2. Проследите, чтобы вам не мешали часы, украшения, заколки. Девочкам нужно убирать волосы;
  3. Если урок проходит на улице, ни в коем случае не выходите за пределы спортивной площадки;
  4. Чтобы избежать травм, делайте только те упражнения и только так, как говорит и показывает учитель;
  5. Во время выполнения упражнений будьте внимательны. Старайтесь не упасть и не толкнуть других учеников;
  6. Нельзя находиться слишком близко к ученику, который выполняет какое-либо упражнение.

Учитель: Сейчас еще раз разберемся, что относится к обязанностям. Я прочту вам стихотворения, а вы должны объяснить, почему это относится к обязанностям.

 

Волчонок в классе развлекался,

На стуле без конца качался,

На стенах мелом рисовал

И дверь ногою открывал.

Его ребята окружили,

Волчонку строго объяснили:

– Нам школа – это дом второй,

Всему здесь учат нас с тобой,

И мы беречь её должны –

Нам хулиганы не нужны!

Учитель: Как нужно поступать волчонку? Право это или обязанность?

Ученики: Волчонку нужно вести себя спокойно на уроках, сидеть ровно на стуле и не качаться. Нельзя рисовать на стенах, и двери нужно открывать руками. Это является обязанностью, потому что мы должны хорошо вести себя в школе, не так как волчонок.
Учитель: 

Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится:
Она то шубку поправляет,
То время по часам сверяет,
То обернётся посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.

Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потому-то, как Лисица,
Вам отвлекаться не годится.

        Учитель: Правильно ли вела себя Лисица? Это относится к праву или к обязанности?
Ученики: Это обязанность. Нельзя как Лисица вертеться на уроке, отвлекаться самому и других. Так можно ничему не научиться.

Учитель:

Главный помощник в учёбе – учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему –

Будь благодарен за это ему!

Учитель: О чем говорится в этом стихотворении? Почему это обязанность?
Ученик: В этом стихотворении говорится о школьных учебниках. Беречь их является нашей обязанностью. Нельзя рисовать в них ручкой, можно карандашом, чтобы потом стереть. Должны беречь их, чтобы и самим было приятно смотреть и учиться с такими учебниками, и следующему поколению.
Учитель: Как вы уже поняли, у всех нас есть свои права и обязанности. Но, что же такое право, а что такое обязанность? Кто знает?
Ученики:
 Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.
Учитель: Что значит - обязанности?
Ученики: - Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
Учитель: Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе. Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

Ученики: Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности.

(Работа по презентации)
Учитель: Из предложенного списка выберите, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.
Ученики: 

Права ребёнка:

* право на жизнь

* право свободно выражать свои взгляды и мнения

* право на образование

* право жить с родителями

* право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

* хорошо учиться

* помогать по дому

* заботиться о старших

* стараться самому обслуживать себя

* заботиться о младших

* не обсуждать поступки родителей с посторонними

(Работа с ситуациями)
Учитель: Сейчас я прочитаю вам несколько ситуаций, которые могли бы произойти в жизни, а вы мне скажете, что в этих ситуациях не так.

  1. Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения

Ученики: Нельзя себя так вести, потому что мы нарушаем права других учеников, мешаем им учиться.
Учитель: Молодцы. Следующая ситуация.

  1. Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова.

Ученики: Мы нарушаем свои обязанности и еще нарушаем права учителя. Также мешаем учиться другим ребятам.

Учитель: И последнее.

  1. На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями.

Ученики: Эта ситуация неправильна. Нельзя мешать учиться другим ученикам.

Учитель: Очень хорошо. А как вы думаете, кто такой обязательный человек? И что вообще означает слово «обязательный»?

Ученики: Обязательный человек - это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Учитель: Хорошо, ребята. Я надеюсь, что вы поняли, как важно быть обязательными людьми и выполнять все свои обязанности. Сейчас разделитесь по группам по 4 человека. Ваша задача нарисовать, как вы поняли, что такое обязанности учащегося в школе. Время дается 5 минут.
Учащиеся обговаривают в подгруппах и рисуют на листах определенные ситуации, которые раскрывают смысл понятия обязанности школьника.
Учитель: Время подошло к концу, заканчиваем рисовать. Выходим к доске и комментируем, что вы изобразили.
Ученики: 1. Мы показали на рисунке, что нужно хорошо себя вести в столовой, так как необходима дисциплина в этом месте. Мы должны молча кушать, не бегать с едой, убирать за собой посуду.
2. Мы показали на рисунке, что необходимо сидеть на уроке тихо, не перебивать учителя, поднимать руку для ответа, не мешать учиться остальным ребятам.
3. Мы показали на рисунке, что нужно аккуратно вести себя в школе, не мусорить в кабинетах и коридорах, а также поддерживать чистоту у себя в портфеле.
Учитель: Молодцы, вы справились с заданием! Следующее задание на закрепление называется «Фотовернисаж». Остаемся в  этих же подгруппах. Участники команд получают одинаковое количество рисунков. В течение 5 минут обсуждают содержание фотографий для того, чтобы соотнести статьи Конвенции о правах ребенка к ним. Через 5 минут команды озвучивают ответы. Начинаем работать!
Реквизит:

* текст со статьями

* рисунки, связанные с различными ситуациями в школе « Конвенции о правах ребенка»

Заключительная беседа

Ребята, теперь давайте проверим, полученные знания. Сейчас вы получите карточки со словами «да» и «нет». Я вам буду говорить утверждение, если вы согласны, то поднимаете карточку со словом «да», а если не согласны, то карточку со словом «нет».

1. Рисовать на партах нельзя (да)

2. Ребёнок обязан плохо учиться (нет)

3. На уроке нужно слушать музыку на телефоне (нет)

4. На урок физкультуры нужно приходить только в специальной спортивной форме (да)

5. Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту, как в задании школы, так и на её территории (да)

6. Ребёнок имеет право получать любые книги в школьной библиотеке (да)

Молодцы! На этом наш классный час заканчивается,  надеюсь, вы хорошо усвоили материал, и будете знать о своих правах и обязанностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....

Разработка внеклассного мероприятия. Классный час по теме "Права и обязанности"

В разработку включены познавательные игры, стихи, задания в ситуациях. Все эти приемы способствуют формированию правовой культуры у младших школьников....

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА.

КЛАССНЫЙ ЧАС   ПО ТЕМЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА....

Классный час на тему: "Права и обязанности школьника"

   Ученик, как и любой другой человек, имеет права. Образование является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и получить его – это право ребенка. Однако наряду с этим у...

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы» (3А класс)

Ц е л и:1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать предст...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА.

Знакомство с основными правами и обязанностями детей...