Ребенок в школе XXI века
статья на тему

Представление современной школы, в которой образовательный процесс направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_v_shkole_xxi_veka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ребенок в школе XXI века»

                                            Абросимова М.Н.,

                                                             учитель начальных классов

Московская область, г Серпухов

                                                 МБОУ «СОШ  № 11»

У многих из нас есть четкое понимание того, что школа ХХI века - современное учебное заведение инновационного характера.

Одна из приоритетных задач современной школы ХХI века: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка. Как подчеркнул Президент России в одном из своих посланий Федеральному собранию, - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным.

Современная российская школа, а она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, построила принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и внеурочная деятельность (дополнительное образование) детей стало равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создало единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации. В этих условиях школа наконец-то сможет преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе. 

Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Главная цель: создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе  направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. 

По большому счету основное и дополнительное образование (внеурочная деятельность) в школах ХХI века теперь не существуют друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование современного ребенка ХХI века является комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. 

В основном все занятия внеурочной деятельности проходят во второй половине дня.

Из огромного количества инновационных форм лучше выбрать лишь немногие, т.к. я считаю, что не имеет принципиального значения число используемых форм, а имеет значение использование таких форм, которые включают обучающихся в процесс добывания знаний и развития мышления, которые раскрывают способности детей, помогают приобретать уверенность в себе.

Обсудив вопросы внеурочной деятельности в современной школе, давайте перейдем от простого к сложному, а именно к учебным программам, по которым обучаются наши дети. Все программы можно условно разделить на две группы. Первая – традиционные программы, вторая – так называемые программы развивающего обучения.

Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных Федеральных государственных образовательных стандартов, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Таким образом, нет «плохих» и «хороших» программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, то есть обязательный минимум. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. Практически во всех программах сегодня реализованы идеи развивающего обучения.

Когда родители детей ХХI века учились в школе, тогда были другие программы и требования. Новые программы учат самостоятельному выбору решения, гибкости мышления, а не решения по образцу, как привыкли родители. Поэтому от родителей не требуется сидеть по нескольку часов, помогая ребенку с выполнением домашнего задания. Если у ребенка не получается самостоятельно выполнить домашнее задание, то учитель должен проанализировать, почему это случилось и помочь ребенку.

Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания. Ведь учитель — главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами.

Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом... Педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелегкий труд. Школа XXI века – школа, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях.

Если у меня спросят: «Какой я хочу видеть учеников и школу XXI века?». Я отвечу так:

«Школа, где ребенок чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. Вместе с тем школа XXI века должна не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, а создавать условия для их проявления и развития. Гибкое сочетание форм индивидуальной, групповой и коллективной работы позволит развивать и совершенствовать учебный процесс.»

Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"

Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....

Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."

              Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...

"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."

Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие  родителей в воспитание своих детей....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Презентация у окружающему миру 4 класс .УМК " Школа 21 века" тема"Искусство 18 века"

Презентация содержит материал о народной музыке и скоморохах в 18 веке на Руси....

Презентация "Мир ребенка в конце XVIII века - середине XIX века"

Презентация для занятия внеурочной деятельности с использованием ЭОР "Мир ребенка в конце XVIII века - середине XIX века"....