Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры.

           Поэты и писатели XIX века. А.С.Пушкин, В.И.Даль, Н.А.Некрасов.

Цель:  

-  расширять знания учащихся о поэтах и писателях 19 века;

- развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать;

- формировать устойчивый художественный интерес к литературному    

   творчеству отечественных поэтов и писателей;

- воспитывать художественно-эстетический вкус.  

 Оборудование: проектор, ноутбук, демонстрационная доска.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин)

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой нашей    

  страны.  Мы начали знакомство с искусством Древней Руси, продолжили изучать  

  культуру России 18 века. А сегодня мы познакомимся с поэтами и писателями XIX  

  века.

II.  Знакомство с новым материалом. (26 мин)

1. Вступительная беседа   ( слайд 1 )

    19век называют «золотым веком» русской культуры.

- Как вы думаете, почему ?

19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их всех невозможно. А чтобы рассказать о каждом, понадобится очень много уроков. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе и музыке, архитектуре и живописи. Многие имена поэтов, писателей  появились и стали известными именно в 19 веке. С некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.

- Отгадайте, о ком пойдет речь?

- Его называют «солнцем русской поэзии».

2. Знакомство с творчеством  А.С.Пушкина.

                       (сообщение ученика) , слайд 2, 3, 4.

               Стихотворение « Няне» (рассказывает ученик).

3.  Рассказ учителя. Сказки А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин одним из первых русских поэтов обратился к жанру сказки. А.С.Пушкин в Михайловском с благоговением слушал и записывал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. О впечатлении, какое они произвели на поэта, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки … Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин создает пять стихотворных сказок. Назовите их.

                                                (Слайд 5)

В каждой сказке проявляется народность, торжество добра над злом.

Кроме сказок А.С.Пушкин пишет свою первую поэму «Руслан и Людмила».

                                                (Слайд 6)

- Вспомните, какими строками она начинается?

4. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

- Отгадайте, из каких произведений эти строки?

*У лукоморья дуб зеленый…..(поэма «Руслан и Людмила»)

*Ветер по морю гуляет

   И кораблик подгоняет…..( «Сказка о царе Салтане.»)

*Ветер, ветер! Ты могуч,

  Ты гоняешь стаи туч…( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»)

*Ель растет перед дворцом,

  А под ней хрустальный дом….( «Сказка о царе Салтане.»)

*Вот пошел он к синему морю;

  Видит, море слегка разыгралось…( «Сказка о рыбаке и рыбке.»)

*Жил-был поп,

 Толоконный лоб.

 Пошел поп по базару,

 Посмотреть кой-какого товару….( «Сказка о попе и  работнике его Балде.»)

*Кири-ку-ку-

 Царствуй лежа на боку….( «Сказка о золотом петушке.»)

*И останутся на бреге

  33 богатыря,

 В чешуе златой горя….( «Сказка о царе Салтане.»)

*Вкруг ее стоит грозная стража,

 На плечах топорики держат.

 Как увидел старик-испугался!

 В ноги он старухе поклонился…( «Сказка о рыбаке и рыбке.»)

*Петушок с высокой спицы

 Стал стеречь его границы….( «Сказка о золотом петушке.»)

*Свет мой, зеркальце, скажи

 Да всю правду доложи

 Я ль на свете всех милее,

 Всех румяней и белее…..( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»)

*Звучит отрывок из сказки на CD  («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

5.  Проверь себя:     (слайд 7)

- Что вы узнали о детстве , творчестве, жизни А.С.Пушкина?

- Какие произведения вам нравятся больше всего?

- Почему А.С.Пушкина называют «солнцем русской поэзии» ?

6. Знакомство с творчеством В.И.Даля.

- Мы продолжаем знакомство с писателями 19 века.

  Отгадайте загадки:

1)Запорошила дорожки,

   Разукрасила окошки,

   Радость детям подарила

   И на санках прокатила. (Зима)

2)Она приходит с ласкою

   И со своею сказкою

   Волшебной палочкой взмахнет,

   В лесу подснежник расцветет. (Весна)

3)Пришла без красок и без кисти,

   Разукрасила все листья. (Осень)

4) 12 братьев друг за другом бродят,

   Друг друга не обходят. (Месяцы)

5)Гляжу в окошко-

   Бродит черная кошка. (Ночь)

6)Протянулся мост на семь верст,

   А в конце моста золотая верста. (Неделя)

- Как вы думаете, кто сочинил эти загадки?

Этого писателя называют «знаток русского народного творчества». Догадались, о ком пойдет речь?

В.И.Даль был удивительный человек - морской офицер, военный врач, ученый, собиратель произведений народного творчества. Современники считали его одним из самых образованных людей.

7.  Сообщение  ученика о В.И.Дале.  (Слайд 8, 9, 10)

8. Сказки В.И.Даля.  (Слайд 11)

- Какие сказки В.И.Даля вы знаете?

9. Пословицы русского народа.

  1. Объясните смысл пословиц:

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Береги землю родимую, как мать любимую.

  1. Доскажи пословицу:    (слайд 13-26)

10. Проверь себя:

- Какие три известные книги написал В.И.Даль?

- Где черпал материал для своих произведений?

- Кому адресованы произведения В.И.Даля?

- Какое значение сейчас имеют для нас книги В.И.Даля?

                                    Физкультминутка. (3 мин)

11. Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.

- Мы знакомимся еще с одним поэтом 19 века.

- Про него говорили так: «Он чувствовал чужие страдания»

                                           (Слайд 28)

1) Сообщение ученика о Н.А.Некрасове.    (Слайд 29)

Стихотворение «Мужичок с ноготок» (читает наизусть ученик).

2) Рассказ учителя.

Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой.

« Благословенная река, кормилица народа!»- говорил он о ней. Но именно здесь, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе.

Он бродил по берегу в жаркую погоду и, вдруг, услышал какие-то стоны, а вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

                     (Слайд 31 картина Репина «Бурлаки на Волге»)

Отрывок из стихотворения «На Волге» Н.А.Некрасова  читает наизусть ученик.

12. Проверь себя:

- Где родился и провел свое детство Н.А.Некрасов?

- Какие темы волновали Н.А.Некрасова в стихах?

III. Проверочная работа (7 мин)  

                              (Слайд 35-36)

     IV. Итог урока. (2 мин)

      - О чем мы сегодня говорили на уроке?

      - С какими писателями познакомились?

      - Что вы узнали о каждом из них?

      - Почему 19 век называют «золотым веком» русской культуры?

V.  Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин)

  1 уровень -  Подготовить наизусть стихотворение поэтов XIXвека.

  2 уровень -  Подготовить по учебнику и рассказать о поэтах и писателях XIXвека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство России 19 века. «золотой век русской культуры»

Слайд 2

Искусство России 19 века. «золотой век русской культуры»

Слайд 3

Мать-Надежда Осиповна Отец-Сергей Львович

Слайд 4

Няня-Арина Родионовна Яковлева Бабушка-Мария Алексеевна Ганнибал

Слайд 5

Сказки Пушкина

Слайд 6

Поэма «Руслан и Людмила»

Слайд 7

Проверь себя. В каком году родился А.С.Пушкин ? Кто были его родители ? Кого можно считать первыми учителями поэта ? Где учился А.С.Пушкин ? Какое образование получил ? Какую первую сказку-поэму он написал ? Какими строками она начинается ? Кто может ее рассказать ?

Слайд 8

Знаток русского народного творчества «золотой век русской культуры»

Слайд 9

Владимир Иванович Даль

Слайд 11

Сказки В.И.Даля

Слайд 12

Каждому свой край сладок. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Всяк своим разумом кормится. Пословицы русского народа

Слайд 13

Что посеешь, то и . . . . . . . . . Доскажи пословицу

Слайд 14

Что посеешь, то и пожнешь.

Слайд 15

Без труда не вытащишь и . . . . . . . . . .

Слайд 16

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Слайд 17

Родина-мать, умей . . . . . . . . .

Слайд 18

Родина-мать, умей за нее постоять .

Слайд 19

Береги землю родимую . . . . . . . . . . .

Слайд 20

Береги землю родимую как мать любимую .

Слайд 21

Какова пряха, такова на ней и . . . . . .

Слайд 22

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Слайд 23

Дружба крепка не лестью, а . . . . . . .

Слайд 24

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Слайд 25

Дерево живет корнями, а человек . . . . . .

Слайд 26

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Слайд 27

Проверь себя. Какие произведения написал В.И.Даль ? Где черпал материал для своих произведений В.И.Даль ? Кому адресованы произведения, написанные этим удивительным человеком?

Слайд 28

« Он чувствовал чужие страдания золотой век русской культуры»

Слайд 29

Николай Алексеевич Некрасов

Слайд 31

И.Е.Репин «Бурлаки на Волге .»

Слайд 32

Произведения Н.А.Некрасова

Слайд 33

Проверь себя . Где родился и провел свое детство Н.А.Некрасов? Какие темы волновали Н.А.Некрасова?

Слайд 34

Искусство России 19 века. «золотой век» русской культуры

Слайд 35

А.С.Пушкин родился в ……..году. Поэт учился в ……… . Первая сказка-поэма, написанная А.С.Пушкиным, называлась «…………» Поэма начинается такими строками:…………. . Допиши предложения

Слайд 36

В.И.Даль был удивительный человек-………, …………., ………… . Он написал три наиболее известные книги: «…….» , «………..» , «…………» Н.А.Некрасов говорил в своих стихах о ……….., ………….., …………. .

Слайд 37

А.С.Пушкин родился в 1799году. Поэт учился в лицее. Первая сказка-поэма, написанная А.С.Пушкиным, называлась «Руслан и Людмила». Поэма начинается такими строками: «У лукоморья дуб зеленый». Допиши предложения

Слайд 38

В.И.Даль был удивительный человек- морской офицер, военный врач, ученый. Он написал три наиболее известные книги: «Толковый словарь живого великорусского языка.» , «Пословицы русского народа», «Русские сказки». Н.А.Некрасов говорил в своих стихах о горькой доле простого народа- крестьян, рабочих, о справедливости и равноправии всех людей.

Слайд 39

молодцы ! ! !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира (2 класс) "Золотое кольцо России".

Конспект урока разработан в рамках курса "Окружающий мир" по программе Н.Ф. Виноградовой....

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Символы России"

Урок окружающего мира в 4 классе "Символы России" по системе Л.В.Занкова...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Золотое кольцо России"

Материалы презентации позволяют познакомить уащихся с достопримечательностями городов России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»

Тема: «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»Тип урока: открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и ...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс золотое кольцо россии Батищева Н.А

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс золотое кольцо россии Батищева Н.А...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...